Для электрического освещения пассажирского поезда, сформированного из вагонов с деревянными кузовами, в него включают один-два вагона, оборудованных электростанциями, имеющими: источник электроэнергии, т. е. генератор электрического тока и аккумуляторную батарею, распределительный щит с регулирующими и контрольными устройствами, подвагонную и внутривагонную проводку и арматуру.
Все остальные вагоны поезда имеют электропроводку для подключения к вагону-электростанции при помощи междувагонных соединений.
Генератор, вырабатывающий ток, подвешивается под вагоном к раме и в отдельных случаях — непосредственно на тележке. На вал генератора насаживают малый шкив, а на оси колесной пары устанавливают шкив большего размера. Оба шкива соединяют ременной передачей, которая приводит генератор в действие (при движении вагона). Натяжение ремня регулируется специальной натяжной пружиной и винтом.
Рис. 25. Общий вид аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея (рис. 25) типа 26ВП-400 составлена из 26 элементов, соединенных последовательно. Буквенное обозначение ВП означает «вагонная панцирная», а 400 — емкость батареи в ампер-часах. Каждый аккумуляторный элемент состоит из свинцовых положитель ных и отрицательных пластин, погруженных в слабый рас твор серной кислоты, налитой в эбонитовый ящик 3. Эти ящики размещены в специальных деревянных ящиках 1 с крышками 6, подвешенных к раме вагона. На рис. 25 обозначены: 2 и 4 — усиливающие бруски, 5 и 8 — запоры ящика, 7 — тяга крышки.
Распределительный щит (рис. 26) помещается в служебном отделении вагона и служит для распределения электроэнергии по вагону, а также для регулирования работы генератора и аккумуляторной батареи. На распределительном щите — мраморной или текстолитовой панели — смонтированы сопротивления — сетевое 1, противошунта 2 и шунта 4, переключатели 3 и 7, двухполюсный рубильник 8, предохранители 9, клеммы 10, измерительные приборы — амперметр 5 и вольтметр 6, автоматический регулятор зарядки батареи 11, автомат для включения и выключения машины 12.
Рис. 26. Распределительный щит ДЩР-8А
Подвагонная электрическая магистраль в противопожарных целях прокладывается в трубе, подвешенной к продольным балкам вагона. Между вагонами магистраль соединяется гибким проводом посредством соединительных головок, так называемых «головок Кричко».
Внутренняя вагонная электрическая проводка выполняется таким образом, чтобы предохранить провод от механических повреждений, а также от оголения и тем самым предупредить возможность короткого замыкания и пожара в вагоне.
В вагонах ставится различная арматура электрического освещения. Устанавливают потолочные плафоны с одной лампочкой и отражателем света. Снизу лампочку прикрывают матовым или узорчатым плафоном. Вагонная электрическая лампочка имеет специальный цоколь; соединение между ней и патроном происходит при помощи вырезов в патроне и двух ножек на поверхности цоколя.
Действие системы электрического освещения вагона происходит следующим образом. Во время движения поезда якорь динамомашины вращается и вырабатывает электрическую энергию, которая через распределительный щит поступает в осветительную сеть. Динамомашина подключена параллельно аккумуляторной батарее, благодаря чему при движений поезда избыток электроэнергии используется для зарядки аккумуляторной батареи, которой пользуются во время стоянок поезда.
Непрерывность освещения и равномерность накала ламп обеспечивается автоматом-переключателем регулятора напряжения. При достижении поездом скорости движения более 15 км/ч сеть электроосвещения переключается автоматом с аккумуляторной батареи на динамомашину и наоборот. Батарею запрещается использовать при падении в ней напряжения ниже 46 в.