Проездные документы, применяемые при особых условиях перевозки пассажиров и работников железнодорожного транспорта
Проезд в спальных вагонах прямого сообщения (СВПС)
Спальные вагоны прямого сообщения находятся в ведении Дирекции международных и туристских перевозок и курсируют в курьерских и скорых поездах.
Продажа мест в спальные вагоны прямого сообщения производится в станционных билетных кассах. При про даже билетов в эти вагоны билетные кассы выдают пас сажиру билет в жесткий вагон и взыскивают соответствующую доплату по квитанции доплат; на обороте этого билета кассир делает надпись «СВ». Доплату к билетам за проезд в спальном вагоне прямого сообщения пассажир может произвести в билетной кассе или у проводника вагона.
В пути следования пассажир может, с разрешения электромеханика-бригадира поезда, перейти из жесткого или мягкого вагона на свободное место в спальный вагон прямого сообщения. В этом случае пассажир доплачивает проводнику СВПС с учетом расстояния от станции, где он перешел в спальный вагон (СВПС), до станции назначения: при переходе из жесткого вагона — разницу в оплате
Скорости между мягким и жестким вагонами, разницу в стоимости плацкарты в СВПС и жестком вагоне и доплату за мягкость; при переходе из мягкого вагона — разницу в стоимости плацкарты в СВПС и жестком вагоне.
Если пассажир переходит в СВПС из жесткого купейного вагона, внесенная им ранее доплата за купейность засчитывается частично в размере разницы между суммой фактически внесенной доплаты за купейность и полагающейся с пассажира доплаты за купейность в СВПС.
В случае отцепки СВПС в пути пассажиры из этого вагона размещаются электромехаником-бригадиром поезда по возможности в мягких, а при отсутствии мест — в жестких вагонах этого же поезда. Каждому пассажиру возвращают на руки вес проездные документы. На основании квитан ции доплат за проезд в СВПС проводники вагонов, в которые пересажены пассажиры из СВПС, выдают им постельные принадлежности бесплатно. Отобранные квитанции доплат предоставляются проводниками при отчете об использовании постельного белья.
При отцепке в пути следования какого-либо вагона пассажиры, по указанию электромеханика-бригадира поезда, могут быть перемещены в СВПС при наличии в нем свободных мест. В этом случае оформление проезда производится проводником СВПС на основании акта об отцепке вагона без взыскания денег с пассажиров. Постельные принадлежности при наличии у пассажира квитанции об уплате за пользование ими в отцепленном вагоне выдаются проводником СВПС бесплатно.
Проезд депутатов верховных советов СССР, союзных и автономных республик
Проезд депутатов осуществляется по специальным проездным удостоверениям, выдаваемым президиумами соответствующих верховных советов. Удостоверения печатаются на узорной бумаге и имеют цветную сетку на лицевой стороне.
Удостоверение дает право бесплатного проезда по железным дорогам и водным путям во всех поездах и судах, во всех вагонах и каютах, а также внеочередного получения бесплатных проездных документов и бесплатного провоза 36 кг ручной клади и 35 кг багажа. Постельные принадлежности выдаются за плату.
Депутаты Верховного Совета СССР по своим проездным удостоверениям (рис. 63) пользуются правом проезда по всем железным дорогам СССР, депутаты верховных советов союзных и автономных республик — в пределах территории соответствующих республик.
Рис. 63. Образец проездного удостоверения депутата Верховного Совета СССР
В тех случаях, когда поездка депутата совершается между станциями, расположенными на территории республики, указанной в удостоверении, но часть пути проходит по территории другой республики, проезд по этому участку совершается бесплатно.
Проездные удостоверения действительны при предъявлении депутатского билета. Срок годности проездного удостоверения — до первой сессии Верховного Совета Союза ССР, союзной или автономной республики нового созыва.
Проезд депутатов Верховного Совета СССР союзных и автономных республик на первую сессию оформляется безденежно на основании удостоверения об избрании депутатов: депутату выдаются в билетной кассе соответствующие проездные документы на право проезда во всех поездах и вагонах, в том числе и СВПС. При выдаче депутату проездных документов в СВПС в билетной кассе проводник СВПС обязан оформить безденежно квитанцию доплат за проезд в СВПС также на основании удостоверения об избрании депутата.
