Содержание материала

Неисправности устройств искусственной вентиляции ЦМВ

Встречаются следующие неисправности вагонных вентиляционных установок:
а)    подача недостаточного количества воздуха внутрь вагона;
б)    недостаточная очистка подаваемого воздуха;
в)    неравномерность распределения воздуха по вагону, причем вторая половина вагона почти не вентилируется;
г)     подача внутрь вагона холодного воздуха в зимнее время.

Подача недостаточного количества воздуха может произойти вследствие загрязнения фильтров, неправильного положения регулирующих заслонок, засорения трубок воздухоподогревателя, закрытия дверных решеток и дефлекторов, недостаточного числа оборотов электродвигателя (неисправность электродвигателя, неправильное положе ние регулирующих реостатов), вращения вентиляторов в обратную сторону, наличия отверстий в брезенте расширяющегося канала (диффузора) и закрытия воздухоприемных жалюзи внутренними заслонками (у вагонов первого выпуска).
Признаком неудовлетворительной очистки воздуха является быстрое возникновение налета пыли внутри вагона. Основными причинами этой неисправности являются: загрязнение или повреждение фильтров (порваны сетки, просветы в набивке), через которые в вагон поступает запыленный воздух; наличие сухих, непромасленных фильтров или увеличение ячеек их сеток, или уменьшение числа слоев сеток; неплотная посадка фильтров в гнезде; чрезмерная запыленность воздушного канала, отсутствие сеток у приемных каналов, на торцовой стенке жестких купейных вагонов; работа вентилятора на больших оборотах, при следовании поезда по участкам с сильным завихрением пыли.
Неравномерное распределение воздуха в вагоне может быть обнаружено при помощи специального прибора (анемометра) или пламенем свечи, или путем личных ощущений скорости движения воздуха у решеток первого и последнего купе. Эта неисправность вентиляционной установки является следствием неправильной регулировки выходных отверстий потолочных вентиляционных решеток или повреждения этих решеток, наличия в канале посторонних предметов, повреждения воздуховода.
Подача холодного воздуха внутрь вагона может быть установлена термометром или ощущением руки. Основ ными причинами этой неисправности могут быть: плохое горение топлива в котле и недостаточная температура воды в системе; неправильное положение заслонок (обходной канал открыт), из-за чего подается большее количество воздуха, чем требуется при данном режиме; уровень воды в воздухоподогревателе ниже обогревательных труб, часть которых оголена и не обогревается, воздухоподогреватель (у вагонов купейного типа) не включен или не прогрет; допущено неправильное положение заслонок заборных и рециркуляционных каналов (у вагона купейного типа); загрязненность калорифера или обогревательных трубок; неисправность запоров потолочных тамбурных люков, вследствие чего люки провисают; ослабление болтового крепления вентиляторов и электродвигателя на раме; стук подшипников или грение их и т. п.

Режим вентиляции ЦМВ

Для бесперебойной работы вентиляционных устройств в любое время года необходимо обеспечить исправность электрооборудования вагона, вентиляционного агрегата и всех других элементов системы принудительной вентиляции.
Порядок эксплуатации устройств вентиляции, режим их работы зависят от времени года, климатических условий района эксплуатации, времени суток, температуры наружного воздуха, населенности и типа вагона. Все это требует от обслуживающего персонала хорошего знания устройств   вентиляции, правил их эксплуатации и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к подаваемому воздуху и содержанию пассажирских помещений вагона.
В соответствии с этими обстоятельствами работа вентиляционных устройств ЦМВ подразделяется на два основных режима: зимний и летний. В отопительный сезон, когда работает котел отопления, применяется зимний режим. В период между отопительными сезонами применяется летний режим вентиляции.
На железных дорогах СССР, как мы уже отметили, отопительный сезон для пассажирских вагонов начинается при устойчивом падении температуры наружного воздуха в дневное время ниже 4-10°С и заканчивается при устойчивом повышении среднесуточной температуры наружного воздуха выше +10° С.

Зимний режим работы вентиляции.

