Содержание материала

ГЛАВА XIII
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

Железнодорожные пассажирские тарифы

Установленные на железных дорогах платы за проезд и сборы  этих плат и сборов называются пассажирскими (железнодорожными) тарифами.
Общий пассажирский тариф применяется на всех железнодорожных линиях широкой и узкой колеи, находящихся в постоянной эксплуатации. На отдельных железнодорожных участках, примыкающих к административным и промышленным центрам, действуют пониженные пригородные тарифы.
Общий тариф на проезд пассажиров имеет следующие особенности:
а)   он построен с постепенно снижающимися ставками с пассажиро-километра в зависимости от дальности проезда;
б)   плата за проезд для упрощения расчетов определяется по тарифным поясам, соответствующим разной дальности проезда. Существует 110 тарифных поясов, стоимость проезда для которых заранее рассчитана и сведена в специальные таблицы.
Тарифное расстояние проезда исчисляется по ходу пассажирских поездов, с которыми следуют пассажиры, и определяется по указателю пассажирских маршрутов в соответствии с Тарифным руководством №4. Временная кружность поездов, установленная МПС по техническим причинам (на срок не более 15 дней), пассажирам не оплачивается.
Стоимость проезда пассажиров в поездах устанавливается не только в зависимости от расстояния поездки, но  и от рода вагона (жесткий, общий, жесткий плацкартный, жесткий купейный, мягкий с четырехместными купе и мягкий с двухместными купе СВПС), а также в зависимости от категории поезда (пассажирский, скорый, курьерский).

Порядок выдачи проездных документов

Каждый пассажир обязан иметь билет на проезд. Для проезда в СВПС, мягком или купейном жестком вагонах пассажир должен приобрести в зависимости от рода вагона и категории поезда проездные документы, дающие ему право на занятие определенного нумерованного места для лежания в пассажирских, скорых и курьерских поездах.
Билеты на проезд приобретаются в билетных кассах железнодорожных станций или их городских филиалах или у разъездных кассиров до любой станции по желанию пассажира. Пассажир имеет право потребовать выдачи билета в любой вагон и поезд до названной им станции по кратчайшему направлению следования пассажирских поездов с наименьшим числом пересадок или по маршруту, удобному по времени переезда.
Оформление проездных документов на проезд в дальних и местных поездах производится следующим образом:
а)    для пассажиров, следующих в поезде до станции назначения без пересадки в пути следования, выдается только один билет, соответствующий роду вагона и категории поезда;
б)    для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования, во всех случаях выдается билет на проезд в жестком общем вагоне пассажирского поезда на весь путь следования (от станции отправления до станции назначения). При следовании пассажира в вышеоплачиваемом вагоне или поезде к его билету в общий жесткий вагон выдается не далее пункта пересадки квитанция доплат на проезд в соответствующем вагоне или поезде;
в)    для транзитных пассажиров в пунктах пересадки к предъявляемому билету (в жесткий общий вагон) на дальнейший путь выдается квитанция доплат, соответствующая роду вагона или категории поезда, в которых пассажир будет следовать до конечного пункта своего пути или до станции следующей пересадки.
В вагонах, предназначенных для пассажиров с детьми, допускаются к проезду лишь пассажиры, имеющие при себе детей до 10 лет.
Проездные документы действительны только для лица, начавшего по ним поездку. Переданные документы в пути следования другому лицу считаются недействительными. Перепродажа проездных документов также запрещается, документы, приобретенные вне железнодорожных билетных касс, признаются негодными. Утерянные проездные документы не возобновляются, уплаченные за них деньги не возвращаются.
Выдача билетов сверх имеющегося в каждом вагоне количества мест не допускается. В случаях экстренной необходимости, при отсутствии в поезде свободных мест, станции в порядке исключения могут выдавать билеты без права занятия определенного нумерованного места: депутатам Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик, прокурорам, следователям, врачам, работникам ветсаннадзора, пожарно-лесной охраны, представителям уголовного розыска, милиции и КГБ в пределах обслуживаемых ими районов или до станции, указанной в командировочном удостоверении, а также для контингентов «Интуриста» по соответствующим документам. В таких случаях на билете ставится отметка «без права занятия номерованного места».