Проезд работников Министерства связи
Рис 64. Образец талонного билета для проезда агента Министерства связи
Проезд работников Министерства связи для постройки, ремонта и обслуживания магистральных линий телеграфной и телефонной сетей Министерства связи, проходящих вдоль железнодорожных путей, совершается по талонным безыменным билетам особой формы (рис. 64). Эти билеты выдаются управлениями дорог и разрешают выезд работников Министерства связи с первым отходящим поездом.
Билет состоит из следующих частей (см. рис. 65): собственно билета (левая часть бланка) и разовых талонов (правая часть)
В билете указаны его номер и число прилагаемых к нему разовых талонов. Некоторые его данные — названия дороги и станций, между которыми совершается проезд, стоимость и сроки годности талонов, заполняются чернилами.
Разовый талон имеет очередной номер и. срок годности.
Срок годности устанавливается в зависимости от расстояния проезда и составляет:
Перед поездкой билет с очередным талоном предъявляется в кассу станции или дежурному по станции для наложения компостера или проставления номера поезда и даты, скрепляемых подписью ДСП.
Билете закомпостированным талоном дает право проезда в жестких общих и без занятия места в плацкартных вагонах пассажирских, скорых и курьерских поездов (без оплаты скорости). При проезде в жестких плацкартных вагонах на расстояние свыше 150 км должна быть взята плацкарта по общему тарифу.
Талонный билет дает право на проезд в тамбуре хвостового пассажирского вагона и в других местах, удобных для наблюдения за состоянием телеграфных и телефонных линий, а также бесплатный провоз при себе до 50 кг инструмента и материала для работы.
В случае предъявления оторванного от билета талона, талона без билета или билета с талонами без соответствующих надписей и отметок лица, следующие по таким талонам, приравниваются к безбилетным пассажирам и подвергаются штрафу на общих основаниях.
Проезд работников Министерства торговли, обслуживающих вагоны-рестораны и купе-буфеты
Курсирование в тех или иных поездах вагонов-ресторанов или купе-буфетов устанавливается Главным пассажирским управлением МПС совместно с министерствами торговли союзных республик. О наличии в поездах вагонов- ресторанов или купе-буфетов сообщается в расписаниях движения поездов и официальных указателях.
Вагон-ресторан или купе-буфет являются предприятиями общественного питания, на которые возложено обслуживание пассажиров поезда в пути их следования.
Обслуживание пассажиров питанием должно осуществляться в разнообразном ассортименте. Кухонная продукция и буфетные товары должны также отпускаться и в посуду пассажиров.
Время работы ресторана или буфета устанавливается продолжительностью 15 ч в сутки — с 9 до 24 ч по местному времени с двумя перерывами для уборки помещения (по 40 мин каждый).
Пассажиры в верхней одежде, головных уборах, халатах, пижамах, майках и с вещами в вагоне-ресторане и купе- буфете не обслуживаются. Также не обслуживаются пассажиры, находящиеся в нетрезвом виде и нарушающие общественный порядок.
Количество лиц обслуживающего персонала в каждом вагоне-ресторане не должно превышать 10 чел., не считая сторожа-истопника вагона-ресторана, а в каждом купе- буфете — 4 чел.
Для отдыха обслуживающего персонала вагона-ресторана выделяется восемь спальных мест в жестком купейном вагоне, а при отсутствии в составе поезда купейного вагона — в жестком некупейном вагоне (но не боковых мест). Для отдыха работников купе-буфетов предоставляется три спальных места в жестком вагоне. Обеспечение работников вагонов-ресторанов или купе-буфетов постельными принадлежностями производится за установленную для пассажиров плату из расчета один комплект белья на рейс, но не более чем на 10 дней.
Использование для ночлега вагона-ресторана запрещается. В ночное время в нем должен дежурить работник вагона-ресторана (кроме сторожа-истопника).
