Содержание материала

Система вентиляции купейных жестких и мягких ЦМВ постройки заводов ГДР и Венгрии


Рис. 55. Схема вентиляции купейного ЦМВ

Система вентиляции в купейных ЦМВ схематически показана на рис. 55, где 2 — каналы всасывания наружного воздуха, 1 — сито с крупными и мелкими отверстиями, 11 — фильтр, 4 — люки фильтра, 7,9 — вентиляторы, 8 — мотор постоянного тока, 5 — резиновые прокладки, 6 — переходный патрубок, 12— калорифер, 17 — подающий водопровод, 24 — вентиль подающего водопровода, 27 — вентиль обратного водопровода, 26 — обратный водопровод, 16 — воздухоотводная труба, 14 — воздушный канал, 13 — термопара, 15 — труба к термопаре, 30 — термометр для измерения  температуры воздуха в воздуховоде, 18 — вентиляционной решетки в купе, 23 — отверстия всасывающего канала в коридоре, 3, 22 — циркуляционный канал, 21 — дроссельные клапаны, 25 — переключающий тяговый механизм, 29 — переключающее приспособление, 28 — спускной кран, 19 — выключатель мотора, 20 — переключатель на зимнюю или летнюю эксплуатацию.

В зависимости от годов постройки этих ЦМВ мощность их вентиляционных установок различна. На вагонах с цилиндрическим котлом, построенных до 1951 г., установка имеет три режима работы: один зимний и два летних. При зимнем режиме вентиляционная установка потребляет мощность 0,4 кВт, число оборотов вентилятора составляет 600 в минуту, количество подаваемого воздуха 1 500 м3 в час. При летних режимах работы эти данные соответст венно будут: 0,82 кВт, 1 050 оборотов, 3 000 м3 в час, или 4,2 кВт, 1 220 оборотов и 4 000 м3 в час. Кратность обмена воздуха составляет: зимой —15, летом — 30—40. Температура подогрева воздуха до 25° С (кратковременно).
На вагонах с модернизированным прямоугольным котлом отопления, построенных до 1951 г., вентиляционная установка имеет два режима работы: зимний и летний. При зимнем режиме потребляемая мощность установки составляет 0,3 кВт, число оборотов вентилятора — 1 200 в минуту, количество подаваемого воздуха — 1 400 м3 в час; при летнем режиме соответственно — 0,5 кВт, 1 400 оборотов в минуту и 1 700 м3 в час. Кратность обмена воздуха составляет: зимой —5—6, летом —15—25. Температура подогрева воздуха до 25° С (кратковременно).

Устройство и работа вентиляционных установок неза висимо от их мощности на купейных ЦМВ всех выпусков примерно одинаковы: чистый воздух нагнетается в купе через решетки воздуховода, а отработанный вытесняется из помещений через вентиляционные отверстия в задвижных дверях, дефлекторы в крыше вагона и неплотности. При летнем режиме весь воздух для вентиляции вагона забирается снаружи, в зимнее же время в купе подается наружный воздух, смешанный наполовину с воздухом, взятым из вагона, через решетку в потолке коридора (по рециркуляционному каналу).
На рис. 56 показана вентиляционная установка с воздухоподогревателем, где 1 — вентиляторы, 2 — электромотор, 3 — диффузор, 4 — воздухоподогреватель. Выходные

отверстия вентиляторов соединены с воздухоподогревателем при помощи эластичной вставки из кожи или брезента. Это затрудняет проникновение шума в вагон. Подобная вставка имеется также между воздухоподогревателем и первым участком воздуховода.
Холодный воздух, омывая ребристые трубы воздухоподогревателя, отбирает тепло от воды и поступает в вагон подогретым.


Рис. 56. Вентиляционная установка с воздухоподогревателем

Горячая вода из расширителя подается в воздухоподо греватель по водопроводу и возвращается обратно в отопительную систему по специальной трубе.
Воздухонаправляющие листы вентиляционных решеток направляют поступающий внутрь купе воздух расходящимися потоками, что обеспечивает более равномерное его распределение по купе. Каждая вентиляционная решетка оборудована дроссельным клапаном, который может быть поднят или опущен при помощи регулировочного винта, чем достигается изменение количества подаваемого в купе воздуха.

В зимнее время вентиляционная установка примерно половину воздуха засасывает из коридора вагона посредством рециркуляционного канала (см. рис. 55) через отверстия в потолке. Воздух далее поступает в правую боковую камеру над потолком тамбура.
Заборные каналы для наружного воздуха и рециркуляционный канал снабжены дроссельными клапанами, которые могут быть приведены в действие при помощи тягового механизма и переключающего приспособления, помещенного в котельном отделении. На переключающем приспособлении находится ручка, которая соединена с винтом. Вращением ручки достигается открытие или закрытие дроссельных клапанов.