При зимнем режиме принудительная вентиляция независимо от ее системы и устройства должна обеспечить подачу внутрь вагона требуемого количества подогретого воздуха, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам.
В период работы вентиляционной установки на зимнем режиме обходной канал воздухоподогревателя должен быть обязательно закрыт. Для этого в вагонах некупейного типа указатель заслонки обходного канала, расположенный над верхней полкой служебного отделения со стороны распределительных щитков, должен находиться в положении «Закрыто»; в вагонах купейного типа переключатель заслонок, находящийся в котельном отделении, надо поставить в положение «Зима».
Подаваемый в вагон воздух следует подогревать до тем пературы не ниже +20о. Это достигается в вагонах некупейного типа изменением количества подаваемого воздуха, т. е. регулировкой (пускорегулировочным реостатом) числа оборотов электродвигателя. В вагонах купейного типа надлежащий подогрев воздуха обеспечивается правильным режимом работы котла и усилением циркуляции воды в воздухоподогревателе.
Температура подогретого воздуха контролируется в ЦМВ дистанционным термометром.
Если при работающем вентиляторе в некупейный вагон подается недостаточно подогретый воздух, надлежит уменьшить число оборотов электродвигателя и усилить огонь в топке котла. Если же в вагоне становится очень жарко, необходимо уменьшить огонь в топке котла и увеличить приток воздуха путем повышения числа оборотов электродвигателя вентилятора.
При нормальной населенности вагона вентиляция в зимнее время должна работать периодически 10—15 мин в час, а нагрузка электродвигателя вентилятора не должна превышать 15—20 а.
В период работы вентиляционной установки дефлекторы пассажирского отделения обязательно должны быть приоткрыты на 10—15 мм, чтобы использованный воздух мог свободно выходить из вагона. При закрытых дефлекторах резко ухудшаются условия воздухообмена в вагоне: возрастает влажность воздуха, запотевают оконные стекла. В некотловом конце вагона дефлекторы следует открывать несколько больше, чем со сюроны котельного отделения. В небольшие морозы и оттепель их надо открывать также побольше. В котельном же отделении и туалетных дефлекторы, как правило, должны быть открыты независимо от времени года.
Обильное выделение влаги на поверхности боковых стен (под окнами), запотевание окон и стекание влаги с поверхности стекла свидетельствует о высокой влажности воздуха внутри вагона и является признаком недостаточной вентиляции. В таких случаях необходимо усилить вентиляцию воздуха путем увеличения оборотов вентилятора (если нужно, одновременно усиливают и топку котла) и большего открытия дефлекторов; перерывы в работе вентилятора сокращают.
Категорически запрещается снижать температуру воды в котле до такой степени, что воздух перестает прогреваться, и выключать из-за этого вентилятор или закрывать дефлекторы. При температуре наружного воздуха, равной 0° и выше, когда отопление вагона требуется уменьшить, можно отключить одну или обе ветви отопительных труб, однако в котле и воздухоподогревателе должна поддерживаться температура воды, достаточная для подогрева подаваемого воздуха.
В случае повреждения вентилятора, пусковых устройств, отсутствия электроэнергии и других повреждений установки вентиляцию вагона необходимо производить при помощи дефлекторов, а в летнее время — посредством форточек.
Данные о производительности вентиляции в м3/ч в зависимости от нагрузки у некупейных вагонов приведены в табл. 26.

Таблица 26


Нагрузка в а

Постройки 1949— 1950 гг.

Постройки после 1951 г.

Нагрузка в а

Постройки 1949— 1950 гг.

Постройки после 1951 г.

10

1 200

2 600

25

5 200

5 800

13

2 600

3 200

30

5 500

6 100

15

3 000

3 700

35

5 700

 

20

4 700

5 300

40

5 800

Летний режим работы вентиляции.