Каждый работник вагона-ресторана или купе буфета может провозить бесплатно при себе ручную кладь не свыше 36 кг. Перевозка при себе продуктов и тары запрещается.
Руководящему и инспекторскому составу Главного пассажирского управления МПС, Дирекции международных и туристских перевозок и пассажирских служб дороги, имеющих открытые листы, а также электромеханикам- бригадирам поездов и главным кондукторам предоставляется право, в порядке надзора, проверять книги жалоб и предложений вагонов-ресторанов и купе-буфетов, производить их осмотр и принимать через соответствующие организации Министерства торговли необходимые меры к устранению замеченных недостатков.
Администрация вагона-ресторана и купе-буфета обязана иметь заверенную копию договора, заключенного конторой железнодорожных буфетов и ресторанов с железной дорогой, и предъявлять ее по требованию лиц, контролирующих пассажирские поезда.
Проезд лоточников министерства торговли с продуктами питания для пассажиров совершается по льготным и абонементным билетам пригородного сообщения, действительным на участках обслуживания во всех пассажирских поездах.
Работники поездной бригады, обслуживающие пассажирский поезд, в котором имеется вагон-ресторан, могут получать в нем ежедневно двухразовое питание из двух горячих блюд по ценам, установленным для рабочих сто ловых третьей категории.
Проезд фельдъегерей Министерства внутренних дел
Проезд фельдъегерей МВД по железным дорогам СССР производится по билетам особой формы с правом провоза при себе клади в норме, установленной на билет. Посылки, ящики и другие вещи, следующие с фельдъегерями, если они не могут быть помещены в пассажирском вагоне (вместе с фельдъегерями), сдаются к перевозке в багажный вагон. Прием и погрузка этого багажа производятся вне очереди.
Проезд больных
Перевозка больных допускается в пассажирских поездах всех категорий. Однако в зависимости от роля болезни и состояния больного перевозка должна осуществляться или изолированно от других пассажиров, или без изоляции, на общих основаниях с другими пассажирами.
Условия проезда больного определяются медицинским персоналом; эти условия описываются в специальной справке, в которой указываются также станции отправления и назначения.
Инфекционные (заразные) больные перевозятся по железным дорогам, как правило, в санитарных вагонах.
Душевнобольных и укушенных бешеными собаками, а также больных, которым не разрешается совместный проезд с другими пассажирами, следует перевозить при сопровождении медицинских работников только в изолированных купе или отделениях вагона с оплатой стоимости всех изолированных мест независимо от числа едущих.
Проезд переселенцев
Перевозка переселенцев по железным дорогам СССР производится, как правило, в грузовых крытых специально оборудованных вагонах и в пассажирских вагонах, которые одной группой включаются в грузовые или людские поезда или следуют отдельным поездом. Проезд переселенцев и их имущества оформляется перевозочными документами установленного образца.
Отставших от своего эшелона (поезда) переселенцев следует направлять с первым попутным пассажирским поездом до станции нахождения эшелона. Для оформления проезда отставшего переселенца начальник переселенче ского эшелона и начальник попутной станции дают совместно телеграммы с указанием фамилии, имени, отчества переселенца в адреса станций, на которых он мог отстать. В телеграмме должно быть указано, на какой станции и с каким поездом отставший переселенец может догнать свой эшелон.
Станция, на которой отстал переселенец, оформляет его проезд в подходящем для этого пассажирском поезде путем наложения компостера на телеграмму начальника эшелона и начальника станции. Проводники обязаны обеспечить проезд отставшего в жестком общем вагоне.
Независимо от этого порядка начальник станции, на которой отстал переселенец, по первому заявлению отставшего обязан дать адресную телеграмму о случившемся по пути следования эшелона.
Проезд детей
Самостоятельный проезд детей в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых запрещается (кроме учащихся, пользующихся пассажирским поездом для посещения школы).
Каждый пассажир имеет право провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если ребенок не занимает отдельного места. Чтобы пользоваться отдельным местом, ребенку не старше 5 лет приобретают детский билет и плацкарту. Если со взрослым пассажиром едут двое детей возраста до 5 лет, то приобретается один детский билет.
