Содержание материала

Общие сведения о рычажной тормозной передаче

Рычажной тормозной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом и электропневматическом торможении) или усилие человека (при ручном торможении) передается на тормозные колодки, прижимая их к колесам. По действию на колесо различают рычажные передачи с одно — и двусторонним нажатием колодок (действующие стандарты на детали тормозных рычажных передач см приложение 6).
Передаточным числом п (отношением) рычажной тормозной передачи называется отношение теоретической величины суммы сил нажатия тормозных колодок ΣΚτ к силе Р давления сжатого воздуха на поршень тормозного цилиндра (или к рукоятке винта ручного тормоза):

Действительная сила нажатия тормозных колодок (тс)

где η — коэффициент полезного действия (к. п. д.) рычажной передачи, определяемый опытным путем.
Тормозная сила Вт, действующая на колесо, определяется произведением силы нажатия тормозной колодки К на коэффициент трения. Для удобства расчетов вводится расчетный коэффициент трения φΚρ и расчетное нажатие Кр'.

Зависимость расчетного нажатия от действительного для чугунной Κр1 и композиционной Кр2 колодок показана на рис. 238.
Угол а (рис. 239) называется углом наклона, угол β — углом подвешивания тормозных колодок. На вагонах угол а не превышает 10°, на локомотивах — 30°.
Дополнительная сила нажатия АК в зависимости от угла а

где βτ — Αφκ·

Рычажную тормозную передачу регулируют и испытывают на подвижном составе при выпуске его из ремонта (см главу 12).

Рис. 239. Ведомые и ведущие плечи рычагов и углы подвешивания тормозных колодок:


Рис. 238. Зависимость расчетного нажатия от действительного для чугунной Кр I и композиционной Кр2 колодок (материал 8-1 — 68)

Таблица 152. Действительная и расчетная силы нажатия на тормозную колодку, тс


Тип вагона

Действительная сила нажатия колодок

Расчетная сила нажатия колодок

чугунных

композици
онных

чугунных

композици
онных

Грузовой четырехосный на режиме:

 

2,4

 

 

груженом

3,8

3,4

2,2

среднем

2,3

1,5

2,5

1,5

порожнем

1,3

0,8

1,7

0,9

Пассажирский ЦМВ с тарой, т:

 

 

 

 

42 — 47

1,65

0,74

2,0

0,85

48 — 52

1,85

0,88

2,2

0,97

53 — 62

1,65

0,74

2,0

0.85

Таблица 153. Усилия по штокам поршней тормозных цилиндров


Примечание. Усилия по штоку определяют с учетом потерь только на трение поршня (коэффициент полезного действия тормозного цилиндра η=0,98).