Пассажирские тарифы и сборы
Пассажирскими железнодорожными тарифами считаются установленные на железных дорогах платы за проезд и сборы с пассажиров, а также правила их исчисления.
Плата за проезд взыскивается по ставкам соответствующих тарифов за действительные тарифные расстояния. Тарифное расстояние проезда исчисляется по ходу пассажирских поездов. В случае временного (по техническим причинам — не более 15 дней) отклонения пассажирских поездов от установленного расписанием пути следования дополнительное расстояние пассажир не оплачивает.
В общее тарифное расстояние перевозки не включается протяженность тех железнодорожных участков, где пассажирские поезда по техническим условиям имеют заход в сторону от основного направления, что приводит к вторичному следованию пассажиров по этому участку.
Стоимость проезда пассажиров в поездах устанавливается в зависимости от рода вагона: жесткий общий, жесткий плацкартный, жесткий купированный, мягкий с четырехместными купе и мягкий с двухместными купе (СВ, габарита 03-Т), а также в зависимости от категории поезда (пассажирский, скорый) и расстояния.
Размеры доплат к полному или детскому билету в жесткий общий вагон пассажирского поезда при проезде в вагонах или поездах более высокой категории определяются по табл. 2 и 4 того же приложения и тарифного руководства.
Порядок оформления проездах документов
На каждый проездной документ должен быть наложен компостер. При выдаче билетов кассир обозначает на них номер поезда и время выдачи билета (число, месяц и год). При этом на билетах, выдаваемых на поезда, отправляющиеся в течение первых девяти дней каждого месяца, в компостерном знаке впереди однозначной цифры, обозначающей число месяца, должен быть поставлен нуль. Сведения эти должны налагаться на билеты игольчатым компостером и в крайнем случае (при отсутствии такового) — красочным штемпелем, оттиск которого должен быть отчетливым, а сведения должны быть размещены строго в указанном порядке. Например, компостерный знак 1512IV71 обозначает, что билет выдан на поезд Хе 15, отправляющийся 12 апреля 1971 г.
Если номер поезда обозначается трехзначной цифрой, то компостером в этом случае наносятся только две последние цифры номера поезда, а первая цифра проставляется билетным кассиром от руки. На вокзалах с централизованным руководством работой билетных касс номер поезда полностью проставляется от руки. Компостер ставится на картонных единичных билетах в верхней и нижней их частях. Бланковые билеты и квитанции доплат компостируются на перегибе после складывания вдвое по горизонтальной линии с захватом правой части билета. Исправления в компостерных знаках не допускаются.
При выдаче абонементных билетов (месячных, сезонных, полугодовых и годовых) игольчатый компостер налагается с таким расчетом, чтобы была пробита и фотокарточка.
Заполнив на бланковом поясном билете и его корешке требуемые графы, кассир режет билет так, чтобы пояс, соответствующий расстоянию до станции назначения, остался на билете, выдаваемом пассажиру.
Детям выдаются специальные детские билеты, а при их отсутствии — картонные для взрослых пассажиров с отрезанной нижней частью. В отрезанной нижней части остается серия и номер билета, наименование станции отправления и назначения. Отрезки от детских билетов остаются в кассе и не компостируются. Проезд детей может быть оформлен бланковым поясным билетом с соответствующей резкой углом, при которой верхняя полоска со словом «Полный» должна остаться как неразрывное целое при корешке билета. Специальные детские билеты компостируются в верхней и нижней частях, а резаные детские билеты — только в верхней.
Подчистки и поправки на бланковых билетах не допускаются, билеты с поправками и подчистками признают недействительными.
Компостер на проездных документах налагается на станции отправления один раз. Наложение компостера более одного раза допускается:
на станции отправления — при выезде пассажира ранее срока, указанного в билете, и при опоздании по уважительной причине;
в пути следования — при возобновлении поездки после перерыва (вследствие остановки пассажира или задержки его по вине дороги, при отставании от поезда). Если на билете со штемпелем об остановке нет нового компостера, то пассажир признается безбилетным. Однако он имеет право предъявить билет в кассу ближайшей станции для наложения компостера, если срок годности билета не истек.
Воинские билеты компостируются по контрольной полосе отрыва. Разовые бесплатные билеты компостируются при проезде «Туда» в верхней их части, а при проезде «Обратно» в нижней части в указанном для компостера месте.
В бланковых проездных документах заполняют обе стороны (бланк и корешок), и лишь после этого их разрезают по линии того тарифного пояса, который соответствует расстоянию проезда; после резки обе части должны компостироваться одновременно.
По компостерным знакам, накладываемым на проездной документ, определяется, на какой поезд выдан билет и когда заканчивается срок его годности. Проездной документ с неправильно или неясно наложенным компостером считается дефектным и при обнаружении должен быть заменен на ближайшей станции.
Если выданные пассажиру билет и доплатные квитанции не имеют компостера установленного образца и наименования станции назначения или имеют неясные надписи, неправильные названия станции назначения, подчистки и другие неправильности, допущенные работниками билетных касс, то они признаются дефектными и отбираются. Об этом составляется акт, а пассажиру выдается новый билет на одной из ближайших станций, где поезд имеет достаточную стоянку. При предъявлении такого билета в пункте пересадки или возобновления поездки после остановки акт составляется начальником станции или вокзала. На основании акта пассажиру выдается новый билет на проезд в вагоне и поезде такой же категории, что и заменяемый билет.