Компостирование и резка билетов

Все проездные документы, выдаваемые пассажирам, должны быть закомпостированы. Билетный кассир обязан обозначить па билетах, квитанциях доплат и плацкартах номер поезда и дату выдачи билета (число, месяц, год). Эти сведения налагаются игольчатым компостером, знаки которого изображают: номер поезда и число месяца — арабскими цифрами, месяц — римской цифрой, а год (последние две цифры) — также арабскими цифрами.
Например, компостерные знаки: 1609VIII159 означают, что билет выдан на поезд № 16, отправляющийся 9 августа 1959 г. Если поезд отправляется в первые девять дней месяца, то впереди цифры, указывающей число, ставится нуль.
В исключительных случаях, при отсутствии игольчатого компостера, знаки на билете в том же порядке ставят мастичным штемпелем или пишут отчетливо чернилами, заверяя надпись станционным штемпелем.
Исправления в компостерных знаках не допускаются. При наложении неправильного компостера билет считается испорченным.
Компостер на проездных документах налагается на станции отправления один раз. Наложение компостера более одного раза допускается в следующих случаях:

  1. на станции отправления — при выезде пассажира ранее срока, указанного в билете, и при опоздании на поезд, если причина опоздания является уважительной;
  2. в пути следования — при возобновлении поездки после перерыва (вследствие остановки пассажира или задержки его по вине железной дороги, при отставании от поезда). Если на билете со штемпелем об остановке пассажира нет нового компостера, то пассажир признается безбилетным. Однако он имеет право предъявить билет в кассу ближайшей станции для наложения компостера, если срок годности билета не истек;
  3. в пунктах пересадки транзитных пассажиров.

На каких местах билетов должен налагаться компостер?

Картонные билеты (включая детские) компостируются с обеих сторон, в верхней и нижней частях. На билеты с резкой (для детей) компостер накладывается только по верхней части выдаваемого отрезка. Бланковые билеты компостируются на перегибе (после их складывания вдвое по горизонтальной линии) с таким расчетом, чтобы захватить правую часть билета.
На билетах пригородного сообщения, где установлен срок годности билета, впереди, кроме даты, указывается округленно час выдачи. Если между курсированием пригородных поездов имеются длительные промежутки времени, можно указывать номера поездов. Пригородные обратные билеты (на проезд в направлении «Обратно») не компостируются.
На абонементные пригородные (годовые, сезонные и месячные) компостер накладывается с таким расчетом, чтобы захватить край фотографической карточки.
Воинские билеты .компостируются по контрольной полосе отрыва.
Компостирование разовых бесплатных билетов производится при проезде «Туда» — в верхней их части, а при проезде «Обратно»—в нижней части, в указанном для компостера месте.

Билеты на провоз мелких животных и птиц компостируются в нижней части.
Как должны резаться проездные документы?
При продаже бланковых билетов кассир после заполнения билета и его корешка необходимыми сведениями обязан так разрезать бланк, чтобы на билете, выдаваемом пассажиру, оставался пояс с расстоянием, соответствующим пути до станции назначения.
Квитанции доплат за скорость, мягкость, купейность режутся так же, как и бланковые билеты.
При выдаче детского картонного билета необходимо отрезать от него нижнюю часть до полосы, на которой указан срок годности.
В тех случаях, когда транзитный пассажир следует до одной станции, а квитанцию доплат нужно выдать до другой станции, расположенной ближе, бланковый билет режется таким образом, чтобы расстояние пояса на билете соответствовало расстоянию до станции назначения, а на квитанции доплат — расстоянию до пункта пересадки пассажира.

Сроки годности билетов

Срок годности билетов в прямом и местном сообщениях определяется в зависимости от расстояний.

Срок годности билета должен быть обозначен на самом билете. Начинается срок годности билета с нуля часов следующего дня, указанным компостерными знаками, а оканчивается в 24 ч последнего дня. В случае выезда пассажира ранее дня, указанного первоначальным компостером, срок годности исчисляется со времени, отмеченного вторым компостером. 

Если срок годности билета оканчивается в пути до прибытия пассажира на станцию назначения, он обязан по окончании срока годности билета приобрести новый или оставить поезд. Пассажир, обнаруженный в поезде с просроченным билетом, признается безбилетным после первой станции, следующей за окончанием срока годности билета.
Пригородные единичные билеты, а также купоны «Туда» обратных билетов действительны в течение 3 ч с момента их выдачи. Обратные билеты (купоны «Обратно») действительны в течение двух календарных суток, не считая воскресных и праздничных дней. Если окончание срока годности пригородного билета (разового, обратного или абонемента) застанет пассажира в пути, то билет считается годным до прибытия пассажира на станцию назначения.

