Содержание материала

4. Причины недостаточной циркуляции воды в системе отопления и побуждение циркуляции
Причинами плохой циркуляции воды в системе могут быть:
а)     образование в трубах воздушной пробки;
б)     перекрытие запорных вентилей 19 и 20;
в)   перекрытие дроссельных заслонок 28 и 36;
г)   засорение труб отопления; .
д)   частичное замораживание труб отопления.

Наиболее частой причиной образования в трубах воздушной пробки является слишком большой нагрев воды в котле. При кипении воды в трубы попадают пар и воздух, поэтому нельзя нагревать воду в системе отопления выше 90°.
Для нормальной циркуляции воды в системе необходимо удалить из труб воздушную пробку. Место расположения воздушной пробки можно выявить ощупыванием труб рукой и обстукиванием труб мелким металлическим предметом (трехгранным пли другим ключом). При ударах по трубе в месте скопления воздуха будет слышен звонкий звук.
Иногда удается удалить воздушную пробку путем открытия воздушных краников 32. В большинстве же случаев приходится производить принудительную циркуляцию воды центробежным или ручным насосом.
При засорении труб отопления также надлежит применить принудительную циркуляцию и частично спустить воду из труб через спускные краны 14 и 16.
Частичное замораживание труб отопления в вагонах всех типов из-за невнимательного обслуживания обычно наблюдается в определенных местах, а именно:
а)   в коридоре некотловой стороны вагона, в углах соединения стояка с нижней трубой;
б)   в части трубы, расположенной между двумя полами, т. е. в переходе от купейной стороны вагона к котлу;
в)    в углах нижних труб, расположенных в котельном отделении.

Замороженные места труб можно выявить по наружным признакам: при небольшом замораживании эти места становятся влажными, а при большом — покрываются инеем. При обстукивании труб замороженные места издают глухой звук.
В случае обнаружения замороженных мест труб нужно эти места немедленно отогреть горячей водой, поливаемой на трубу через тряпку, мешковину или концы. Во избежание пожара нельзя отогревать трубы открытым огнем.
Для побуждения недостаточной циркуляции воды в системы отопления и скорейшего повышения температуры в вагоне, для ликвидации образовавшейся в трубах воздушной пробки и прочистки засорившихся труб необходимо применять принудительную циркуляцию при помощи ручного или центробежного насоса (рис. 49).
До включения рубильника электромотора центробежного насоса следует обязательно открыть два вентиля 38.

Рис. 49. Схема расположения центробежного насоса

Включение рубильника до открытия этих вентилей вызывает порчу электромотора. Далее нужно обязательно закрыть дроссельные заслонки 28 и 36, в противном случае насос 27 будет выкачивать воду из котла и подавать ее снова в котел, т. е. улучшения циркуляции воды в системе отопления не наступит.
Передняя дроссельная заслонка 28 может быть легко закрыта или открыта поворотом ручки. Задняя дроссельная заслонка 36, расположенная за котлом, открывается рычагом 37, ручка которого устанавливается против отметок «Закрыто» или «Открыто».
При необходимости улучшить циркуляцию только одной стороны труб нужно закрыть разобщительный вентиль нижней трубы (19 или 20) той стороны, в которой не требуется применять принудительную циркуляцию.
Для улучшения циркуляции в системе отопления с помощью ручного насоса необходимо открыть вентили 31 и  33, закрыть дроссельные заслонки 28 и 36 и накачивать воду насосом.
Во всех случаях до применения принудительной циркуляции воду в котле необходимо нагреть до температуры не ниже 50° С.