Для проезда в пассажирских поездах детей в возрасте от 5 до 10 лет приобретаются детские билеты; детей старше 10 лет — билеты, как для взрослых.
При проезде пассажира с ребенком в возрасте от 5 до 10 лет приобретать для него билет со спальным местом или доплачивать за спальное место не надо, если ребенок не занимает отдельного спального места. На двух и трех детей, следующих со взрослыми по детским билетам, должно быть оплачено одно общее для них спальное место, а на четверых-пятерых детей при взрослом необходимо оплатить два спальных места. По желанию пассажира им могут быть произведены отдельные доплаты за проезд в плацкартном вагоне каждого ребенка до 10 лет.
Ребенку, имеющему детский билет в общем (неплацкартн ом) вагоне, предоставляется место наравне со взрослыми пассажирами.
Тариф оплаты билета за проезд детей от 5 до 10 лет установлен в размере одной четверти тарифа полного билета.
Детей, следующих без сопровождающих и оказавшихся без билетов, надо передавать на ближайшей крупной станции органам железнодорожной милиции.
Проезд по бесплатным билетам
Пассажирам, едущим по бесплатным билетам, предоставляются в вагонах места в соответствии с имеющимися билетами. При желании воспользоваться в поездке дополнительными удобствами (сверх положенных по билету) пассажир вносит за них доплату в кассу или проводнику вагона СВПС. По пригородным билетам формы 4 и провизионным билетам форм 9-а и 9-6 доплаты не производятся.
Проезд по бесплатным железнодорожным билетам должен совершаться только поименованными в билете лицами. Каждый взрослый пассажир может провезти с собой одного ребенка в возрасте до 5 лет без записи в билете.
Передача документов на бесплатный проезд другим лицам запрещается. На бесплатном разовом билете должна быть обязательно подпись того лица, кому выдан билет, а на билете, выданном на несколько пассажиров, — подпись одного из них.
Лица, совершающие проезд по бесплатным билетам, обязаны иметь при себе следующие документы, удостоверяющие их личность: работники железнодорожного транспорта — служебное удостоверение личности установленного образца; работники учреждений и организаций, не принадлежащих к системе МПС, — служебные удостоверения личности, выданные по месту их работы; все остальные лица — паспорт или справку с фотокарточкой.
Документы, удостоверяющие личность, должны предъявляться по первому требованию проводника вагона или лиц, контролирующих пассажирские поезда.
От предъявления документов при контроле освобождаются: дети, не достигшие 10-летнего возраста при совместном проезде со взрослыми пассажирами; дети от 10 до 16 лет, если они вписаны в паспорт родителей, с которыми они следуют. Пассажиры, пострадавшие во время аварий и крушений на железнодорожном транспорте и совершающие проезд по консультационным или разовым билетам, с указанием в тексте: «Выдан пострадавшему от несчастного случая на железной дороге».
Проезд по годовым служебным билетам форм 2, 9-а, 3 и 3-а допускается при наличии командировочного удостоверения установленного образца, за исключением лиц, должности которых предусмотрены перечнем МПС.
При проезде по групповому разовому билету поименованный в нем старший группы обязан, кроме своего удостоверения личности, предъявлять контролеру заверенный именной список лиц, совершающих проезд по данному билету. Список заверяется начальником хозединицы и работником билетного бюро, а также печатью.
Проезд по провизионным билетам в общих (бесплацкартных) вагонах при наличии компостера на очередном талоне билета.
Проезд по консультационным билетам производится в жестких вагонах всех поездов при наличии компостера на соответствующем талоне билета или отметки дежурного по станции. Такая отметка заменяет компостер и разрешает проезд только в общем вагоне.
При отсутствии на консультационном билете формы 10 отметки о посещении лечебного учреждения или протезной мастерской талон «Обратно» считается для проезда недействительным.
Проезд по пригородным и провизионным билетам допускается только в общих жестких (некупейных) вагонах.
