Содержание материала

ГЛАВА XIV
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ПАССАЖИРСКИХ СОСТАВОВ

1. Обработка составов на станциях формирования и оборот

По прибытии на конечную пассажирскую станцию или станцию формирования от поезда отцепляют почтовый и багажный вагоны и подают их под грузовые операции (выгрузку-погрузку) к почтовому и багажному отделениям.
Во время высадки пассажиров осмотрщиками производится наружный осмотр вагонов.
По окончании высадки пассажиров состав подают в парк отстоя, где производится технический и санитарный осмотр состава, и устанавливают, какие вагоны подлежат ремонту, какие — дезинсекции или дезинфекции. Здесь же производится выгрузка постельных принадлежностей (зимних одеял, матрацев и подушек), а также использованного постельного и вагонного белья (простыней, н аволочек, полотенец, чехлов с диванов и матрацев, за навесок, штор, летних одеял и пр.). Постельные принадлежности отправляются на дезобработку или в механическо-химическую чистку, а использованное постельное и вагонное белье сдается в кладовую использованного белья и затем в прачечную.
Чайная посуда, чайники, самовары, графины поступают в кладовую для чистки и мытья.
В парке отстоя производятся также прием и сдача пассажирских вагонов и составов проводниками.
По окончании санитарно-технического осмотра пассажирский состав при необходимости подвергают переформированию: подают в вагонное депо или на ремонтные пути вагоны, требующие ремонта, в специальный тупик вагоны, нуждающиеся в дезобработке. Полностью сформированный состав по схеме, установленной графиком движения поездов, обмывают снаружи и тщательно осматривают. После осмотра и выявления неисправностей производят необходимый межпоездной ремонт, общую санитарно-дезинфекционную обработку пассажирских вагонов, снабжение их водой и топливом.
По окончании общей санитарно-дезинфекционной обработки и оборудования пассажирских вагонов их снабжают чистым постельным бельем, постельными принадлежностями, посудой, продуктами чайной торговли, съемным инвентарем и оборудованием. Затем состав за 2 ч до подачи под посадку принимает постоянно действующая комиссия из представителей пассажирского и вагонного отделов отделения дороги, санитарно-эпидемиологической станции с участием электромеханика-бригадира поезда.
Результат комиссионного осмотра заносится в специальную книгу осмотра пассажирских составов и дается разрешение на подачу состава для посадки.
Готовый состав подают из парка отстоя к платформе пассажирской станции согласно графику для посадки пассажиров и отправления в рейс.
Технологический процесс обработки пассажирских составов на станциях оборота почти такой же, как и на станциях формирования. Отличие заключается лишь в том, что съемный инвентарь в дезобработку не сдают, а снабжение постельным бельем производят из запаса, имеющегося в вагоне, или использованное постельное белье заменяют чистым в обменном пункте. Газовой дезинфекции отдельные вагоны подвергают лишь. я исключительных случаях.

Прием и сдача вагонов проводниками

Для обеспечения контроля за сохранностью внутреннего оборудования пассажирских вагонов на станциях формирования пассажирских составов должны быть организованы (вагонным отделом отделения дороги) прием и сдача этих вагонов проводниками — перед отправлением в рейс, а по возвращении из рейса — осмотрщиками вагонов (по накладной формы ВУ-38).
Перед отправлением в рейс проводник вагона обязан принять от осмотрщика вагонов обслуживаемый им вагон с составлением накладной формы ВУ-38, оформляемой  в двух экземплярах. На этих бланках осмотрщик вагонов расписывается в сдаче, а проводник — в приеме вагона. Первый экземпляр накладной вручается проводнику вагона, а второй остается у осмотрщика.
Если при приеме вагона будет обнаружено отсутствие или повреждение предметов внутреннего оборудования, то об этом делается соответствующая запись в обоих экземплярах накладной. В этих случаях накладная подписывается также электромехаником-бригадиром поезда.
При приеме вагона проводник обязан проверить:
а)   наличие и исправность инвентаря и оборудования, перечисленного в описи вагона;
б)   исправность ручного тормоза, действие отпускного механизма и наличие пломб на стоп-кранах;
в)    исправность дверей вагона, окон, дверных замков и предохранительных запоров в купе, а также приспособлений для подъема верхних спинок и нижних диванов, подъемного механизма откидных фартуков тамбурных дверей;
г)    санитарное состояние вагона — чистоту полов, верхних подъемных спинок, багажных полок, диванов, зеркал, оконных стекол и др., обращая особое внимание на исправность умывальных чаш и унитазов (особенно механизмов смыва унитазов), а также наличие воды в баках санузлов и водомерных стекол на баках;
д)   исправность электроосветительных приборов, предохранительных пробок, наличие электроламп;
е)    исправность приборов принудительной вентиляции и наличие запасных фильтров в цельнометаллических вагонах;
ж)    наличие и пригодность приводных ремней генераторов или исправность карданного привода динамомашины, напряжение аккумуляторных батарей;
з)     наличие и исправность огнетушителей, термометров, кипятильников.

