Содержание материала

Вентиляционная установка некупейных ЦМВ постройки заводов СССР и Польши
Эта установка принудительной вентиляции базируется на системе отопления, у которой воздухоподогреватель совмещен с расширителем котла.
Техническая характеристика установки такова. Два режима работы — летний и зимний. Мощность электродвигателя 1,2 кВт, потребляемая сила тока не более 2 а. Количество подаваемого воздуха при зимнем режиме 1 200 м3/ч (300—900 об/мин вентилятора), а при летнем режиме до 5 500 м3/ч (900 — 1 200 об/мин вентилятора).
Общее устройство этой системы принудительной вентиляции с воздухоподогревателем, совмещенным с расширителем, показано на рис. 52 и 53. Основным узлом системы является вентиляционный агрегат (рис. 54), установленный над потолком тамбура со стороны котельного конца вагона. На рис. 54 обозначены: 1 — центробежные вентиляторы, 2 — тавотница, 3 — соединительная муфта. 4 — электромотор, 5 — опорная рама, 6 — корпус шарикоподшипника, 7 — лопастное колесо, 8 — приводной вал, 9 — угольник для крепления вентилятора к раме.

Рис. 54. Вентиляционный агрегат

В потолке тамбура размещены четыре ячейки для фильтров, а над боковыми дверями — решетки для забора наружного воздуха. Чтобы не допустить смешивания на ружного воздуха с воздухом тамбура и котельного отделе ния, тамбур имеет подшивной потолок с крышками, образующий канал, по которому наружный воздух подводится к фильтрам.
Вентиляционный агрегат расширяющимся каналом (диффузором) соединяется с воздухоподогревателем, который в свою очередь суживающимся каналом (конфузором) соединен с воздуховодом, идущим вдоль всего вагона. В нижней стенке воздуховода помещаются вентиляционные решетки, установленные на потолке каждого пассажирского помещения. Они снабжены отбойными щитками, при помощи которых можно изменить направление потока воздуха.

В нижней части воздухоподогревателя устроен обходной канал, закрываемый заслонкой, установленной в конфузоре. На вагонах первого выпуска пусковые реостаты не позволяли ограничить количество подаваемого в вагон воздуха (в зимнее время), поэтому в конфузорах этих вагонов установлена дополнительная заслонка для частичного прикрытия воздушного канала.
Конфузор предназначен для увеличения скорости движения воздуха путем плавного сужения сечения канала. Он состоит из металлического раструба, один конец которого заканчивается большим отверстием и фланцем для соединения с воздухоподогревателем, а второй — малым отверстием и фланцем, соединяющимся с воздуховодом. Для периодической очистки внутренних поверхностей конфузора от пыли на нижней его стенке имеется люк.
В нижней части конфузора со стороны большого отвер стия имеется поворотная заслонка, закрывающая обходной канал воздухоподогревателя в зимнее время. В летнее время, когда требуется подавать в вагон большое количество воздуха, обходной канал должен быть открыт.
В верхней части конфузора со стороны малого отверстия устроена заслонка для уменьшения количества воздуха, подаваемого в вагон. Эта заслонка установлена только на вагонах, где пусковые и регулировочные реостаты не обеспечивали работу вентиляционных агрегатов на малых оборотах.
Рукоятки приводов к обеим заслонкам с указателем «Открыто» и «Закрыто» выведены в служебное отделение.
На вагонах применяются два типа вентиляционных решеток — регулируемые и нерегулируемые. Последняя состоит из коробки с крышкой, внутри которой располо жены перья. Крышка коробки входит внутрь воздуховода, и поэтому часть движущегося воздуха, попадая в отверстие между крышкой решетки и дном воздуховода, направляется перьями решетки внутрь вагона. Для равномерной подачи воздуха в каждое пассажирское помещение нерегулируемые решетки имеют различные высоты в зависимости от их расположения по длине воздуховода. Входное отверстие каждой решетки снабжено двумя отбойными щитками, которые могут поворачиваться на 360° в цапфах.
Регулируемые вентиляционные решетки отличаются от нерегулируемых тем, что позволяют изменять количество подаваемого внутрь купе воздуха по желанию пассажиров. Управление этими решетками осуществляется посредством рукояток, выведенных внутрь пассажирского помещения.

Управление вентиляционной установкой осуществляется из служебного отделения при помощи пускового и регулирующего реостатов (для вагонов первых годов постройки) или же одним пускорегулирующим реостатом.