Содержание материала

Причины пожаров и меры их устранения. Наиболее распространенными причинами пожаров в пассажирских вагонах являются: неосторожное обращение с огнем, курение, неисправность отопительных приборов (котлов, печей и разделок), отсутствие изоляции стен, потолка и пола котельного отделения, несоблюдение правил безопасности при топке, неисправность электрооборудования и электропроводки, нарушение правил пользования ими.

Пожары нередко возникают из-за неисправности отопительных приборов. Однако они происходят и при исправных приборах отопления вследствие неосторожности, допускаемой проводником вагона в работе (оставление дверцы топки в открытом положении, оставление вблизи котлов отопления или печи горючих материалов, сушка этих материалов на топках и т. п.).
При неправильном, неумелом и небрежном пользовании электричеством различные приборы, устройства или сами провода могут нагреваться настолько, что явятся причиной пожара. Много пожаров, в частности, происходит из-за короткого замыкания проводов в местах, где отсутствует изоляция, или при соединении их через какой-либо посторонний металлический предмет. Вследствие этого изоляция проводов воспламеняется.
Для автоматического выключения тока из сети в случае короткого замыкания или перегрузки служат предохрани тели. Исправный предохранитель, рассчитанный на определенный ток, гарантирует от возникновения пожара. Но если в сеть включен несоответствующий ей предохранитель или самодельный «жучок» из проволоки, который часто вставляют вместо перегоревшего предохранителя, то при коротком замыкании неизбежен пожар.
Чтобы предупредить возникновение пожаров, необходимо следить за тем, чтобы топочные дверцы были закрыты. За котлом или печью обязательно должен наблюдать проводник. При топке печей дровами поленья должны свободно входить в топку печи. Разогревание самоваров или кипятильников нужно производить только древесным углем. Категорически запрещается растапливать котлы отопления пассажирских вагонов бензином, керосином, нефтью и другими легковоспламеняющимися жидкостями. Нельзя также выбрасывать горящие угли и золу на ходу поезда.
В электрических сетях надо следить за тем, чтобы при их эксплуатации не допускалось оголение проводов, неправильная их подвеска и соединение, неисправное состояние сети и осветительных приборов. Включение тока должно осуществляться посредством специальных выключателей. В сети должны находиться только ей соответствующие типовые предохранители.
Серьезную опасность представляет неправильная эксплуатация электрических ламп.  Нельзя допускать обвертывания этих ламп бумагой или тканью и соприкосновения их с горючими материалами, например с деревом. Запрещается использовать керосин для освещения вагона и в сигнальных ручных фонарях.
Запрещается пользование в вагонах электроплитами, электрическими утюгами и другими электронагревательными приборами.
Для предупреждения загорания в электродвигателях необходимо вести наблюдение за тем, чтобы в подшипниках всегда была смазка, мотор был защищен от сырости и пыли, а предохранитель рассчитан на ток, соответствующий мощности мотора. Проверяя состояние электромотора вентилятора или насоса ЦМВ, проводник должен установить, не нагревается ли он. Это устанавливается прикосновением голой руки к кожуху мотора. Если нагревание обнаружится, мотор должен быть выключен. Нагревание проводов можно обнаружить по запаху нагретой резины.
При пользовании свечами для освещения вагона запрещаемся укреплять их непосредственно на подоконном столике, на верхней подъемной спинке, диване и т. д. Свечи должны быть поставлены в свечные фонари.

Средства и аппараты для тушения пожара.