Вентиляция ЦМВ в летний период значительно упрощается, так как отпадает необходимость регулировки температуры подаваемого воздуха и температуры в вагоне. Последняя, как известно, летом зависит (при нормальной вентиляции) от времени суток, населенности вагона и наружной температуры. Но именно суточные колебания температуры внутри вагона являются определяющими факторами для режима вентиляции пассажирских вагонов в летний период.
При подготовке ЦМВ к летним пассажирским перевозкам весьма важно тщательно проверить все узлы и детали вентиляционной установки и привести ее в образцовое состояние. Следует закрыть рециркуляционный канал со стороны коридора, открыть обходной канал в некупейных вагонах, а в купейных — переключатель заслонок поставить в положение «Лето». Нужно также полностью открыть все потолочные дефлекторы.
Рассмотрим некоторые особенности работы установок вентиляции ЦМВ в летний период в зависимости от времени суток.
При температуре наружного воздуха и внутри вагона, превышающей 20° С в дневное время, и полной населенности вагона вентилятор, как правило, должен работать непрерывно на высоких оборотах с остановкой на 10—15 мин в течение часа. Выключение вентилятора следует производить только во время движения поезда. Нельзя выключать на остановках, так как в вагоне ввиду застоя воздуха становится душно.
В периоды сухой погоды, при следовании поезда по пыльным участкам пути, где вокруг вагонов создается большое завихрение пыли, целесообразно запустить вентилятор на максимальное число оборотов и избегать открывания форточек. Таким образом обеспечивается постоянный обмен воздуха в вагоне, создается некоторый воздушный подпор, что резко уменьшает проникновение пыли в вагон через неплотности окон и дверей.
При повышении температуры воздуха внутри вагона до 26—27° С и более, особенно во второй половине дня, пассажиры, даже при непрерывно работающем вентиляторе, начинают ощущать духоту и усиленное потовыделение. Поэтому возникает необходимость использования форточек для проветривания пассажирских помещений. Форточки целесообразно открывать с теневой стороны вагона, а при большом завихрении пыли — со стороны, противоположной направлению ветра.
При особо высоких температурах — до 35° С и выше (на дорогах Юга и Средней Азии) принудительная вентиляция ЦМВ становится малоэффективной. В таких случаях применяется сквозное проветривание вагона путем открытия форточек с обеих сторон вагона. Однако со стороны наибольшего завихрения пыли форточки следует открывать наполовину. При отсутствии хотя бы слабого ветра полностью открытыми должны быть форточки с теневой стороны, а с солнечной — наполовину.
В ночное время, когда температура наружного воздуха резко падает и кузов вагона охлаждается, непрерывно работающий вентилятор может быстро переохладить вагон. В это время следует запускать вентилятор периодически, на небольшие промежутки времени, в среднем примерно на 15 мин в течение часа.
В летний период бесперебойность вентиляции ЦМВ в значительной мере зависит от исправности, чистоты и нормальной промасленности фильтров, поэтому за ними необходимо внимательно наблюдать и регулярно их заменять, а в отдельных случаях, например в Средней Азии и в пути следования, производить также регулярную продувку воздушных каналов, так как накопившаяся в них пыль поступает с воздухом в пассажирские помещения.
Режим работы вентиляции в переходный период. Переходным периодом действия установок вентиляции ЦМВ является период перехода от одного режима работы вентиляции к другому, от зимнего режима к летнему и наоборот. Это происходит осенью — перед началом отопительного сезона и весной — перед его окончанием. 

Наблюдения показывают, что в переходный период температура наружного воздуха в дневное время удерживается на уровне от 0 до +10° С. В это время котел отопления должен быть в действующем состоянии; обходной канал в некупейных вагонах следует держать в закрытом положении, а режимные переключатели в купейных вагонах—в положении «Зима». Потолочные дефлекторы должны быть приоткрыты примерно на 15 мм в котловом конце вагона и на 25 мм в некотловом конце. Форточки надо держать закрытыми, а отбойные щитки вентиляционных решеток поставить в горизонтальное положение с уклоном в сторону багажных полок.
Вентилятор в переходный период нужно включать периодически в зависимости от населенности вагона и температуры воздуха внутри вагона. При температуре наружного воздуха пт 0 до +10° С посредством вентиляционной установки одновременно может производиться и отопление вагона подогретым воздухом. Сеть труб отопления при необходимости (в случае перегрева вагона) может отключаться с одной или даже с обеих сторон. Однако при падении температуры ниже 0° С следует, во избежание замерзания возвратной трубы купейной стороны, проложенной в полу вагона, разобщительные вентили обеих ветвей отопительных труб держать в открытом положении. По мере падения температуры наружного воздуха подачу его в вагон надо уменьшить путем периодического выключения вентилятора и сокращения числа его оборотов, а в купейных вагонах — путем уменьшения периодов работы вентилятора и сокращения их продолжительности.

