Содержание материала

Цельнометаллические жесткие купейные вагоны постройки ГДР имеют оборудование системы «Газелан» (тип 23/07-11). В это оборудование входит генератор постоянного тока, обладающий наибольшей мощностью (кратковременной) в 5,5 кВт, длительная его мощность составляет 3,5 кВт, число оборотов якоря в минуту 650— 2 400. Генератор может включаться на нагрузку при скорости движения поезда в 25—28 км/ч. Вес генератора 250 кг. Аккумуляторная батарея типа 26Х-ГО-50 имеет 26 элемен тов и обладает номинальной емкостью 370 а ч.
Расположение в отделении проводника приборов управления и регулирования электрооборудованием вагонов постройки 1949—1952 гг. показано на рис. 35. На групповом распределительном щите 1 смонтированы вольтметр 1, амперметр 2, контрольная лампа 3 (должна гореть при включении генератора на нагрузку), главный пакетный переключатель 4, групповые предохранители 5 на 10 а каждый, два больших предохранителя на 80 а каждый батареи 6, генератора 7. На силовом щите II смонтированы магистральный пакетный переключатель 8, три предохранителя — левый 9 на 4 а циркуляционного насоса 4, средний 10 на 15 а вентилятора, правый 11 на 15 а преобразователя (в вагонах, имеющих радиопункт), три пакетных выключателя — левый 12 циркуляционного насоса, средний 13 вентилятора (пуск, работы и отключение), правый 14 режима работы вентилятора (зима, лето), 15 регулятор напряжения, 16 ограничитель тока генератора, 17 номератор, 18 пусковой реостат, 19 регулировочный реостат.

Рис. 35. Щит управления электрооборудованием в жестком купейном ЦМВ постройки ГДР в 1949—1952 гг.

Щит управления электрооборудованием в жестком купейном ЦМВ
Рис. 36. Щит управления электрооборудованием в жестком купейном ЦМВ постройки ГДР 1952 и последующего годов

Распределительный щит допускает освещение вагона через подвагонную магистраль от другого источника тока. Подключение сети освещения соседнего вагона на генератор или аккумуляторную батарею в части вагонов этого выпуска невозможно.
Жесткие купейные ЦМВ постройки 1952 г. и последующих годов имеют расположение (в отделении проводника) приборов управления и регулирования электрооборудованием, как показано на рис. 36. На групповом распределительном щите 1 смонтированы амперметр 1, вольтметр 18, главный пакетный переключатель 2, контрольная лампа 17, выключатель 5 подвагонной лампы, два больших предохранителя по 80 а генератора 14 и батарея 4, шесть групповых средних предохранителей 3 (четыре по 10 а и два по 6 а), предохранитель на 1 а звонковой сигнализации 15.

На силовом щите Н смонтированы магистральный амперметр 6, четыре пакетных выключателя: для подключения сети освещения к подвагонной магистрали — выключатель 13, для питания подвагонной магистрали — выключатель 7, для включения циркуляционного насоса — выключатель 12, для включения вентилятора—выключатель 8, который имеет три ступени включения; часть вагонов этого выпуска оборудована, как показано на рис. 34, и имеет пакетный выключатель для пуска и режимный переключатель, три предохранителя: насоса 11 (6 а), вентилятора 10 (15 а), подвагонной магистрали 9 (20 а).
Распределительный щит допускает подключение освещения через подвагонную магистраль к другому вагону, а также подключение сети освещения соседнего вагона на питание от генератора или аккумуляторной батареи.
Порядок пользования приборами управления этих ЦМВ (постройки ГДР) приведен в табл. 9.

Таблица 9


Основные режимы работы электрооборудования

Последовательность выполнения операций на щите

а) Вагоны постройки 1949—1952 гг. (см. рис. 35)

Включение сети освещения при исправном генераторе

а)  Ручку пакетного магистрального переключателя 8 поставить в положение «Динамомашина»;
б)  ручку главного пакетного переключателя 4 переставить из положения 0 в положение 1/1 (сеть включена полностью)

Питание сети освещения от батареи при неисправном генераторе и невозможности подключиться к соседнему вагону

а)  Ручку пакетного магистрального переключателя 8 поставить в положение «Динамомашина»;
б)  ручка главного пакетного переключателя 4 должна находиться только в положении 1/1
Разряд батареи допускается не ниже 46 в

Подключение освещения к соседнему вагону при неисправном генераторе

а) Ручку пакетного магистрального переключателя 8 поставить в положение «Магистраль»;


В ГДР до 1950 г. была построена небольшая партия ЦМВ без искусственной вентиляции. На рис. 37 показано расположение приборов управления и регулирования электрооборудованием в служебном отделении жесткого купейного ЦМВ без искусственной вентиляции. Регулятор 1 предназначен для автоматического поддержания на определенном уровне напряжения на клеммах генератора при изменении числа оборотов и нагрузки. Автомат — ограничитель тока генератора 2 служит для ограничения силы тока при малых скоростях поезда и тем самым не позволяет приводному ремню проскальзывать.
На распределительном щите 3, под которым расположены пакетный магистральный выключатель 4 и выключатель мотора 5 принудительной циркуляции воды в трубах отопления, смонтированы: амперметр А, вольтметр В, главный пакетный переключатель ГП, контрольная лампа КЛ, горящая при включении генератора на нагрузку. Главный пакетный переключатель с ручкой 6 имеет три положения: 0—0 — свет в вагоне выключен полностью, 1/2 —  свет в вагоне включен неполностью и 1/1—свет в вагоне включен полностью.


Рис. 37. Щит управления электрооборудованием купейного ЦМВ без искусственной вентиляции (постройки ГДР)

Вольтметр измеряет напряжение, а амперметр — силу тока батареи. Если стрелка амперметра отклоняется вправо, аккумуляторная батарея заряжается, если влево — разряжается. Пакетный магистральный выключатель 4 имеет четыре положения: «Включена динамомашина», «Выключена динамомашина», «Включена магистраль». «Выключена магистраль». Переключение производится ручкой 7 пакетного магистрального выключателя. Выключатель мотора 5 циркуляционного насоса сети отопления имеет два положения: «Включено» и «Выключено». Мотором циркуляционного насоса следует пользоваться только при низких температурах, когда требуется поднять температуру воздуха в вагоне.
На распределительном щите смонтировано пять малых предохранителей I, II, III, IV, V и один VI ниже щита, каждый на силу тока 10 а, и два больших предохранителя (один из них слева — для динамомашины, другой справа —  для аккумуляторной батареи) на силу тока по 80 а каждый.

Для включения в вагоне света от аккумуляторной батареи или от генератора нужно ручку 7 пакетного магистрального выключателя 4 поставить в положение «Включена динамомашина», после чего ручку 6 главного пакетного переключателя ГП переставить из положения 0 в положение 1/1. В случае технической неисправности динамомашины необходимо сеть освещения включить на источник электроэнергии другого вагона через подвагонную магистраль. В этом случае ручку 7 пакетного магистрального выключателя 4 ставят в положение «Включена магистраль», после чего ручку 6 главного пакетного переключателя ставят в положение 1/2. Ставить ручку в положение 1/1 в этих случаях не допускается, так как сильно перегрузится генератор, от которого вагон будет получать электроэнергию для сети освещения. Если при включении сети освещения свет в вагоне не загорается, то следует осмотреть предохранительные пробки.