Содержание материала

ГЛАВА XV
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ В ПОЕЗДАХ
Посадка и размещение пассажиров в вагоне

На станциях формирования и оборота пассажирских поездов составы для посадки пассажиров следует подавать не менее чем за 40 мин до отправления поезда. Вагоны должны быть хорошо провентилированы, в темное время освещены, в отопительный сезон обогреты до температуры воздуха не ниже +18° С.
К началу посадки пассажиров проводник должен вывесить на обеих сторонах вагона маршрутные доски и указатели порядкового номера вагона. Проводники, обслуживающие ЦМВ, обязаны перед посадкой пассажиров открыть входные двери рабочих тамбуров, поднять откидные фартуки подножек и закрепить их на запоры. Если состав подан к высокой платформе, откидные фартуки остаются в горизонтальном положении. Поручни дверей рабочего тамбура необходимо протереть тряпками, а в ЦМВ протереть также поручни откидного фартука подножки.
Посадку пассажиров в вагон необходимо начинать после оповещения об этом по громкоговорящей сети станции (вокзала) или после одного удара колокола, предварительно выпустив из вагона всех прибывших пассажиров.
Для правильного размещения пассажиров в вагоне проводник обязан твердо знать нумерацию мест.
В жестких некупейных вагонах с деревянными кузовами номера указаны на боковых стенках над нижним диваном и над подъемной спинкой. Нижние спальные места имеют нечетные, а верхние — четные номера. Номера мест для сидения указаны на брусе, к которому прикрепляется подъемная спинка; номера мест среднего откидного клапана нижнего продольного дивана проставлены на подоконном щите, под карнизом. Счет мест для лежания ведется с того конца вагона, где находится служебное отделение проводника (исключая места в служебном отделении) или от котельного отделения вагона (рис. 68). Счет мест для сидения ведется в таком же порядке: по четыре места на каждом поперечном диване и по три места на продольном (боковом), причем номер дневного места для сидения пассажира, занимающего плацкартное место на верхнем диване, должен соответствовать номеру этого дивана с прибавлением буквы «а», как указано на рис. 68.
В цельнометаллических жестких некупейных вагонах (рис. 70) нумерация мест производится так же, как в вагонах с деревянными кузовами, причем счет мест для сидения ведется по три места на каждом поперечном диване и по три места на продольном (боковом). Место для сидения пассажиру, занимающему плацкартное место на верхнем диване, также должно соответствовать нумерации этого дивана с прибавлением буквы «а», как указано на рис. 69.
В жестких купейных и мягких вагонах номера мест указаны в каждом купе на продольных стенках вагона, по обе стороны оконных просветов, над нижним диваном и над подъемной спинкой. Кроме того, для удобства пассажиров на двери купе указан его номер, а на дверном бруске — номера мест в купе.
Во время посадки пассажиров в плацкартные вагоны должна быть открыта только лишь та дверь вагона, через которую производится посадка. Один проводник обязан находиться возле открытой двери, чтобы производить проверку проездных документов и ручной клади пассажиров, одновременно заполняя бланк учета занятости мест в вагоне.
Второй проводник при посадке должен находиться в вагоне и размещать пассажиров по местам в соответствии с проездными документами.
Посадку пассажиров одновременно с обоих тамбуров вагона необходимо производить на станциях формирования и оборота составов в общие вагоны с местами для сидения при обслуживании этих вагонов двумя проводниками.
Проводник, находящийся при посадке у наружной двери, должен иметь при себе сигналы; днем — флаги в кобуре на поясном ремне, ночью — зажженный сигнальный фонарь.


Рис. 68. Схема нумерации мест в некупейных пассажирских вагонах с деревянными кузовами
Схема нумерации мест в некупейных ЦМВ
Рис. 69. Схема нумерации мест в некупейных ЦМВ

Во избежание случаев оставления проездных документов у провожающих граждан проводник должен требовать предъявление билетов пассажирами, а не провожающими. Лица, не предъявившие проездных документов или же не оформившие билеты надлежащим образом, в вагон не пропускаются.
При обнаружении проводником в предъявленных поездных документах дефекта, допущенного по вине железнодорожных агентов, пассажир пропускается в вагон, а дефектный билет отбирается. Электромеханик-бригадир поезда составляет об этом акт в соответствии с §200 Тарифного руководства № 5. На основании указанного акта дефектные документы обмениваются электромехаником-бригадиром поезда в билетной кассе без участия пассажира на новые, которые доставляются пассажиру в вагон.
В случае возникновения при посадке недоразумений они должны быть немедленно разрешены на месте (начальником вокзала или дежурным по вокзалу, или дежурным по посадке, главным кондуктором, или электромехаником-бригадиром).
Проводник, находящийся в момент посадки в вагоне, обязан строго следить за тем, чтобы пассажиры укладывали свои вещи аккуратно и в положенные места, не ставили на диваны твердых и режущих предметов, не ложились на диваны в обуви, не ставили чайники или ведра с кипятком на диваны или подоконные столики. Пассажиры должны подниматься на подъемные спинки для лежания только по лестницам, а не становиться в обуви на диваны.
Из числа лиц, провожающих пассажиров, в вагон пропускается не более одного человека с каждым отъезжающим и из провожающих женщину с детьми или больного, инвалида — не более двух человек. Проводник обязан предупредить провожающих, что они должны оставить вагон не позднее чем за две минуты до отправления поезда. На станциях, где стоянка поезда не превышает пяти минут, провожающие в вагоны не допускаются.

Забота о пассажире начинается с момента посадки.

Проводник обязан не только организованно и своевременно провести посадку, но и хорошо устроить каждого пассажира в вагоне, обеспечить его бельем, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями, а при желании — книгой, свежей газетой, журналом, шахматами, домино и т. п.
По желанию пассажира замена занимаемого им места на другое, свободное место и обмен местами между пассажирами в том же вагоне разрешается проводником вагона.
Во всех вагонах пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Поднятие верхних подъемных спинок в общих жестких вагонах производится в дневное время (от 9 до 21 ч) только по согласованию с пассажирами данного отделения.
Верхние багажные полки, предназначенные для укладки ручной клади, занимать для лежания пассажиров запрещается.

Важным в обслуживании пассажиров является высадка.

Некоторым пассажирам приходится выходить из вагона ночью, другим на станциях со стоянкой поезда в 1—2 мин. Поэтому проводники вагонов обязаны предупреждать пас сажиров за 20—30 мин до высадки, оказать помощь в выносе вещей, вызвать, если это необходимо, носильщиков, помочь сойти с подножек.
По желанию пассажиров у них при высадке не отбираются билеты и другие проездные документы.