* * *

Систематизированные инструктивные указания проводникам вагонов о наиболее рациональных приемах эксплуатации установок принудительной вентиляции при летнем и зимнем режимах в зависимости от температуры внутри вагона приведены в табл. 27.
Проводники вагонов должны твердо помнить, что, принимая вагон и готовя его к рейсу, необходимо тщательно проверить состояние электрического оборудования, в особенности наличие стандартных предохранителей, нормальной зарядки аккумуляторной батареи (не ниже 46 в), приводных ремней. Следует включить и проверить сеть освещения, запустить и проверить в работе вентиляционный агрегат, а зимой и циркуляционный насос. Нужно проверить наличие чистых и промасленных фильтров, исправность штепсельных розеток, настольных ламп, кнопок электрического звонка и осветительной арматуры.

Таблица 27


Б. Рациональные приемы эксплуатации установки принудительной вентиляции в купейных жестких и мягких ЦМВ постройки заводов ГДР и ВНР

Продолжение

Продолжение


Наименование устройств отопления и вентиляции

Летний режим — температура наружного воздуха выше +10°С

Зимний режим — температура наружного воздуха ниже +10 С

При температуре внутри вагона

При температуре внутри вагона

выше 20 С

ниже 20°С

выше 20 С

ниже 20 С

Воздухоподогреватель

Не включен

Не включен

Включен в систему отопления

Включен в систему отопления. Для повышения температуры в вагоне следует усилить огонь в топке котла и включить циркуляционный насос

В. Общие рекомендации

  1. Дефлекторы в туалетных помещениях должны быть открыты летом — полностью, зимой —примерно на половину отверстия.
  2. Форточки в туалетных помещениях должны открываться летом — частично или полностью, при завихрении пыли — открывать периодически.

3. Отверстия в дверях туалетных во время работы вентилятора должны быть обязательно открыты.

  1. Независимо от времени суток перед подачей вагонов под посадку пассажиров вентилятор должен быть запущен на максимальное число оборотов не менее чем на 30 мин. При этом двери из вагона в коридоры и из коридоров в туалетные помещения (а летом и форточки в туалетных) следует держать открытыми.
  2. В летний период в дневное время при температурах наружного воздуха выше +20° и полной населенности вагона не допускать выключения вентилятора во время стоянок на промежуточных станциях.

Независимо от времени года вентилятор следует включать не менее чем за 30 мин до начала посадки пассажиров.
В пути следования проводник обязан установить периодичность работы вентиляции в зависимости от населенности, температуры и влажности воздуха в вагоне, температуры наружного воздуха и др.; нужно обеспечить должный подогрев подаваемого в вагон воздуха в зимний период, умело регулировать количество подаваемого воздуха.

Проводник вагона должен внимательно следить за тем, чтобы заслонка обходного канала воздуховода в летнее время находилась в открытом, а в зимнее — в закрытом положении, что является обязательным условием правильной работы вентиляционной установки, чтобы в летнее и переходное время потолочные дефлекторы были полностью открыты, а в зимнее время, при исправно действующей принудительной вентиляции, были приоткрыты в котловом конце примерно в два раза меньше, чем в некотловом.
В случае нагрева реостата (он не должен перегреваться) необходимо его периодически выключать для охлаждения.
В целях предупреждения случаев возникновения пожаров в пути следования поездов проводники ЦМВ обязаны твердо помнить требования противопожарной безопасности, принимая вовремя необходимые противопожарные меры, всегда иметь в вагоне в исправном состоянии полагающиеся огнетушители.