На железных дорогах осуществляется контроль за правильным применением тарифов при перевозке пассажиров, багажа и ручной клади, должным оформлением проездных документов, хорошим обслуживанием пассажиров. Контроль ведется в целях устранения этих недостатков, а также ликвидации безбилетного проезда пассажиров, неопла ченного провоза ручной клади и злоупотреблений со сто роны работников, связанных с обслуживанием пассажиров.
Контроль производится в любое время суток как на станциях, так и в пассажирских поездах.
Контроль проездных билетов и документов на провоз ручной клади в поездах осуществляют контролеры-ревизоры поездов, проводники (в обслуживаемых ими вагонах), электромеханики-бригадиры поездов, ревизоры пассажирских служб и Дирекции международных и туристских перевозок и другие работники железнодорожного транспорта, имеющие открытые листы на право ревизий станций и контроля поездов.
Открытые листы для производства ревизий станций и контроля поездов на всей сети железных дорог выдаются Финансовым управлением МПС, а для ревизий в пределах дороги—финансовым отделом управления дороги.
Лица, имеющие право контроля поездов, обязаны до начала контроля поставить в известность электромеханика-бригадира поезда, а там, где его нет, — главного кондуктора, предъявив им свои документы для внесения соответствующей записи в путевой журнал электромеханика-бригадира поезда.
При контроле поезда проверяются обычно все его вагоны. Электромеханик-бригадир поезда и проводник вагона должны сопровождать контролера и оказывать ему содействие. О проведении контроля электромеханик-бригадир или главный кондуктор делают в маршруте контролера- ревизора соответствующую запись.
По окончании ревизии поезда составляется акт или производится запись (о результате ревизии) в маршрут проводника или в путевой журнал электромеханика-бригадира поезда. При ревизии спальных вагонов прямого сообщения делается запись в дорожной ведомости проводника вагона.
Контроль пассажирских вагонов должен производиться по возможности с меньшим беспокойством пассажиров. В мягких вагонах, СВПС, жестких плацкартных, служебных и арендованных вагонах, в которых проездные документы отбираются у пассажиров и хранятся проводниками в особой папке, контроль билетов производится у проводника с последующей проверкой наличия пассажиров в вагоне. Проездные и другие документы, которые проводником не отбираются (удостоверения депутатов верховных советов, годовые билеты служебные и платные), прове ряются непосредственно у пассажиров. Каждый проездной документ (кроме годовых и абонементных билетов) погашается особыми щипцами.
Контроль проезда военнослужащих и других лиц, едущих по воинским билетам, осуществляется согласно общим правилам МПС. Военнослужащий при контроле поезда обязан предъявить документ на право пользования воинским билетом. Непредъявление этого документа влечет за собой отбор билета с наложением штрафа за проезд без билета. Обнаруженные безбилетные пассажиры- военнослужащие рядового и сержантского состава штрафу не подвергаются, а передаются военной комендатуре на железных дорогах.
Лица, обнаруженные при контроле поезда без билета, должны уплатить штраф в установленном размере. Пассажиру обязательно выдается квитанция установленной формы о взыскании штрафа с указанием суммы штрафа и времени его уплаты. Одновременно с уплатой штрафа пассажир обязан оплатить также (по квитанции) стоимость проезда в сумме 1 р.70 к. до ближайшей станции, где за время стоянки поезда он сможет приобрести билет на дальнейший проезд. В противном случае пассажир удаляется из поезда на первой же остановке, однако высадка безбилетных пассажиров из поезда на станциях, удаленных от населенных пунктов, не допускается.
При отказе пассажира от уплаты штрафа за безбилетный проезд и провоз излишней ручной клади контролером- ревизором поезда или другим лицом, производящим реви зию, составляется протокол и постановление на взыскание штрафа установленным порядком. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность нарушителя, или отказа предъявить документы контролирующие поезд лица передают нарушителя на ближайшей станции дежурному железнодорожной милиции.
Контролеры-ревизоры поездов и другие лица, производящие ревизию, обязаны сообщать начальникам служб вагонного хозяйства дорог, формирования поездов или Дирекции международных и туристских перевозок о случаях провоза проводниками вагонов безбилетных пассажиров с указанием виновных для привлечения их к ответственности. Каждый такой случай должен быть оформлен актом за подписью лица, производившего ревизию, электромеханика-бригадира поезда или главного кондуктора и виновного работника железной дороги, допустившего провоз безбилетного пассажира. Помимо акта, производится запись в путевом журнале электромеханика- бригадира поезда.
Электромеханики-бригадиры поездов получают штрафные квитанционные книжки и также имеют право штрафовать пассажиров, едущих в поезде без билетов.
