Вагоны для дорог СССР.
Все мягкие вагоны предназначены для включения в поезда дальнего следования и отличаются от жестких купированных планировкой, лучшей внутренней отделкой и наличием мягких диванов и спальных полок.
Цельнометаллические мягкие вагоны строились с хребтовой балкой и без нее. Кузов мягкого вагона с хребтовой балкой по габаритным размерам и устройству соответствуй кузову некупированного вагона, а без хребтовой балки — кузову купированного. Изменены лишь планировка и разбивка окон. Отопление, вентиляция, электрооборудование, водоснабжение, тормоз, тележки, ударно-тяговые приборы и кипятильник у мягких вагонов одинаковы по устройству с такими же узлами некупированного или купированного вагонов. В них внесены лишь незначительные изменения, вызван ные различием планировки.
Большинство мягких вагонов имеет восемь четырехместных купе. Каждое купе оборудовано звонковой сигнализацией для вызова проводника и радиопроводкой с репродукторами.
В составе парка цельнометаллических пассажирских вагонов имеются мягкие вагоны с двухместными купе без умывальных отделений, а также с умывальными отделениями между каждыми двумя смежными купе. Эти вагоны оборудованы установкой кондиционирования воздуха.
Для беспересадочных пассажирских сообщений с Восточной Европой в 1953—1954 гг. были построены два типа вагонов по габариту 01-Т с четырехместными купе на 32 места и с двухместными купе на 18 мест. Под вагоны могут быть подкачены тележки для колеи 1 524 или 1 435 мм.
По устройству кузова, габаритным размерам и устройству отопления, вентиляции, ходовых частей эти вагоны одинаковы с мягкими, имеющими хребтовую балку.
С 1962 г. начали строиться в ВНР пассажирские жестко-мягкие вагоны (МИКСТ) с четырехместными купе (рис. 3) на 36 мест: 20 жестких и 16 мягких.
Рис. 3. Четырехместное купе вагона постройки завода ВНР 1962— 1968 гг. (МИКСТ):
а —с жесткими местами; б —с мягкими местами
Рис. 4. Двухместное купе пассажирского цельнометаллического вагона постройки завода ГДР 1963 г.
Окна купе и большого коридора глухие. Рамы окон, расположенных в малых коридорах у служебного купе и в некотловом конце вагона, в туалетах и служебном отделении, изготовлены с двойными стеклами и открываются на треть высоты проема. Для обслуживающего персонала имеется служебное купе с двумя жесткими местами. Эти вагоны оборудованы холодным и горячим водоснабжением, комбинированным освещением — люминесцентными лампами и лампами накаливания, установками кондиционирования воздуха, подвагонным генератором мощностью 24 кВт с механическим приводом от средней части оси колесной пары.
В 1963 г. из ГДР получена партия комфортабельных мягких вагонов с двухместными купе (рис. 4), которые в настоящее время курсируют в скорых поездах между Москвой и Ленинградом. Вагоны имеют 19 мягких спальных мест: девять двухместных купе и одно одноместное. Вагоны оборудованы холодным и горячим водоснабжением, люминесцентным освещением и электропневматическим тормозом.
В мягком вагоне с двух- и четырехместными купе постройки ленинградского завода имени Егорова 1966 г. (типа 23сб) имеются 24 спальных места — четыре двухместных и четыре четырехместных купе.
Двухместные купе оборудованы двумя умывальными отделениями, расположенными между смежными купе. В каждом купе установлены поворотный диван, верхняя подъемная полка, кресло для сидения, столик. В умывальном отделении есть умывальник, душевая сетка на гибком шланге, откидное сидение, зеркало, крючки- вешалки для полотенец.
Четырехместные купе не имеют умывальных отделений; в каждом купе установлено по два поворотных дивана, по две верхние подъемные полки, столик.
В служебном отделении есть диван с рундуком, верхняя откидная полка, стол с тумбочкой, мойка для посуды, шкафы, щит управления и пускорегулирующая электроаппаратура.