Всякий пожар, если он своевременно обнаружен и не получил значительного распространения, может быть легко потушен. Наиболее распространено тушение пожаров водой, паром, а также химическими веществами. В отдельных случаях горящую поверхность засыпают песком, покрывают тяжелыми тканями.
Простейшими средствами тушения пожаров являются вода и песок. Последний применяется при тушении воспламенившихся химических продуктов, бензина, керосина и других горючих жидкостей, тушить которые водой нельзя.
Горящие электрические приборы, аппаратуру и кабель до их обесточивания (снятие напряжения) тушить водой и пенными огнетушителями запрещается.
Пассажирские вагоны снабжаются ручными химическими огнетушителями (густопенными типа ОП-3) и углекислотными. Химический огнетушитель ОП-3 (густопенный), предназначен для тушения небольших пожаров, в том числе легковоспламеняющихся жидкостей. Емкость огнетушителя 95 л, длина струи 6—8 м, выход пены 45—55 л по объему, вес без заряда —5 кг, время действия — 1 мин. 
В корпус огнетушителя наливается 8 л воды температурой 16—19° с растворенной в ней щелочной частью заряда. К верхней ручке корпуса огнетушителя привязывают кусочек проволоки толщиной 1—2 мм для прочности спрыска огнетушителя и его паспорт (бирку), в котором указывается время зарядки или перезарядки огнетушителя, каким зарядом (летним или зимним), роспись лица, производившего зарядку.
Огнетушители не следует вешать вблизи источников тепла. При температуре ниже 0° С огнетушители следует убирать в отапливаемое помещение или перезаряжать зимними зарядами.
Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с вешалки, правой рукой взять его за верхнюю ручку, а левой за нижнюю, перевернуть и слегка ударить кнопкой ударника о твердый предмет так, чтобы ударник вошел внутрь корпуса. Сильно бить кнопкой ударника нельзя, так как можно повредить огнетушитель.
Во время действия огнетушителя надо держать его в перевернутом состоянии полусогнутыми руками перед собой. Направляя выходящую из огнетушителя струю на горящий предмет, необходимо помнить, что если огнетушитель держать под углом к полу менее 15° (например при горении в верхней части помещения), то углекислый газ выйдет из огнетушителя и последний не сработает.
Принцип работы огнетушителя заключается в следующем. При ударе кнопкой о твердый предмет ударник входит внутрь огнетушителя и своей нижней кнопкой разбивает кислотные колбы. Кислота выливается и попадает в щелочной раствор. Происходит бурное химическое соединение щелочного раствора с кислотой. Газ поднимается вверх, скопляется над жидкостью и своим давлением выбрасывает ее через выходное отверстие. Во время химической реакции в огнетушителе происходит образование пены.
Пена плавает на горящей поверхности легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина и т. д.) и, плотно покрывая ее, изолирует от кислорода воздуха. А так как без кислорода горение невозможно, то после покрытия пеной горящей поверхности пожар прекращается В этом и заключается наиболее ценное свойство пены как средства огнетушения.
При тушении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей струю пены необходимо направлять не на горящую поверхность, а в борта емкости для того, чтобы она равно покрывала горящую поверхность; при горении разлитой жидкости тушение следует начинать с краев.
При тушении твердых предметов струю пены следует направлять на горящий предмет сверху вниз, покрывая сплошь горящую поверхность.
Ответственными за противопожарную безопасность и пожаротушение в пассажирском поезде является электромеханик-бригадир поезда, а в вагоне — проводник вагона, которые обязаны следить за выполнением правил противопожарной безопасности и уметь при необходимости привести в действие имеющиеся в вагоне огнетушители и другие средства тушения пожара. Кроме того, они обязаны следить за тем, чтобы все противопожарные средства, имеющиеся в вагоне, всегда находились в исправном состоянии.
Тушение водой горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только при снятом напряжении контактной сети. Тушение горящих предметов, расположенных дальше чем на 7 м от контактной сети, может быть допущено без снятия напряжения, но при этом необходимо следить, чтобы струя воды или раствора не касалась контактной сети и других токонесущих деталей.
Тушение углекислотными огнетушителями горящих предметов вблизи контактной сети может производиться во всех случаях.
При возникновении пожара в поезде во время следования по перегону проводник вагона обязан принять меры к остановке поезда и приступить к тушению возникшего пожара имеющимся огнетушителем и сухим песком, одновременно известив машиниста о пожаре.
Контроль за состоянием средств пожаротушения и обеспечением пассажирских вагонов противопожарным инвентарем согласно установленным МПС нормам возлагается на военизированную и профессиональную пожарную охрану Министерства путей сообщения.