Содержание материала

Учет наличия свободных мест в пассажирских вагонах

Все свободные или освобождающиеся места в пассажирских поездах должны полностью и своевременно учитываться. Сведения об этом должны без промедления передаваться в билетные кассы станций и вокзалов для продажи билетов пассажирам.
В целях своевременной информации станций о наличии свободных и освобождающихся мест в пассажирских поездах на железных дорогах установлен единый порядок учета таких мест. Каждый проводник пассажирского вагона обязан с момента начала посадки вести точный учет мест, занимаемых пассажирами в вагоне. Этот учет ведется в записной книжке.
При учете мест в плацкартных вагонах жестких, купейных, мягких и СВПС проводник обязан указывать номера мест, занимаемых пассажирами в вагоне и станции высадки, в общих жестких вагонах указывать все пункты высадки и количество высаживающихся пассажиров. Изменение населенности пассажиров в вагоне в связи с посадкой или высадкой должно отражаться проводником в записной книжке. Проводник несет ответственность за правильность учета населенности вагона.
Сведения о свободных и освобождающихся местах проводники обязаны заблаговременно передавать электромеханику-бригадиру поезда. Проводники головного и хвостового вагонов до прибытия поезда на участковую станцию запол няют специальный бланк формы ЛУ-73, указывают в нем сведения о наличии свободных мест в вагоне и заверяют их своей подписью. После этого бланк немедленно передается проводнику соседнего вагона для внесения таких же сведений и дальнейшей передачи по «цепочке» электромеханику-бригадиру.
При отсутствии свободных мест в вагоне и высадки пассажиров проводник прочеркивает в бланке графы против номера своего вагона и расписывается.
На основании полученных от проводников сведений о наличии свободных мест электромеханик-бригадир обязан немедленно подготовить и по прибытию поезда на участковые станции, указанные в книжке расписаний, сдавать под расписку дежурному по вокзалу или в билетную кассу телеграмму по схемам № 1 и 2. В телеграмме после обозначения номера поезда, на который разрешается продажа билетов, указывается условный шифр (буква). Буквой условно обозначается, в каких вагонах имеются свободные места: СВ — в спальный вагон прямого сообщения, М — в мягкий вагон, С — в жесткий некупейный — плацкартный вагон, К — в купейный жесткий вагон, О — в общий жесткий вагон, МК — в мягко-жесткий вагон.
В шифрах (СВ, М, К, С, О) числителем обозначается порядковый номер вагона, а знаменателем — число свободных мест. По шифру МК — числителем — № вагона, первый знаменатель обозначает число мягких мест, второй —  число жестких купейных.
Порядковая нумерация пассажирских вагонов в поезде как со станций формирования, так и со станций оборота составов устанавливается от головы поезда к хвосту. В случае нарушения порядковой нумерации вагонов электромеханик-бригадир поезда при сообщении станциям о наличии мест обязан указать в телеграмме также фактическую нумерацию вагонов в поезде.

Уборка вагонов в пути следования

В пути следования проводники обязаны содержать вагоны, их оборудование и мебель в надлежащей чистоте. Для этого необходимо не менее двух раз в сутки производить влажную протирку стен, диванов, столиков, карнизов, багажных полок, плафонов и фонарей, плевательниц и пепельниц, оконных стекол. Кроме того, по мере надоб ности следует производить увлажненное подметание полов вагона и тамбуров, систематически производить очистку и влажную протирку санузлов.
В поездах восточного и среднеазиатского сообщения предусмотрено мытье полов в вагонах, которое производится на станциях, указанных в книжках расписаний. Мытье полов производится специально выделенными уборочными бригадами.
При уборке вагона проводник обязан надевать халат и брезентовые перчатки.
В пути следования пассажирский вагон должен быть хорошо освещен. Поэтому оконные стекла необходимо содержать в чистоте. Проводник обязан в пути следования периодически протирать оконные стекла вагона.
Запрещается проводникам вагонов и другим работникам пассажирских поездов выбрасывать из вагонов мусор и шлак на станционных путях и перегонах. В пути следования проводники обязаны сжигать мусор в топках котлов вагонов. Не поддающийся сжиганию мусор должен складываться в мусоросборники на станциях, где предусмотрена остановка поездов по техническим надобностям.

Забытые и найденные вещи в пассажирских вагонах

Проводники, обнаружив в вагонах забытые пассажиром вещи, обязаны принять меры к обеспечению их сохранности. О случившемся составляется акт общей формы в двух экземплярах и вещи передаются электромеханику-бригади ру поезда, который должен сдать их на станции конечного следования поезда, если в пути не поступит телеграмма об обнаружении владельца с требованием снять вещи с поезда и сдать их на определенной станции. В последнем случае вещи сдают (с одним экземпляром акта) на указанной в телеграмме станции или на первой станции, где поезда имеют стоянки не менее 5 мин. Вещи сдаются под расписку начальнику вокзала или дежурному по вокзалу.
В актах общей формы, составляемых на найденные в пассажирских вагонах вещи, дается подробное описание вещей и обстоятельств их обнаружения.
Найденные вещи возвращают лицам, предъявившим бесспорные доказательства того, что вещи принадлежат им. В течение 10-дневного срока найденные вещи хранятся на складах станции, а затем передаются в дорожные склады реализации невостребованных и бездокументных грузов.
Если по выходе из поезда пассажир сам обнаружит, что им в вагоне забыты вещи, то он должен обратиться с заявлением об этом к начальнику станции. Начальник станции по письменному заявлению о случившемся немедленно подает служебную телеграмму в адрес электромеханика-бригадира поезда или начальника конечной станции следования поезда с указанием в телеграмме: номера вагона, номера места, занимавшегося пассажиром, и описания забытых вещей для их возврата владельцу. Вещи или проездные и другие документы могут быть сняты с поезда на станции, указанной пассажиром, или на первой участковой станции (после получения телеграммы от начальника станции, где остался пассажир).

Книга предложений и жалоб пассажиров

В пассажирских поездах, обращающихся на железных дорогах СССР, имеются книги предложений и жалоб пассажиров. Критика работы железнодорожного транспорта со стороны пассажиров и их разнообразные предложения по улучшению обслуживания помогают вскрывать имеющиеся недостатки и принимать меры к их устранению.
В каждом пассажирском поезде дальнего и местного сообщения должна быть книга формы ЛУ-33 для записи предложений и жалоб пассажиров. Эта книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью соответствующего руководителя и печатью учреждения. Хранится она у электромеханика-бригадира поезда.

Книга предложений и жалоб должна выдаваться по пер вому требованию пассажира. Предъявление каких-либо документов для получения книги не требуется. За отказ или препятствие в выдаче книги предложений и жалоб виновные привлекаются к ответственности.
При записи жалобы электромеханик-бригадир поезда должен в необходимых случаях давать соответствующие разъяснения. Желательно, чтобы пассажир, записывающий жалобу, указал свою фамилию, имя, отчество и точный адрес, по которому ему будет сообщено о результатах рассмотрения жалобы.
О результатах расследования и принятых мерах по каждой записанной жалобе в книге делается отметка с обязательным уведомлением заявителей о мерах, принятых железнодорожной администрацией.