Срок годности абонементных (месячных, сезонных и го довых) билетов исчисляется от времени их выдачи до того же числа (исключительно) соответствующего месяца и года. Например, если месячный билет выдан 15 июня, то 15 июля он уже теряет свою силу; по этому билету можно ездить до 24 ч 14 июля. Однако если окончание срока годности абонементного билета застанет пассажира в пути, то билет сохраняет годность до прибытия пассажира на станцию назначения.
Годовые платные билеты (формы № ПЛ-1, ПЛ-2, ПЛ-3 и ПЛ-4) выдаются на один календарный год.
Срок годности воинских билетов в прямом сообщении 30 суток, в местном — 10. Пассажиры, едущие по воинским билетам, могут сделать в пути следования две остановки в пределах срока годности билета. О своем желании сделать остановку военнослужащий должен не позднее чем через час после прибытия заявить билетному кассиру, дежурному по станции или начальнику станции. Последние ставят на билете штемпель станции и делают отметку «Остановка» и указывают число, месяц, год. При возобновлении поездки билет предъявляется в кассу для наложения нового компостера.

Пассажир, имеющий проездные документы общего тарифа, может сделать остановку в пути с продлением срока годности билета на все время остановки в этом пункте, но не более чем на 10 суток. В таком случае пассажир обязан предъявить свой билет начальнику станции (вокзала) или дежурному по станции (вокзалу) в течение 24 ч после прибытия поезда для наложения на билете мастичного штемпеля: «Станция  остановка с продлением срока годности число . . . месяц . . . год Подпись». В течение удлиненного срока годности билета пассажир может возобновить поездку, предъявив билет на этой же станции для компостирования.
Остановка в пути с продлением срока годности билета допускается лишь один раз. Продление срока годности билета может быть произведено только в случае, когда оставшийся срок годности не позволяет доехать до станции назначения.
В течение срока годности билета пассажир имеет право прерывать поездку на любой по пути следования станции, но без продления срока годности билета. Отметку об остановке в этом случае производить не требуется. При возобновлении прерванной поездки с той же станции или с одной из последующих (расположенных на пути, указанном в билете) пассажир должен предъявить билет для наложения компостера. Если после остановки новый компостер на билете не сделан, то пассажир считается безбилетным, но имеет право предъявить билет в кассу ближайшей станции для компостирования, если срок годности данного билета еще не истек. При остановке квитанция доплат за проезд в плацкартном вагоне, выданная на тот поезд, с которым следовал пассажир, теряет свою действительность и стоимость ее пассажиру не возвращается. Доплата за скорость, купейность и мягкость сохраняет свою силу наравне с билетом. Однако при дальнейшем следовании пассажира с поездом и в вагонах, в которых доплата за скорость, купейность и мягкость не установлена, неисполненная доплата не возвращается
Бесплатные служебные билеты действительны: годовые —  в течение календарного года, разовые форм 6, 6-а, 6-в —  в течение трех месяцев, разовые консультационные формы 10 — в течение трех суток, если нет отметки врача о продлении срока.

Дефектность проездных документов

Билеты (квитанции доплат за проезд) и доплатные квитанции общей формы считаются дефектными, если они:
а)    не закомпостированы или имеют неясный компостер;
б)    не указана на них станция назначения или написана она неясно, или неправильно указано название станций  назначения или проставлен неправильный маршрут следования при одноименных названиях станций;
в)   имеют неправильную резку, исправления, подчистки и другие дефекты, допущенные железнодорожными служащими.
Такие проездные документы признаются негодными и отбираются, а пассажиру выдаются новые. Для этого на одной из ближайших станций, где поезд имеет достаточную остановку, при участии электромеханика-бригадира поезда составляется акт, на основании которого билетная касса указанной станции выдает новые проездные документы до пункта назначения с указанием на оборотной стороне билета недоиспользованного срока действия дефектных отобранных проездных документов.
Если при отобранном билете имелась квитанция доплат за проезд в плацкартном вагоне, то на лицевой стороне нового билета об этом делается отметка. На новом билете ставится штемпель «Багаж», если такая отметка имелась на отобранном билете. Новый билет и составленный акт доставляются пассажиру для его подписи в вагон.
Пассажир, у которого обнаружены поддельные, подчищенные или исправленные им проездные документы, а также проездные документы, ему не принадлежащие, за нарушение правил проезда платит штраф и направляется в органы железнодорожной милиции.