Туалет конца вагона оборудован душем, в большом коридоре размещаются откидные столики и сиденья, зеркала, настенные часы.
Вагон установлен на тележках типа КВЗ-ЦНИИ. Буксы имеют роликовые подшипники. Тормоз электропневматический с противоюзными устройствами и автоматическим регулятором выхода штока тормозного цилиндра.
Этот вагон оборудован генератором, вырабатывающим ток напряжением 380 в, и трансформатором с напряжением на выходе 110 в. Привод к генератору осуществляется через редуктор от средней части оси колесной пары. Вагон оборудован системой холодного и горячего водоснабжения, радиопроводкой с репродукторами в каждом купе, служебном отделении и в коридоре, звонковой сигнализацией, туалетов, сигнализаторами окончания налива воды и постоянными врезными посадочными фонарями у дверей тамбура котлового конца и хвостовыми сигналами. Имеется охладитель питьевой воды и комбинированный электрокипятильник непрерывного действия.
Вагон оборудован индивидуальной системой водяного отопления с верхней разводкой обогревательных труб и установкой кондиционирования воздуха, работающей автоматически. В зимнее и переходное время года подаваемый в вагон воздух подогревается электрокалорифером, а в летнее время охлаждается воздухоохладителем.
Вагоны для международного сообщения.
Вагоны для международного сообщения габарита О-ЗТ(РИЦ) постройки 1959—1960 гг. (рис. 5) курсируют главным образом в Западную Европу и имеют: 11 двухместных купе, в каждом из которых есть диван и откидная спальная полка, выдвижная умывальная чаша с подводом холодной и горячей воды, шкафчик для туалетных принадлежностей с зеркалом, шкафчик для обувных щеток и два небольших заделанных в стене шкафа для хранения документов и других мелких вещей.
Рис. 5. Вагон международного сообщения габарита О-ЗТ (РИЦ) постройки 1960 г.
Рис 6. Смежные купе вагона международного сообщения постройки завода ГДР 1960 г.:
а — с задвинутой складной стенкой; б —с полуоткрытой складной стенкой
Вагон оборудован принудительной вентиляцией; люминесцентным освещением купе; звуковой и световой сигнализацией для вызова проводника из купе, с улицы или из тамбура соседнего вагона; кипятильником непрерывного действия для снабжения пассажиров чаем; охладителем кипяченой воды; внутренней радиоустановкой, при помощи которой проводник может делать объявления одновременно для всех пассажиров вагона или для пассажиров каждого купе в отдельности по их просьбе; специальной нишей для одежды пассажиров. Вагоны первого класса отличаются от вагонов второго класса наличием мягких диванов и полок и лучшей отделкой внутреннего оборудования.
Вагоны международного сообщения выпуска 1960 г. по внешнему виду ничем не отличаются от вагонов выпуска 1959 г. По внутреннему устройству они существенно различаются. В вагоне выпуска 1959—1960 гг. оборудовано 11 трехместных купе. В каждом купе имеются три мягких места для лежания — нижнее, среднее и верхнее; угловая умывальная чаша с подводом горячей и холодной воды, закрывающаяся крышкой — столиком; шкаф с зеркалом η дверце, которое при открывании шкафа принимает наклонное положение и автоматически освещается лампой, при закрывании дверцы зеркало также автоматически поворачивается в вертикальное положение и лампа гаснет; багажная полка, расположенная над окном.
В каждом купе есть специальный механизм, который позволяет устанавливать диваны для двух или трех пассажиров (делать купе двух- или трехместным). Кроме того, между каждыми двумя смежными купе имеется раздвижная стенка 1 (рис. 6), которая может складываться и задвигаться в перегородку, расположенную между двумя умывальными чашами-столиками 2. Посередине между двумя купе устанавливается легкого типа сборный клубный столик.
При закрытой перегородке к стене прикрепляется полустолик. Столик и полустолик легко собираются и разбираются. Назначение раздвижной стены — дать возможность семье или друзьям в дневное время быть вместе.
