Содержание материала

Межвагонные соединители

Трансляционные линия отдельных вагонов соединяются в единую магистраль межвагонными соединителями. Для этого с двух сторон каждого вагона установлены соединительные коробки типа Р38А или Р38Б, к которым подводятся провода радиотрансляционной линии.   Эти коробки герметичны, имеют откидную крышку с фиксатором и пружинным зажимом. Внутри коробки помещена текстолитовая вставка с соединительной вилкой.

Рис. 135. Способ постановки межвагонного соединителя:
1 — соединительная коробка; 2 — наконечник; 3 — откидная крышка

Рис. 136. Наконечник для нетипового межвагонного соединителя радиотрансляционной линии, изготовленный из прессованного капрона
Межвагонный соединитель состоит из многожильного медного провода в резиновой изоляции и двух карболитовых головок с соединительными гнездами типа ШУ-5А. Длина соединителя с головками составляет 1,4 м.
Надежность подключения обеспечивается нажимом фиксатора откидной крышки 3 (рис. 135), входящей в зацепление с выступом на карболитовой головке.
Помимо типовых межвагонных соединителей, в поездах успешно применяются соединители, изготовляемые многими радиоцехами. Материалом для наконечников служит прессованный капрон (рис. 136). Для межвагонных соединителей используется провод марки П274М или П268 (телефонный в хлорвиниловой изоляции). Следует отметить, что изготовляемые в радиоцехах соединители надежны в работе, а по стоимости намного дешевле типовых.

Антенны и защитные устройства

Назначение радиоприемных антенн — преобразовать энергию электромагнитных волн в энергию токов высокой частоты и подать ее на вход радиоприемника.
Для приема радиовещательных станций в диапазоне длинных, средних и коротких волн (ДСК) на крыше вагона с радиокупе устанавливаются продольно-горизонтальные антенны двух разновидностей.
На вагонах постройки 1952—1963 гг. устанавливалась антенна ДСК, показанная на рис. 137, но без защитного устройства 2. Защитное устройство устанавливалось впоследствии (в 1964—1972 гг. на ВРЗ). Горизонтальный луч 3, выполненный из витого бронзового тросика сечением 4 мм2, крепится на изоляторах трех опорных стоек 1. Центральная стойка служит для устранения провисания и уменьшения вибрации луча антенны во время движения поезда.

Рис. 137. Антенна и защитное устройство в вагонах с радиокупе постройки до 1963 г.

Специфика ведения радиоприема в поезде, где антенны находятся в непосредственной близости (1,5—2 м) от проводов электротяги с высоким напряжением (3000 в постоянного или 25000 в переменного тока), требует применения специальных защитных устройств, обеспечивающих безопасность обслуживающего персонала и радиоаппаратуры от попадания внутрь вагона тока высокого напряжения. Ток на антенну может попасть при непосредственном соприкосновении, например, с оборвавшейся подвеской проводов электротяги либо в результате индуктирования э. д. с. при нахождении поезда на электрифицированных участках пути. Так, наводимая э. д. с. во время стоянки поезда под проводами электротяги переменного тока достигает 70—140 в, а при движении — 290 в.

Защитное устройство 2 рассматриваемых антенн располагается на крыше 4 вагона. В герметической металлической коробке / (рис. 138) размерами 200X200X120   монтируются: конденсатор C1 типа ЗКР-25 кв емкостью 0,001 мкФ; резистор R1 типа ВС или МЛТ сопротивлением 600 Ом; газоразрядный предохранитель ГР типа Р-350 или РВ-500 (порог срабатывания 350 или 500 в) и держатель разрядника с искровым промежутком. Если антенна оборудована защитным устройством, то в ее цепь переключатель не устанавливается и ввод 2 антенны 3 подводится непосредственно к входу приемника. В случае отсутствия защиты ввод подключают к грозопереключателю ГР на токораспределительном щите.
С 1963 г. на вагонах с радиокупе устанавливаются антенны, состоящие из шести стальных оцинкованных труб 1 (рис. 139) диаметром 25 мм толщиной 1 мм. Общая длина составной антенны 14 200 мм. Антенна закрепляется на крыше вагона на семи изоляторах 2. На обоих концах антенны устанавливаются керамические трубки 3, способствующие механической прочности ее крепления и одновременно служащие искровым разрядником, рассчитанным на напряжение 5 000 в.

