Общие сведения о рычажной тормозной передаче
Рычажной тормозной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом и электропневматическом торможении) или усилие человека (при ручном торможении) передается на тормозные колодки, прижимая их к колесам. По действию на колесо различают рычажные передачи с одно — и двусторонним нажатием колодок (действующие стандарты на детали тормозных рычажных передач см приложение 6).
Передаточным числом п (отношением) рычажной тормозной передачи называется отношение теоретической величины суммы сил нажатия тормозных колодок ΣΚτ к силе Р давления сжатого воздуха на поршень тормозного цилиндра (или к рукоятке винта ручного тормоза):
Действительная сила нажатия тормозных колодок (тс)
где η — коэффициент полезного действия (к. п. д.) рычажной передачи, определяемый опытным путем.
Тормозная сила Вт, действующая на колесо, определяется произведением силы нажатия тормозной колодки К на коэффициент трения. Для удобства расчетов вводится расчетный коэффициент трения φΚρ и расчетное нажатие Кр'.
Зависимость расчетного нажатия от действительного для чугунной Κр1 и композиционной Кр2 колодок показана на рис. 238.
Угол а (рис. 239) называется углом наклона, угол β — углом подвешивания тормозных колодок. На вагонах угол а не превышает 10°, на локомотивах — 30°.
Дополнительная сила нажатия АК в зависимости от угла а
где βτ — Αφκ·
Рычажную тормозную передачу регулируют и испытывают на подвижном составе при выпуске его из ремонта (см главу 12).
Рис. 239. Ведомые и ведущие плечи рычагов и углы подвешивания тормозных колодок:
Рис. 238. Зависимость расчетного нажатия от действительного для чугунной Кр I и композиционной Кр2 колодок (материал 8-1 — 68)
Таблица 152. Действительная и расчетная силы нажатия на тормозную колодку, тс
Тип вагона | Действительная сила нажатия колодок | Расчетная сила нажатия колодок | ||
чугунных | композици | чугунных | композици | |
Грузовой четырехосный на режиме: |
| 2,4 |
|
|
груженом | 3,8 | 3,4 | 2,2 | |
среднем | 2,3 | 1,5 | 2,5 | 1,5 |
порожнем | 1,3 | 0,8 | 1,7 | 0,9 |
Пассажирский ЦМВ с тарой, т: |
|
|
|
|
42 — 47 | 1,65 | 0,74 | 2,0 | 0,85 |
48 — 52 | 1,85 | 0,88 | 2,2 | 0,97 |
53 — 62 | 1,65 | 0,74 | 2,0 | 0.85 |
Таблица 153. Усилия по штокам поршней тормозных цилиндров
Примечание. Усилия по штоку определяют с учетом потерь только на трение поршня (коэффициент полезного действия тормозного цилиндра η=0,98).