Все вагоны габарита О-ЗТ (РИЦ) оборудованы: обычным водяным отоплением и дополнительными устройствами, при помощи которых вагоны могут отапливаться паром от локомотива; магистральной силовой линией постоянного тока на 1 000 в для передачи электроэнергии в соседние вагоны, имеющие электрическое отопление, при следовании по Западной Европе; специальным скоростным автоматическим тормозом типа КЕс, допускающим скорость движения поезда до 140 км/ч, тележками с противоюзными устройствами и скоростными регуляторами.
Перестановка вагонов с колеи 1 524 мм на колею 1 435 мм и наоборот производится на специальных перестановочных пунктах, расположенных вблизи границы, путем замены тележек без пересадки пассажиров.
Цельнометаллический пассажирский вагон габарита 0-ЗТ (РИЦ) постройки завода ГДР 1968—1970 гг. рассчитан на скорость движения 160 км/ч.
В отличие от вагонов постройки 1959—1960 гг. в этом вагоне размещены девять двухместных купе: два купе первого класса расположены в средней части, семь купе второго класса — по концам. Между двумя купе первого класса находится умывальная комната, в которой установлена умывальная чаша, поворотная мыльница для жидкого мыла, душевая сетка на гибком шланге, откидное сиденье, зеркало, розетка для включения электробритвы, вешалки для полотенца и одежды. С трех сторон умывальная комната оборудована водонепроницаемой шторой.
Купе первого класса оборудовано поворотным мягким диваном и верхней мягкой поворотной полкой. Диван можно поворачивать на 180°, и тогда образуется место для сидения, а постельные принадлежности, закрепленные с помощью клапанов и ремней, убираются. В купе есть мягкое кресло, шкафчик с зеркалом и полочками для графина с водой и стаканов, розетка для бритья. На стене закреплены вешалки для одежды, внизу сделаны ниши для обуви и мелких вещей. В верхней части имеется полка для укладки багажа пассажиров.
В купе второго класса также установлен поворотный диван и верхняя полка, но они полумягкие, обитые дерматином. В углу купе размешен умывальник с холодной и горячей водой, закрывающийся крышкой, которая служит одновременно и столиком. Над умывальником шкафчик для графина и стаканов, розетка для бритья. Рядом в стене устроен второй шкаф с вертикально поворачивающейся дверцей, которая может служить и столиком. У двери расположена ниша для верхней одежды, закрываемая шторой, внизу небольшая ниша для обуви. Над шкафами оборудована полка для чемоданов и другой ручной клади. В каждом купе имеются термометры.
В служебном отделении установлен электрокипятильник, мойка для посуды с крышкой, на которой проводник может готовить чай для пассажиров. Рядом размещен холодильник для продуктов, охладитель питьевой воды, напротив — электрощит с аппаратурой, шкафы для посуды, белья и пр. Для проводника имеется кресло. Напротив служебного купе в коридоре есть откидное сиденье, а у каждого коридорного окна закреплены поручни. Перед входом в коридор с обоих концов вагона на расстоянии одного метра по всей ширине прохода в полу заделаны специальные щетки для чистки обуви, разделенные металлическими планками. В каждом купе установлены кнопки звонков для вызова проводника, а над дверью вмонтированы дублирующие вызов сигнальные лампы. В каждом купе и по коридору установлены радиорепродукторы. Кроме того, в служебном купе имеется магнитофон, и проводники по просьбе пассажиров могут передавать записи на иностранных языках.
Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха и генератором мощностью 28 кВт с редукторным приводом от средней части оси.
Отопление вагона обычное водяное. Кроме того, отопительная система может быть подключена к подвагонной паропроводной магистрали. Вагон оборудован электромагистралью, как и вагоны постройки 1960 г., а также электропневматическим тормозом с противоюзным устройством.
Техническая характеристика мягких вагонов приведена в табл. 2.
Таблица 2