В вагонах постройки 1963—1968 гг. промежуточный элемент из керамики крепится непосредственно, к крыше, а в вагонах постройки 1969—1972 гг. — к стойке 4 антенны УКВ. Между антенной и защитным устройством расположен высоковольтный предохранитель 6 длиной 800 мм. Он представляет собой керамическую трубку диаметром 25 мм, на концах которой укреплены соединительные наконечники. Внутри керамической трубки помещена стеклянная диаметром 10 мм, в полой части которой натянута плавкая нить предохранителя длиной 750 мм, диаметром 0,07 мм. Детали защиты антенны смонтированы в фарфоровом или керамическом корпусе 5 шарообразной формы; одно полушарие находится над крышей, другое расположено под ней. Основными элементами защитного устройства являются два последовательно включенных высоковольтных конденсатора С1 (рис. 140) и С2 по 1000 пф, высокочастотный дроссель ДР и параллельно включенный газоразрядный предохранитель ГР на напряжение 250 в.
Антенна УКВ (рис. 141) предназначена для приема широковещательных радиостанций УКВ ЧМ с горизонтальной поляризацией волн в диапазоне 4,1—4,7 м. Она представляет собой видоизмененный петлевой вибратор 1 (шлейф-вибратор Пистолькорса). Для получения круговой диаграммы направленности, необходимой при приеме в движущемся поезде, вибратор согнут в кольцо. Антенна изготовляется из медных или алюминиевых труб диаметром 16—18 мм. Горизонтальная основа ее крепится на стойке 6 с помощью муфты 4. 

Вибратор 1 для уменьшения парусности устанавливается горизонтально на шести изоляторах 2. Антенна рассчитана на подключение к радиоприемникам, имеющим несимметричные входы на 75 Ом. Снижение антенны 6 выполняется из коаксиального кабеля типа РК-75-4-15 (РК-1) или РК-75-7-16 (РК-20), на конце кабеля для подключения его к входу приемника монтируется высокочастотный штекер.
Вибратор антенны УКВ — симметричное устройство, нулевой потенциал которого находится в точке 3 — земля. Симметричность и согласование его входного сопротивления, равного 300 Ом, с волновым сопротивлением снижения достигается при помощи согласующей петли 9—U-образного колена, длина которого составляет половину средней длины волны в кабеле 6. U-образное колено изготовляется из марки кабеля того же типа, что и кабель снижения.
Кабель снижения с волновым сопротивлением 75 Ом после подключения U-образного колена оказывается нагруженным входным сопротивлением вибратора, равным 73 Ом. Благодаря этому достигается равенство сопротивлений входа и выхода. Сдвиг по фазе на 180°, вносимый коленом, обеспечивает правильную полярность на входных клеммах вибратора, что и создает нужное направление тока в его обоих плечах. Снижение антенны должно быть выполнено только из цельного отрезка кабеля. Согласующая петля и снижение пропускаются в полость трубы стойки 7.
Петлевая антенна дает возможность вести прием в диапазоне УКВ на участках пути с электротягой без дополнительных защитных устройств, так как нулевая точка 3 вибратора заземлена — соединена с корпусом вагона.
Антенны вагонов находятся в тяжелых условиях эксплуатации. Механические нагрузки, постоянные колебания температуры, атмосферные воздействия нарушают их нормальную работу и ускоряют износ. Поэтому в процессе эксплуатации следует периодически проводить профилактический ремонт. При осмотре проверяют и обновляют пайки, особое внимание обращают на контакты подсоединения кабелей снижения. Оплетка кабелей должна быть соединена с крышей вaгонa, чтобы не было их возбуждения под действием радиоволн. Проверяют также герметичность защитных устройств, подтягивают болтовые соединения и т. д. В антеннах УКВ особое внимание следует уделить креплению шлейф-вибратора.
В антеннах ДСК (в вагонах постройки 1963—1972 гг.) наиболее частое повреждение—перегорание нити высоковольтного предохранителя и нарушение контакта в местах соединения труб. Работы, связанные с осмотром и ремонтом антенн, производятся при постановке вагона с радиопунктом на неэлектрифицированный путь.