В период отопительного сезона проводник обязан дополнительно проверить:
а) состояние котла и сети труб отопления, наличие колосников в топке, исправность насосов, заполненность водой системы отопления; обеспечение вагона топливом и исправность измерительных приборов; исправность системы водоснабжения;
б) отепление оконных рам и плотность прилегания дверей; состояние тамбуров и подножек вагонов.
При обнаружении неисправностей в вагоне проводник обязан заявить об этом электромеханику-бригадиру поезда для принятия немедленных мер к их устранению.
В случае утери или порчи пассажирами предметов внутреннего оборудования вагонов проводник обязан составить акт в двух экземплярах и взыскать с виновного стоимость утерянного или поврежденного предмета согласно расценочной ведомости. В акте должно быть указано, что именно повреждено или утеряно, сумма штрафа, взысканная с пассажира, и номер квитанции разных сборов, по которой взысканный с пассажира штраф внесен в кассу дороги приписки вагонов.
При порче или утере имущества вагона пл причинам, не зависящим от пассажиров и проводников, составляется в двух экземплярах акт, в котором указывают обстоятельства и наименование поврежденных или утерянных предметов. Акт подписывается проводником и электромехаником-бригадиром поезда. В необходимых случаях к подписи акта привлекаются свидетели ив числа пассажиров. Если порча или утеря предметов внутреннего оборудования проводником не будет оформлена, то ответственность за повреждение или утерю имущества возлагается на проводника, обслуживающего вагон.
После возвращения пассажирских составов или отдельных вагонов из рейса проводники в присутствии электромеханика-бригадира поезда сдают обслуживаемые ими вагоны осмотрщику по накладной формы ВУ-38, состав ленной при отправлении вагона в рейс.
Если предметы внутреннего оборудования вагона на месте, то об этом делается соответствующая отметка в обоих экземплярах накладной, и осмотрщик вагонов расписывается в приеме, а проводник — в сдаче вагона. Один экземпляр накладной остается у проводника, а другой у осмотрщика. Если же в пути следования произошла порча или утеря оборудования, то в накладных производятся соответствующие записи, которые заверяются подписями осмотрщика, проводника и электромеханика-бригадира поезда.
Приняв вагоны от проводников, осмотрщик производит соответствующую отметку в маршруте электромеханика- бригадира поезда.

Санитарный осмотр и обработка пассажирских вагонов

Пассажирские вагоны в течение рейса загрязняются. При этом могут быть занесены насекомые-паразиты. Иногда в вагонах заводятся грызуны. Кроме того, в вагон может быть занесена инфекция в случае проезда в нем больных пассажиров. Поэтому все пассажирские составы, прибывающие из рейса, на станциях формирования и оборота подвергаются санитарному осмотру и обработке в зависимости от санитарных показаний.
Обработке подвергаются вагоны и выносной вагонный инвентарь.
Санитарная обработка пассажирских вагонов сущест вует двух видов общая и специальная.
Общая санитарно-дезинфекционная обработка пассажирских вагонов. Такой обработке должны подвергаться на станциях формирования и оборота все вагоны пассажирских поездов дальнего и местного сообщения после каждого рейса независимо от его продолжительности. Вагоны пригородного сообщения, помимо прохождения междурейсовой влажной уборки, подвергаются общей санитарно-дезинфекционной обработке по графику, но не реже одного раза в сутки.
Во время общей санитарно-дезинфекционной обработки производят следующие работы.
В цельнометаллических вагонах включается вентилятор Принудительной вентиляции и производится продувка канала воздуховода при максимальном числе оборотов. Затем из вагона удаляется мусор, пыль со штор, абажуров настольных ламп, с диванов и подъемных спинок и т. п.
По окончании ремонта внутреннего оборудования производится влажная уборка. Резиновыми губками и ручными волосяными щетками посредством теплой воды с соответствующим раствором очищаются и насухо протираются загрязненные места на потолке, стенах, в нишах, багажных полках, дверях, диванах, подъемных спинках, плинтусах и ящиках под диванами. Очищаются от пыли влажными тряпками, а затем протираются насухо потолочные вентиляторы, настенные пепельницы, трубы отопления и т. п.