Пассажир, утерявший билет в поезде, может быть освобожден от штрафа при наличии доказательств об утере, но для дальнейшего проезда он обязан приобрести новый билет на ближайшей станции, где поезд имеет продолжительную стоянку.
Пассажир подвергается штрафу на общем основании (как безбилетный):
а) если он сел в поезд дальнего следования с билетом пригородного сообщения;
б) если он сел в мягкий вагон или СВПС с билетом для жесткого вагона;
в) если в пункте пересадки он сел в поезд с некомпостированным билетом. На дальнейшее следование в поезде пассажир должен на одной из ближайших станций с продолжительной стоянкой закомпостировать свой билет, если надо приобрести квитанцию доплаты для проезда в зависимости от рода вагона и категории поезда и т. п.;
г) если он сел в поезд ранее срока, указанного компостером. Но из поезда пассажир не удаляется; на первой попутной станции, где поезд имеет достаточную стоянку, пассажир должен закомпостировать свои проездные документы в тот поезд и вагон, в котором он занимает место, а также произвести доплату за место для лежания в соответствии с Тарифным руководством № 5.
Если пассажир сел в поезд с билетом другого направления, то штрафу он не подвергается, а высаживается на ближайшей станции с составлением акта, дающего пассажиру право проезда до станции, с которой он может ехать в направлении, указанном в билете.
На пассажира, севшего в плацкартный вагон с билетом без квитанции доплат за проезд в плацкартном вагоне, штраф не налагается. Пассажир в этом случае переводится в общий вагон или остается в плацкартном вагоне при условии оплаты за проезд в плацкартном вагоне.
Если пассажир сел в скорый или курьерский поезд с билетом без доплаты за скорость, то он удаляется из поезда без взыскания штрафа. В случае отказа покинуть поезд или оформить свой проезд путем доплаты соответствующей разницы в тарифе пассажир подвергается штрафу на общих основаниях как следующий без билета.
При обнаружении у пассажира:
а) дефектных проездных документов составляется акт (за подписями контролирующего поезд, электромеханика- бригадира поезда и проводника вагона), на основании которого эти документы заменяются бесплатно новыми на ближайшей станции без участия пассажира;
б) поддельных документов или именных билетов, ему не принадлежащих, с пассажира взыскивают штраф, а документы отбираются; пассажира удаляют из поезда на ближайшей станции и передают органам железнодорожной милиции;
в) ребенка старше 5 лет или двоих детей в возрасте до 5 лет без детских билетов с пассажира взыскивают штраф в размере, установленном для случаев безбилетного проезда детей. При проезде пассажира с ребенком старше 10 лет по детскому билету на пассажира налагают штраф в полном размере от суммы, взыскиваемой за безбилетный проезд. На первой же станции с продолжительной остановкой пассажир должен заменить детский билет полным, произведя соответствующую Доплату.
При обнаружении у пассажира ручной клади сверх установленной нормы с него взыскивается штраф и стои мость провоза излишней ручной клади по тарифу от стан ции отправления до станции назначения; если же будет обнаружена запрещенная к перевозке ручная кладь, то составляется акт и пассажира (владельца клади) подвергают штрафу в размере пятикратной стоимости провоза багажа, а в некоторых случаях привлекают к уголовной ответственности.
При ревизии СВПС проверяют также правильность исчисления доплат. О всех неправильностях и дефектах составляют акт.
Лица, допустившие нарушение правил пользования бесплатными проездными билетами, считаются безбилетными и подвергаются штрафу при проезде:
а) по билетам с самовольно внесенными поправками, приписками и подчистками;
б) по чужим билетам;
в) без документов, удостоверяющие личность;
г) без командировочного удостоверения по временным служебным билетам формы 2, 2-а и 3 и 3-а и разовым служебным билетам формы 6-а, а также по годовым служебным билетам лиц, непредусмотренных перечнем МПС;
д) а также при других нарушениях, предусмотренных Тарифным руководством № 5.
В случае обнаружения указанных в пп. «а», «г» нарушений билеты контролирующими лицами отбираются, о чем составляется акт, а предъявителю билета выдается установленная расписка с указанием причины, по которой у него отобран билет; дальнейший проезд пассажира допускается только после приобретения платного проездного документа.
Отобранные бесплатные билеты и акты контролирующими лицами поезда представляются в финансовый отдел отделения дороги, который направляет эти документы в хозединицы, выдавшие билеты для принятия мер.
Изъятие у пассажиров бесплатных билетов и нарядов в случаях, не предусмотренных настоящими правилами, запрещается.
За безбилетный проезд по железной, дороге взыскивают штраф (в рублях и копейках):
Контролерам-ревизорам поездов разрешается пользоваться свободными местами в жестких плацкартных вагонах.