Для проезда по провизионному билету требуется наложение в кассе станции компостера на очередной талон билета; пригородные же билеты не компостируются.
Проезд по годовым временным служебным билетам и разовым билетам, которые оказались не закомпостированными на данный поезд, допускается при наличии свободных мест и при условии оформления проездных документов. на ближайшей станции, где продолжительность остановки поезда позволяет сделать такое оформление.
Проезд по бесплатным разовым билетам должен совершаться по тому направлению (маршруту), который указан в билете. Поездка может быть начата с любой станции, лежащей по пути следования пассажира. Но если пассажир начнет поездку в направлении «Обратно», то неиспользованный талон «Тула» утрачивает годность.
При остановке на станции (в пути следования) доплата за купейность, мягкость и скорость сохраняет силу для дальнейшего следования по этому билету в том же направлении.
При возобновлении поездки как со станций первоначального отправления, так и с промежуточной станции разовый билет должен быть вновь закомпостирован в кассе.
Срок годности всех бесплатных билетов истекает в 24 ч того дня, до которого они действительны, если на билетах нет особой отметки об их отсрочке.
Использованные разовые билеты отбираются на станции назначения или же в поезде на последнем перегоне перед станцией назначения. Использованные провизионные билеты отбираются по окончании последней поездки.
Приезд по маршрутам
Проезд по служебным надобностям с записью в маршрут разрешается по участкам обслуживания поезда следующим работникам железнодорожного транспорта:
лицам, обслуживающим поезда, только в этих поездах; тем же лицам, следующим резервом для принятия поезда или локомотива, а также возвращающимся к месту жительства после сдачи поезда или локомотива; раздатчикам почтовой корреспонденции управлений железных дорог и линейных почтовых экспедиций административно-хозяйственного отдела дороги; работникам, обслуживающим специальные вагоны Министерства путей сообщения, железных дорог и профсоюзных организаций железнодорожного транспорта (динамометрические, путеизмерительные, дефектоскопные, мостоиспытательные, вагоны-лаборатории, передвижные весовые мастерские, вагоны техпропаганды, вагоны-клубы и пр.) только в этих вагонах.
Маршруты выдаются соответствующими хозяйственными единицами за подписью уполномоченных на это административных лиц с приложением их должностного штемпеля и печати хозяйственной единицы. В маршруте должны быть указаны фамилии, инициалы и должность каждого работника, следующего по маршруту, цель поездки, станция отправления и назначения.
При следовании резервом маршрут предъявляется дежурному по станции отправления, который отмечает в маршруте дату и номер поезда, ставит штемпель стан ции и свою подпись. Без этих отметок маршрут не дает права на проезд. При посадке в поезд маршрут предъявляется электромеханику-бригадиру поезда, который указывает вагон и места для проезда в поезде. В пути следования маршрут предъявляется контролеру-ревизору как поездной документ вместе со служебным удостоверением личности.
Проезд указанных выше лиц, в том числе водителей мотовозов и автодрезин, оформляется на бланках маршрутов следующих форм: маршрут машиниста формы ТУ № 3, маршрут кондукторских бригад по обслуживанию дальних поездов формы ФТУ № 30; маршрут кондукторских бригад для пригородных и передаточных поездов формы ФТУ №31; маршрут проводников вагонов и весовщиков-раздатчиков грузов (багажных раздатчиков) формы ФТУ № 32; то же групповой формы ФТУ № 33; маршрут караула военизированной охраны формы № 19; маршрут общественного ревизора серии ФД.
Сопровождающий поезд медицинский персонал записывается в маршрут проводников. Раздатчики почтовой корреспонденции записываются в маршрут кондукторской бригады.
Рабочие железной дороги, возвращающиеся к месту жительства после сопровождения дрезины, материальнослужебного или хозяйственного поезда, совершают проезд по маршрутам формы ФТУ № 29.
Проезд лиц, обслуживающих специальные вагоны Министерства путей сообщения, железных дорог и профсоюзных организаций железнодорожного транспорта, оформляется на бланках формы ФТУ № 32.