Содержание материала

ГЛАВА X
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Руководство пассажирскими перевозками

Руководство пассажирскими перевозками на железных дорогах СССР осуществляется Министерством путей сообщения при посредстве: Главного пассажирского управления и Главного управления вагонного хозяйства, специальных служб на железных дорогах (пассажирских и вагонного хозяйства) и подразделений этих служб на отделениях дорог — отделах пассажирского и вагонного хозяйства.
Кроме того, в организации перевозок пассажиров участвует Дирекция международных и туристских перевозок, подчиненная непосредственно Главному пассажирскому управлению МПС.
В связи с передачей резервов проводников в ведение вагонных служб дорог вся работа по подготовке пассажирских составов в рейс, техническому осмотру и ремонту вагонов, а также обслуживанию пассажиров в поездах сосредоточена теперь в вагонном хозяйстве железных дорог. Предприятия вагонного хозяйства обязаны обеспечивать подбор и обучение кадров проводников, электромехаников- бригадиров поездов и их надлежащее использование.
В ведении вагонного хозяйства находятся также и предприятия, обеспечивающие снабжение пассажирских вагонов постельными принадлежностями, бельем, съемным инвентарем и оборудованием согласно перечню, утвержденному МПС, а также снабжение вагонов чаем, сахаром и кондитерскими изделиями.

Подразделение поездов, их нумерация, вес и длина

По роду и назначению перевозок поезда подразделяются на пассажирские всех наименований, грузо-пассажирские и другие для перевозок людей; ускоренные грузовые и грузовые всех наименований, одиночные локомотивы (см. § 172 ПТЭ).
Пассажирским поездам в зависимости от расстояния их следования установлены следующие категории: пригородные до 150 км; местные пассажирские поезда до 700 км и дальние выше 700 км. Назначение и отмена пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, обращающихся в границах двух и более дорог, производятся Главным управлением МПС, а поездов местного и дальнего сообщения, обращающихся в границах одной дороги, а также пригородных, — начальником дороги.
Пассажирское движение обслуживают поезда.
Курьерские — пассажирские поезда максимальной скорости, курсирующие на больших расстояниях, они обеспечивают наибольшие удобства проезда для пассажиров. Составы таких поездов формируются из спальных вагонов прямого сообщения (СВПС), мягких и купейных вагонов, вагонов-ресторанов и снабжаются съемным оборудованием, а также инвентарем повышенного качества.
Скорые поезда, предназначаемые для быстрого перемещения пассажиров на большие расстояния, отличаются от курьерских несколько меньшей скоростью и большим количеством остановок для посадки и высадки пассажиров. Составы скорых поездов формируются из вагонов некупейных, купейных, мягких и вагонов-ресторанов, на отдельных направлениях в скорые поезда включаются СВПС.
Пассажирские поезда отличаются от скорых тем, что имеют большее число остановок для посадки и высадки пассажиров, больший вес и меньшую скорость движения.
Местные поезда для перевозок пассажиров на расстояние от 150 до 700 км формируются, как правило, из межобластных вагонов и пассажирских вагонов дальнего следования.
Пригородные поезда, предназначаемые для перевозок рабочих и служащих к месту работы и обратно, а также перевозок городских жителей в дачные места. Эти поезда обслуживают районы, прилегающие к большим населенным и промышленным пунктам, и курсируют на расстояние до 150 км.

Людские поезда, предназначенные для перевозок пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование.
Грузо-пассажирские поезда, курсирующие на малодеятельных линиях и ветвях, на коротких расстояниях, и предназначенные для одновременного обслуживания пассажирского и грузового движения. Эти поезда формируются из пассажирских и грузовых вагонов.
Перечисленные пассажирские поезда отличаются один от другого также числом вагонов различной категории (мягких, жестких и других), включаемых в поезд. Размещение вагонов в составе каждого поезда зависит от его категории, назначения и производится по схеме формирования состава. Эти схемы публикуются в книжках расписаний движе ния поездов.
Нумерация пассажирских поездов. Каждому поезду в зависимости от его категории и старшинства следования по перегонам присваивается определенный номер. Нумерация поездов облегчает работу железнодорожников, связанных с движением поездов, и весьма удобна для пассажиров.
Поездам одного направления присваиваются четные номера, а обратного направления — нечетные. На железных дорогах СССР установлено, что все пассажирские поезда, следующие с востока на запад и с севера на юг, имеют нечетную нумерацию, а курсирующие в обратных направлениях (с запада на восток и с юга на север) — четную нумерацию.
Для каждой категории поездов выделяется особая серия номеров: для курьерских — 1 и 2, скорых — с 3 по 40, для пассажирских — с 41 по 130, пригородных — с 131 по 648, для грузо-пассажирских (по билетам) — с 651 по 658, для людских — с 661 по 698.
Пассажирские поезда всех наименований пропускаются по перегонам преимущественно перед всеми другими поездами, кроме восстановительных, пожарных, снегоочистителей, отдельных локомотивов и несъемных автодрезин, назначаемых для восстановительных работ, тушения пожаров, очистки пути от снега.

Вес и длина поездов.

Вес и длина пассажирских поездов определяются графиком движения в зависимости от весовой нормы и длины поездов, установленных для данного направления. При подсчете веса пассажирского поезда принимается следующий вес брутто пассажирских вагонов, включая вес пассажиров, ручной клади и багажа:
Четырехосные ЦМВ длиной 23,6 м . 62  т
» вагоны длиной 20,2 м .. 50 »
»                            »              »          18,0 » ... 45... »
Двухосные вагоны .. 25.. »
Вес прочих и специальных вагонов пассажирского парка берется с трафарета на продольной балке.
Длина составов пассажирских поездов подсчитывается аналогично с учетом типов вагонов, включенных в поезд.

График и расписание движения поездов

Движение пассажирских поездов на железных дорогах СССР происходит строго по расписаниям, составляемым на основе графика движения поездов. Последний является документом служебного пользования, а расписание публикуется для сведения всех пассажиров.
График движения поездов, объединяющий работу всех подразделений железных дорог, утверждается министром путей сообщения. Движение поездов строго по графику должно быть обеспечено правильной организацией и точным выполнением технологического процесса работы станций депо, тяговых подстанций, пунктов технического осмотра и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов (см. § 168 ПТЭ).
Расписанием движения поездов устанавливаются для каждого поезда время отправления, следования в пути, прибытия на раздельные пункты и продолжительность стоянки на них, а также периодичность обращения пасса жирских поездов.
В Книжках расписаний движения пассажирских поездов, кроме указанных данных, приводятся схемы формирования составов поездов, объявляются станции снабжения пассажирских вагонов водой и топливом и т. д.
Книжки расписаний являются важным пособием для проводников пассажирских вагонов.
О всех изменениях в расписании движения пассажирских поездов работники станций, а также проводники вагонов должны своевременно доводить до сведения пассажиров.