Бронзовая арматура (светильники, плафоны) очищается пастой и протирается. Сильно загрязненная стеклянная арматура снимается, отправляется в электроцех, где она промывается с применением моющих средств.
Линкруст стен и перегородок следует обтирать сухой ветошью. После этого в случае необходимости разрешается применять влажную тряпку, а затем обтереть его сухой тряпкой. Поверхности, покрытые дубовым шпоном, мыть не разрешается; их можно обтирать влажной тряпкой, после чего досуха вытереть мягкой тряпкой. Строго запрещается мыть шпон щелочами, применять для мытья щетки, употреблять горячую воду. Вода должна иметь температуру не выше 25—35° С.
По окончании влажной уборки необходимо включить на 15—20 мин вентилятор в целях очистки воздуха и просушки внутренних помещений ЦМВ.
Наружную промывку оконных стекол и линз следует производить обтирочными концами, смоченными в растворе (щавелевая кислота, вода); слегка покрыть раствором поверхность стекол и линз, затем влажной тряпкой очистить раствор и протереть поверхность насухо. Подоконные столики и стекла между рам нужно протирать влажными тряпками.
Обмывка потолков, стен, панелей вагона, покрытых пластикатом, производится моющим раствором (сода кальцинированная, прогресс, вода или сода кальцинированная, мыло хозяйственное, вода), фаянсовые изделия (унитазы, умывальные чаши) рекомендуется промывать раствором (прогресс, вода). Для мойки полов и дезинфекции плевательниц и мусорных ящиков применяются нафтализол и лизол.
Пыль в пассажирских вагонах собирают пылесосом, предварительно очистив пепельницы и удалив весь мусор из вагона. Ковровые дорожки и шторы очищаются вне вагона.
Каждая операция по уборке вагона должна выполняться раздельно специализированной бригадой уборщиков, имеющих необходимый маркированный инвентарь.
Одновременно с внутренней уборкой производят наружную очистку и обмывку боковых и лобовых стен вагона, протирку окон и оконных рам, очистку и протирку швеллерных брусьев, тележек и аккумуляторных ящиков. Наружная обмывка пассажирских вагонов производится щетками или вагономоечной машиной.
Специальная дезобработка пассажирских вагонов и белья. Пассажирские вагоны должны регулярно подвергаться дезобработке в целях уничтожения насекомых (дезинсекция), грызунов, а также для ликвидации болезнетворных микробов (дезинфекция). Дезобработка вагонов (составов) производится по графику санитарно-эпидемиологической станции. Дезинфекция матрацев, подушек, одеял и другого мягкого съемного инвентаря производится по графику, согласованному также с санитарно-эпидемиологической станцией. Смена матрацных чехлов по загрязненности производится согласно графику, утвержденному начальником конторы обслуживания пассажиров.
Использованное постельное белье — летние одеяла, простыни, наволочки и т. п. — подвергается только стирке.

Оборудование и снабжение пассажирских вагонов

Для обеспечения пассажирских составов и отдельных вагонов съемным инвентарем, оборудованием, постельными принадлежностями, бельем и т. п. на дорогах организованы специальные конторы обслуживания пассажиров. Они находятся в непосредственном ведении служб вагонного хозяйства.
На конторы обслуживания пассажиров возлагается:
а)   обеспечение пассажиров в пути следования, через проводников, постельными принадлежностями, бельем, продуктами торговли, культинвентарем (шашки, шахматы, домино), художественной литературой и периодическими изданиями печати;
б)   заготовка съемного инвентаря, оборудования, белья и постельных принадлежностей и т. п., а также пошивка, ремонт, стирка, дезинфекция и дезинсекция этих предметов;
в) снабжение пассажирских вагонов съемным инвентарем и оборудованием согласно перечню, установленному Министерством путей сообщения;
г)   разработка и проведение мероприятий по улучшению обслуживания пассажиров в пути следования.