Если на отобранном билете имелась отметка «Багаж», то на вновь выданном также проставляется штемпель «Багаж». Новый билет и составленный акт доставляются для подписи пассажиру в вагон.
При выявлении у пассажира поддельных, подчищенных или исправленных проездных документов, а также ему не принадлежащих его штрафуют за нарушение правил проезда и направляют в органы милиции.
Сроки годности билетов
Сроки годности транзитных билетов на проезд в дальнем сообщении определяются в зависимости от расстояния (тарифных поясов), как указано в табл.19.
Таблица 19
Срок годности транзитного билета указывается на самом билете, исчисляется с нуля часов следующего дня после указанного компостером и оканчивается в 24 ч последнего дня.
Срок годности билета в необходимых случаях продляется путем отметки об отсрочке на самом билете.
В течение срока годности билета пассажир имеет право прерывать поездку на любой станции по пути следования, где поезд останавливается по расписанию, и без продления срока годности билета. В таких случаях пассажир обязан не позднее чем через 12 ч после прибытия на станцию остановки предъявить проездной билет начальнику станции, вокзала или дежурному по вокзалу для оформления остановки.
При желании пассажир может сделать остановку в пути с продлением срока годности билета на все время остановки в этом пункте, но не более чем на десять суток. В этом случае пассажир обязан предъявить свой проездной билет работникам станции для наложения мастичного штемпеля.
Для оформления остановки с продлением срока годности билет должен быть предъявлен администрации станции в течение 24 ч после прибытия на эту станцию, а пассажир, следующий в беспересадочном сообщении, — в течение 4 ч. Остановка в пути с продлением срока годности билета разрешается лишь один раз.
В течение продленного срока годности билета пассажир может возобновить поездку, предъявив его для компостирования в общем порядке.
При остановке плацкарта, выданная на тот поезд, с которым пассажир ехал, становится недействительной и стоимость ее пассажиру не возвращается. Если срок годности абонементного билета оканчивается в пути, то пассажир по этому билету может доехать до станции назначения.
Бесплатные служебные билеты действительны: годовые — в течение календарного года; разовые формы 6, 6-А, 6-В, 6-Г — в течение трех месяцев; разовые консультационные формы 10 в течение трех суток, если нет отметки врача о продлении срока.
Условия проезда пассажиров и правила провоза ручной клади
Каждый пассажир должен иметь проездной билет, хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, осуществляющих контроль.
Проводник вагона обязан при посадке пассажиров в вагон проверить наличие и действительность предъявляемых проездных документов и соответствие веса ручной клади пассажира установленной норме. Проводник должен предупреждать пассажиров о том, чтобы они не забыли билеты у провожающих.
В пути следования проводник следит, чтобы не было безбилетных пассажиров и не провозилась ручная кладь более нормы.
На всех станциях, кроме пунктов отправления, пассажиры при посадке допускаются с билетами в любой вагон поезда. Проводники должны помогать пассажирам при переходе в вагоны, указанные в приобретенных билетах.
В вагоне со спальными местами проездные документы до конца поездки хранятся у проводника, который несет за них полную ответственность.
Удостоверения депутатов Верховных Советов, годовые служебные, талонные билеты остаются у пассажиров.
Если проводником утеряны принятые им на хранение от пассажира проездные документы, немедленно при обнаружении этого составляется акт, который подписывают пассажир, проводник вагона и механик-бригадир (начальник поезда) и их подписи заверяются штемпелем станции. На основании этого акта на ближайшей станции с остановкой продолжительностью не менее 10 мин оформляются новые проездные документы до конечной станции следования пассажира с отметкой на обороте этих документов «Взамен утерянного». При этом оформление документов производится в билетных кассах механиком-бригадиром или проводником вагона без участия пассажира.
В случае если утраченный билет был действителен для поездки «Туда» и «Обратно», пассажиру выдается второй экземпляр акта, на основании которого на станции обратного следования ему выдадут билет без взыскания платы за проезд.
Пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в его проездных документах.
В случае неправильного оформления проездных документов кассой или выдачи пассажиру билета без наличия свободных мест в вагоне механик-бригадир и проводник вагона обязаны впустить пассажира в вагон и совместно с работниками вокзала принять меры к предоставлению ему места в поезде и к исправлению неправильно оформленных проездных документов.
Если неправильно оформленный билет обнаружен в поезде, то проводник вагона составляет акт, который затем пересылается резервом проводников на станцию, выдавшую этот билет.
Пассажиры в вагонах со спальными местами могут пользоваться ими в любое время. Поднимают и опускают спальные полки по просьбе пассажиров проводники.
Об истечении срока годности билета проводник или контролер поезда предупреждает пассажира, после чего пассажир обязан приобрести новый билет или покинуть поезд.
Проводники вагонов обязаны предупреждать пассажиров о подходе поезда к станции назначения или пересадки.
