Содержание материала

Порядок технического содержания электрического, холодильного оборудования и привода подвагонного генератора цельнометаллического пассажирского вагона определяется соответствующими техническими указаниями, утвержденными МПС. Этими указаниями установлены виды технических осмотров, их периодичность, место выполнения и объем осуществляемой при этом работы.
Технические осмотры разделяются по видам:
ежедневный технический осмотр в пути следования;
технический осмотр в пунктах формирования и оборота поездов перед отправлением в рейс;
весенний осмотр в пунктах формирования;
осенний осмотр в пунктах формирования.
Поскольку механик-бригадир в основном отвечает за эксплуатацию электрооборудования в пути следования, технический осмотр в пути следования производит ежедневно поездной электромонтер с участием проводников вагонов. При этом техническом осмотре проверяется напряжение, зарядный и разрядный ток аккумуляторной батареи, а также состояние изоляции электрооборудования относительно корпуса по сигнальным лампам на распределительном щите. Если лампы на щите не установлены, при проверке пользуются контрольной лампой мощностью 4,8 Вт на напряжение 60 в путем поочередного присоединения ее между плюсовым и минусовым зажимами системы.
Кроме того, при ежедневном осмотре проверяются: работа системы освещения, вентиляции и других потребителей; напряжение и ток нагрузки генератора; прочность затяжки резьбовых соединений предохранителей и контактов. При проверке заменяются перегоревшие предохранители, осматривается снаружи и очищается от пыли предохранительный щит.
На стоянке поезда необходимо осмотреть крепление шкивов, привода, проверить натяжение приводных ремней, состояние подвески подвагонного генератора, а также его предохранительных и натяжных устройств.
Необходимо осмотреть провода и кабели, идущие от генератора, а в системах с генераторами переменного тока — и провода, идущие к селеновому выпрямителю. Надо осмотреть баки селеновых выпрямителей с целью определения степени их нагрева (допускается не более 70°С) и выявления утечки масла, я на вагонах, где установлены диодные выпрямители, осмотреть подвагонные ящики.
Замена перегоревших предохранителей производится только после выявления и устранения причины их перегорания. Вновь установленные предохранители должны соответствовать по току срабатывания указанным на схеме. Запрещена замена предохранителей под током нагрузки, а предохранителей генератора — на ходу поезда.
Редукторы карданного привода генератора подвергаются наружному осмотру для выявления внешних неисправностей; при этом проверяется исправность всех деталей, наличие проволочной увязки болтов и бирки с клеймами. При обрыве увязки проверяется затяжка болтов динамометрическим ключом (величина затяжки указана в таблице технических указаний).
При осмотре проверяется соединение редуктора с торцом оси колесной пары путем покачивания карданного вала в обе стороны. Если вал проворачивается, привод следует демонтировать. Проверяется также затяжка болтов, крепящих промежуточную часть привода к корпусу буксы, путем их обстукивания независимо от целостности проволочной увязки, а также состояния резиновых шарниров карданного вала привода.
При обнаружении обрыва и трещин в резиновых шарнирах, а также вмятин на трубе вала или корпусах шарниров приводной вал демонтируется.
Проверяется степень нагрева корпуса редуктора в местах установки подшипников. Нагрев не должен превышать 70°С (руку нельзя удержать на корпусе). При повышенном нагреве редуктор демонтируется или отсоединяется от генератора путем снятия карданного реле. Применять снег или воду для охлаждения редуктоpa запрещается.
При осмотре редукторно-ременного привода, помимо редуктора, осматриваются шкивы, карданный вал и клиновые ремни. Ремни с надрывами, расслоениями и разлохмачиванием заменяются. Также заменяются и шкивы, если они имеют трещины или отколы.
После установки нового комплекта ремней в течение первых двух суток их эксплуатации необходимо поджимать натяжную пружину два раза на величину 10—15 мм. Нормальное натяжение ремней устанавливается при высоте пружины 100±5 мм.
Разрешается кратковременная эксплуатация привода на трех приводных ремнях, но при этом необходимо нагрузку на генератор сократить до 4,5 кет.
эксплуатация плоскоременных приводов генераторов с неисправными сшивками, с расслоением и надрывами ремня не допускается. При обнаружении указанных неисправностей разрешается ставить на ремень не более одной вставки длиной не менее 500 мм. Необходимая длина ремня определяется по углу наклона генератора в сторону осевого шкива в пределах 8—15°. При меньшем угле наклона, и особенно при наклоне генератора в противоположную от осевого шкива сторону, эксплуатация привода запрещается.
Осмотр холодильной установки системы кондиционирования воздуха заключается в наружном ее осмотре, проверке положения запорных вентилей и осмотре холодильной машины для выявления утечек фреона. Также необходимо проверить давление в системе смазки компрессора по манометру, состояние клиноременной передачи и муфт сцепления, осмотреть щит приборов и удалить с него и с размещенных на нем приборов пыль. В случае каких-либо неполадок в работе холодильную установку следует немедленно выключить и принять меры к их устранению.
В переходные периоды года для смазки деталей компрессора необходимо один раз в пять дней включать установку на 10— 15 мин. Если температура окружающего воздуха низкая, надо до включения установки подогреть масло в картере.
При перерывах в работе установки более пяти дней фреон следует перекачать в ресивер, после чего перекрыть всасывающий и нагнетательный вентили компрессора.