Перед отправлением в рейс каждый пассажирский вагон дальнего и местного сообщения должен быть снабжен на станциях формирования съемным инвентарем и оборудованием, постельными принадлежностями и т. п. по установленным нормам.
Жесткие плацкартные, а также мягкие вагоны и СВПС должны быть снабжены постельным бельем на весь рейс по числу мест из расчета одна смена белья на каждые пять суток пути.
Выдача проводникам вагонов расфасованного постельного белья производится кладовщиками конторы обслуживания пассажиров.
Постельные принадлежности, белье и съемный инвентарь доставляют в вагоны рабочие этой конторы.
Комплект постельных принадлежностей состоит из матраца, подушки, одеяла и отдельно (в запломбированном конверте) одной наволочки, двух простынь и одного полотенца. В летний период вместо зимнего одеяла пассажиру выдается пикейное. В комплект чехлов диванных   (нижнее и верхнее), спинка на нижний диван и два чехла на клинки.
К оборудованию пассажирского вагона съемным инвентарем, снабжению постельными принадлежностями и бельем проводники должны приступать после окончания общей санитарно-дезинфекционной обработки вагона. Оборудование вагона в основном сводится к следующему.
На окна навешивают шторы и занавески, столики в купе накрывают салфетками, расставляют настольные электрические лампы и пепельницы, диваны (в мягких и СВПС) накрывают чехлами. В вагонах купейных, мягких и СВПС расстилают ковровые дорожки в коридорах и купе. В ненастную погоду поверх коридорных ковров стелят льняные покрышки.
Съемное оборудование вагона (шторы,  сал фетки, ковровые дорожки) разрешается снимать только после прибытия поезда на конечную станцию и высадки всех пассажиров.
Постельное белье в опломбированных конвертах и одеяла должны быть уложены в специальные шкафы или ниши служебного отделения. В ЦМВ всех типов матрацы в чехлах и подушки, уложенные в мешки с круглым дном, хранятся в поддиванных рундуках (ящиках) или нишах купе, а в остальных вагонах — в нишах служебных отделений или на багажных боковых полках первого отделения вагона.
В пассажирских вагонах, не имеющих титанов, устанавливаются бачки с кипяченой водой для питья.

Полки посудного шкафа застилают чистыми полотенцами, на них укладывают чистую чайную и столовую посуду. Соответствующим образом убираются имеющиеся в служебных отделениях шкафы для хранения продуктов чайной торговли. Если таких шкафов нет в служебных отделениях, то конторы обслуживания пассажиров обязаны снабжать проводников специальными чемоданами.
На каждый вагон обязательно навешиваются с двух сторон маршрутные доски, а над рабочим тамбуром — порядковый номер вагона согласно схеме формирования состава. Порядковые номера снимать в пути следования запрещается.
Перед осаживанием пассажирского состава на станцию для посадки проводники обязаны протереть чистыми сухими тряпками нижние диваны, верхние подъемные спинки, подоконные столики, багажные полки и т. п.
В пути следования поезда проводники обязаны приготавливать постели пассажирам, потребовавшим постельные принадлежности. Запломбированный конверт вскрывается проводником в присутствии пассажира. За пользование комплектом постельных принадлежностей взыскивается 1 рубль. По требованию пассажира проводник обязан выдать ему квитанцию формы ФИУ-26 в получении денег за постельное белье с обязательным указанием фамилии пассажира, номера места, вагона и поезда, в котором следовал пассажир.
Пассажир может пользоваться постельным бельем не более пяти суток, по истечении которых белье подлежит замене. Пассажир должен вновь оплатить выданное ему чистое белье. Постельные принадлежности проводник обязан убирать только перед оставлением вагона пассажиром по прибытии его на станцию назначения или пересадки.
За утерянные или поврежденные постельные принадлежности и белье электромеханик-бригадир поезда по заявлению проводников обязан взыскать с виновных лиц соответствующие суммы по ценам, установленным МПС.
Для этого составляется акт по форме ГУ № 23 в двух экземплярах за подписями электромеханика-бригадира поезда, пассажира и проводника с указанием взыскиваемой суммы. Один экземпляр акта вместе с деньгами сдается в кассу конторы обслуживания пассажиров, а другой выдается проводнику. Пассажиру электромеханик-бригадир 231 поезда выдает штрафную квитанцию, причем корешок квитанции с распиской в нем плательщика остается в книжке. Номер этой квитанции указывается в акте. В случае невозможности получить деньги с пассажира в акте отмечается причина неполучения денег. Акт передается в бухгалтерию для взыскания денег через суд.
При сильном загрязнении постельных принадлежностей и белья, требующих химической чистки, с пассажира взыскивается их стоимость или стоимости химической чистки согласно расценочной ведомости Министерства путей сообщения. В случае порчи пассажиром предметов внутреннего оборудования он оплачивает полную их стоимость согласно установленным расценкам.
Хранение использованного постельного белья в пути следования производится в специальных мешках, которые на станциях оборота пломбируются агентами конторы обслуживания пассажиров данной дороги. По возвращении из рейса проводники обязаны сдать в кладовую использованного белья (своей дорожной конторы обслуживания пассажиров) все бывшее в употреблении белье, а оставшееся чистое — в кладовую чистого белья.