Проводники вагонов со спальными местами несут ответственность за проезд пассажиров дальше станции назначения или пересадки согласно маршруту, указанному в билете. О каждом случае проезда составляется акт за подписью механика-бригадира, проводника вагона и пассажира, заверенный штемпелем станции. Этот акт дает пассажиру право возвратиться на станцию назначения или пересадки бесплатно.
Если пассажир отстал от поезда, проводник обязан немедленно заявить об этом механику-бригадиру и составить акт с указанием количества оставленных мест. Акт подписывается механиком-бригадиром, проводником и двумя свидетелями из числа пассажиров. Механик-бригадир немедленно принимает меры к сохранению его вещей и билета, а по получении телеграммы от начальника станции, где остался пассажир, сдает их по акту на станции, указанной в телеграмме, уведомив об этом начальника станции, где находится пассажир.
В случае когда проездные документы пассажира после отправления поезда остались у провожающего, не позднее чем через 3 ч с момента отправления поезда провожающий может сдать их начальнику станции или вокзала. За счет провожающего посылается телеграмма механику-бригадиру поезда и начальнику ближайшей станции по пути следования, на которой за время стоянки поезда можно выдать новые проездные документы. В телеграмме указываются фамилия и инициалы пассажира, забывшего билет, номер поезда, вагона и места, где он едет, станция назначения и номер проездных документов, предъявленных на станции отправления. На основании телеграммы новые проездные документы выдаются бесплатно.
Если в течение 4 ч после отхода поезда со станции отправления не будет получена такая телеграмма, пассажир обязан уплатить штраф за безбилетный проезд, а на дальнейшее следование приобрести билет или выйти из поезда.
Застилать постели при выдаче постельных принадлежностей обязаны проводники вагонов. Постельные принадлежности убираются по прибытии пассажира на станцию назначения, пересадки или раньше по его просьбе.
Проводники вагонов со спальными местами пассажирских поездов всех категорий, а также общих вагонов скорых поездов обязаны не менее трех раз в день обеспечивать пассажиров по их просьбе чаем по установленной цене.
Если пассажир желает перейти в вагон выше оплачиваемой категории, он должен внести соответствующие доплаты в билетную кассу на станции, где время стоянки позволяет это сделать, или механику-бригадиру проводников. В этом случае пассажиру выдается квитанция доплат общей формы ГУ-57А.
При отцепке вагона по технической неисправности в пути следования или в пункте формирования и оборота пассажиров необходимо разместить на свободных местах этого же поезда, в том числе и в вагонах более высокой категории. При переводе в выше- оплачиваемый вагон преимущество предоставляется пассажирам с детьми, больным и людям преклонного возраста.
Вынужденный по вине железной дороги переход (перевод) пассажиров в вагон или поезд выше оплачиваемой категории оформляется актом за подписью механика-бригадира и работника станции, где этот переход был совершен. Пассажир, уплативший за пользование постельными принадлежностями, получает их вновь бесплатно на основании акта, составленного проводником отцепленного вагона и подписанного механиком-бригадиром с наложением штемпеля станции.
Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от рода их и вида упаковки, которые могут по своим размерам без затруднения поместиться в отведенных для этого местах и не мешают другим пассажирам.
Каждый пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь не более 36 кг (на билет полный или детский).
В счет веса ручной клади не входят комнатные птицы в клетке, портфель, дамская сумочка, бинокль, охотничье ружье, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, транзисторный радиоприемник и другие мелкие вещи.
К перевозке в качестве ручной клади допускаются также в счет нормы бесплатного провоза растения, саженцы и другие посадочные материалы с обвязанной кроной и упакованными корневищами. Каждое место такой клади не должно превышать по весу 18 кг и по высоте 1,5 м.
Запрещается перевозить вещи, которые могут повредить или загрязнить оборудование вагона или вещи других пассажиров, а также заряженное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.
Не допускается размещать ручную кладь в проходах между сиденьями, в коридорах, на площадках вагонов (в тамбурах). В общих вагонах запрещается занимать ручной кладью места, предназначенные для пассажиров.
Провоз в поездах мелких животных и птицы допускается во всех вагонах (кроме мягких и детских), если это не запрещено ветеринарным надзором.
Мелкие животные и птицы при перевозке должны быть помещены в ящики, корзинки или клетки и свободно размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади.
Разрешается перевозить в поездах прямого и местного сообщения собак крупных пород, в том числе служебных, в нерабочем тамбуре первого за локомотивом жесткого пассажирского вагона под наблюдением владельцев или сопровождающих, которые едут в этом вагоне. Собаки (кроме помещенных в тару) перевозятся в намордниках, на цепочках или ременных привязях. Оплата за перевозку собак производится по ставкам, предусмотренным Тарифным руководством № 5.
За провоз излишнего веса ручной клади с пассажира взыскивается штраф.
Пассажиры, перевозящие запрещенные предметы ручной клади, должны быть высажены из поезда вместе с вещами. Если среди перевозимых предметов будут обнаружены легковоспламеняющиеся или взрывчатые вещества, то их владелец передается органам железнодорожной милиции для привлечения к ответственности.