Содержание материала

Купейные ЦМВ постройки заводов ГДР и Венгрии с 1957 г. оборудуются специальными бойлерными установками, питающими в летнее время горячей водой систему горячего водоснабжения санитарных узлов. В период отопительного сезона подогрев воды для системы горячего водоснабжения осуществляется от котла отопления вагона с помощью специального змеевика.
На рис. 45 показана схема горячего и холодного водоснабжения купейного ЦМВ, где цифрами обозначены: 1 —  бойлер, 2 — нагревательная плита, 3 — бак для горячей воды, 4 — котел, 5 — запасный бак для воды; баки для воды санитарных узлов: 6 — котлового конца вагона и 7 — некотлового конца вагона, 8 — воздушный компенсатор, 9 — циркуляционный насос, 10 — термометр; трубопроводы водоснабжения: 12 — холодного и 17 — горячего, запорные вентили: 13 и 14 — баков для воды в санузлах, 22 — циркуляционного насоса, 23 — трубопровода горячего водоснабжения, 27 — питающей трубки змеевика, 16 — крестовины труб горячего водоснабжения, 19 и 20 — разборные краны горячего и холодного водоснабжения в санузлах, 26 — спускной вентиль, 28 — трехходовой кран обратного трубопровода змеевика, 32 — спускной вентиль, 37 и 38 — воздушные краны, 39 — краны горячего и холодного водоснабжения в служебном отделении.

Рис. 45. Схема горячего и холодного водоснабжения купейного ЦМВ

Из бака горячего водоснабжения, имеющего емкость 75 л, нагретая вода подается в санитарные узлы и служебные отделения (для мойки) по специальному кольцевому трубопроводу. С целью улучшения циркуляции воды в трубопроводе применяется электрический циркуляционный насос (расположен над съемным потолком санитарного узла котлового конца вагона).
Чтобы осуществить нагрев воды в баке горячего водоснабжения в отопительный период, открывают запорный вентиль питающей трубки змеевика 27, а трехходовую пробку крана 28 на обратном трубопроводе ставят в такое положение, чтобы вода, поступающая из змеевика в бак горячего водоснабжения, возвращалась вновь в котел через обратный трубопровод и обогревательные трубы купейной и коридорной стороны вагона. При этом проверяют, чтобы вентили 13 и 14 у баков для холодной воды в санитарных узлах были обязательно открыты, иначе не будет обеспечено питание холодной водой системы горячего водоснабжения.
Если эти вентили открыты, то холодная вода из баков по соединительному трубопроводу направляется через крестовину 16 в бак горячего водоснабжения и бойлер. Здесь она нагревается и по кольцевому трубопроводу поступает к умывальникам санитарных узлов и к мойке.
Циркуляция воды в кольцевом трубопроводе горячего водоснабжения может осуществляться естественным путем при условии, что запорный вентиль 23 (у циркуляционного насоса) будет открыт. Однако водообмен в трубах в этом случае будет происходить медленно. При большом расходе горячей воды, например утром, необходимо включить циркуляционный насос. Для этого открывают запорные вентили 22 на питающей и нагнетательной трубах насоса и одновременно закрывают запорный вентиль 23 на соединительной трубе. После этого включается мотор насоса (выключатель установлен на дополнительном силовом щите в служебном отделении).
Для выпуска воздуха, скопившегося в трубах горячего водоснабжения, необходимо перед включением циркуляционного насоса открыть воздушный кран 37, расположенный рядом с запорным вентилем 22, и закрыть его лишь после появления в нем теплой воды. В этом случае воздух, попавший в трубы, вытеснится и циркуляция воды в трубах горячего водоснабжения будет проходить нормально.

С окончанием отопительного сезона нагревание воды в баке производится при помощи бойлера 1, установленного на специальной плите в котельном отделении вагона. Предварительно следует выпустить воду из змеевика, для чего нужно закрыть вентиль 27, а трехходовой кран 28 поставить в такое положение, чтобы вода из змеевика вышла в запасный бак 5.
Для подогрева воды при помощи бойлера топят плитку 2 в котельном отделении вагона каменным углем или древесными отходами. Прежде чем растопить плитку, проверяют наличие воды в бойлере с помощью крана 26. Вода из системы холодного водоснабжения самотеком по трубопроводу пополняет бойлер, а, нагреваясь, поступает по соединительной трубе в бак горячего водоснабжения и далее в кольцевой трубопровод горячего водоснабжения, как и при зимнем режиме работы.
Контроль температуры воды осуществляют по термометру, установленному на бойлере: она должна быть не выше +70° С. Это не требует большой затраты топлива и обеспечивает подачу к умывальникам достаточно горячей воды.
При необходимости спустить воду из питающего бойлер трубопровода, а также из бака для горячей воды проводники открывают запорный вентиль 26. Вода выпускается в запасный бак. Из бака горячей воды она может быть выпущена и через спускной кран 32.
При работе в зимнее время следует периодически (в начале работы) выпускать воздух через воздушный кран 38.