Содержание материала

К пассажирским перевозкам в международном сообщении относятся такие перевозки, которые осуществляются прямыми поездами или прицепными пассажирскими вагонами, курсирующими между городами СССР и городами других стран.
Продажу проездных документов международного и внутреннего сообщения зарубежным туристам и другим иностранным гражданам, а также советским гражданам, выезжающим за границу и возвращающимся в СССР, производят на комиссионных началах отделения и агентства ВАО «Интурист», имеющие свои отделения в ряде больших городов.
На станциях, где отсутствуют отделения или агентства ВАО «Интурист», продают и оформляют проездные документы СМПС по совместительству билетные кассиры, выполняющие обязанности агентов ВАО «Интурист».
Документом на право проезда пассажиров в международном сообщении в соответствии с соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) являются:
купонная книжка на проезд отдельного лица или группы;
картонный билет на проезд отдельных лиц.
Дополнительно к этим документам выдаются плацкарты на проезд отдельных лиц или группы, доплатные квитанции на оплату разницы стоимости проезда, контрольные купоны к бланковым билетам для групповой поездки.
Купонная книжка (рис. 152) состоит из обложки и соответствующих проездных документов. Обложка купонной книжки изготовляется из плотной бумаги розового цвета. На первой странице указаны полное название железных дорог выдачи купонной книжки, сроки годности со дня выдачи, общая стоимость в валюте страны выдачи и место для штемпеля с датой выдачи (все надписи на русском и немецком языках). На второй, третьей и четвертой страницах обложки помещаются выдержки из условий проезда. Обложка купонной книжки печатается отдельно, соответствующие документы вшиваются в нее только при выдаче.

Для проезда одного пассажира между пунктами, где имеется большой пассажиропоток, могут применяться билеты-купоны, в которых все данные напечатаны типографским способом. Для проезда пассажира между другими пунктами, включенными в международное сообщение, а также для проезда группы пассажиров применяются бланковые билеты.

Рис. 152. Образец обложки купонной книжки

Билет-купон изготовляется из белой бумаги с фоновой сеткой светло-розового цвета. Билеты-купоны, как правило, изготовляются без корешка. Однако, если этого требуют внутренние правила железных дорог, билеты-купоны могут изготовляться с корешком белого цвета. На корешке по диагонали печатается на языке страны выдачи билета слово «Корешок». Билеты-купоны для проезда в вагонах всех категорий не различаются по цвету и форме.
Бланковые билеты-купоны (рис. 153) печатаются для проезда в одном направлении. В этих билетах под копирку от руки кассир проставляет количество едущих пассажиров, наименование станций отправления и назначения, маршрут следования, стоимость проезда одного пассажира, общую сумму стоимости билета, номера контрольных купонов, выданных участникам групповой поездки.
Картонные билеты, применяемые в международном сообщении, изготовляются разных цветов: зеленого для проезда в вагонах первого класса; коричневого для проезда в вагонах второго класса; коричнево-зеленого для перехода в вагон первого класса. Все сведения в билете печатаются при изготовлении. В нижней части картонного билета имеется контрольный купон детского билета.


Рис. 153. Образен бланкового билета-купона

Плацкарта (рис. 154) дает право занимать место в спальном вагоне или в вагоне с местами для лежания. Плацкарты изготовляются на белой бумаге с фоновой сеткой светло-зеленого цвета, корешок плацкарты — на белой бумаге без сетки. Плацкарты для проезда в спальных вагонах между станциями с большим пассажиропотоком изготовляются, как правило, с напечатанными обозначениями железной дороги, наименования предприятия спальных вагонов, наименования станций отправления и назначения, маршрута следования, класса вагона, категории места и стоимости проезда одного пассажира.


Рис. 154 Образец плацкарты
Кроме того, применяются бланковые плацкарты для проезда пассажиров в спальных вагонах. В таких плацкартах не печатаются типографским способом наименования станций отправления и назначения, маршрут следования, класс вагона, категория места и стоимость проезда одного пассажира.
Оформляются плацкарты следующим образом. Кассир вписывает от руки количество пассажиров, для которых выдана плацкарта, номер билета, поезда, вагона и места, сумму, взысканную за плацкарту, сумму комиссионного сбора и общую сумму, дату выдачи билета, время отправления поезда, наименование железной дороги — собственницы спального вагона, а в бланковой плацкарте дополнительно к этому — наименование станции отправления и назначения, маршрут следования, класс вагона, категорию места и стоимость.
Класс вагона и категория места на плацкарте указываются условным шифром.

Доплатная квитанция состоит из двух частей: корешка на белой бумаге и доплатной квитанции на бумаге с защитной сеткой голубого цвета, доплатная квитанция заполняется под копирку. Первый экземпляр (корешок) остается у организации, выдавшей ее, второй (доплатная квитанция) выдается пассажиру.
Контрольные купоны к бланковому билету для проезда группы пассажиров печатаются на белой бумаге и выдаются всем участникам групповой поездки, за исключением руководителя группы, проезд которого осуществляется по групповому билету-купону. Выдаются контрольные купоны после заполнения кассиром граф, где указываются номер билета-купона и класс вагона. Для проезда туда и обратно выдается один контрольный купон для каждого участника групповой поездки. На обороте контрольного купона проставляется штемпель «Туда и обратно».
Обложка купонной книжки без билетов-купонов и билеты-купоны без обложки не дают права на проезд. Срок годности купонных книжек с билетом-купоном для проезда туда составляет 2 месяца, для проезда туда и обратно — 4 месяца.
Для проезда в вагонах с местами для лежания каждый пассажир должен иметь, кроме билета, плацкарту на занятие соответствующего места. По этой плацкарте постельные принадлежности предоставляются пассажиру для пользования бесплатно.
В течение срока годности билета пассажир имеет право прерывать поездку по пути следования любое количество раз и на любое время. Отметку об остановке делать не требуется. В случае остановки пассажира в пути следования плацкарта утрачивает свою
годность и деньги за не проследованное расстояние не возвращаются.
О полном или частичном неиспользовании проездных документов пассажир должен получить подтверждение железной дороги, которая обязана внести установленные отметки в предъявленных проездных документах. За утерянный билет уплаченные суммы не возвращаются.
По окончании поездки использованный билет-купон или картонный билет сдается проводнику или уполномоченному на это работнику. Билет остается у пассажира, если он использован не полностью и на нем имеется отметка об этом. Плацкарта при следовании в спальном вагоне остается у проводника, а обложка купонной книжки у пассажира.
Пассажир может получить обратно уплаченные им деньги за проезд в случаях, если: билет не использован полностью или частично; поездка по вине дороги совершалась в вагоне или поезде низшей категории; по купонной книжке для групповой поездки следовало неполное количество участников.
По требованию пассажира проводник вагона или механик-бригадир обязан сделать на проездных документах одну из следующих отметок: «Билет на участке от станции... до станции... использован в... поезде» (указать категорию поезда); «Билет на участке от станции... до станции... использован в вагоне...» (указать категорию, класс вагона и количество мест в купе); «В поездку отправилось... человек» (прописью). 
Пассажир может провозить при себе ручную кладь бесплатно весом не более 35 кг на взрослого и 15 кг на ребенка до десяти лет. Радиоприемники и телевизоры могут перевозиться в счет нормы ручной клади. Перевозка дипломатической почты в отдельных купе, занимаемых дипломатическими курьерами, допускается весом до 200 кг с оплатой по багажному тарифу за вес сверх нормы бесплатной перевозки.
Для проезда от станций железных дорог Англии, Голландии, Франции, ФРГ, Италии и Австрии выдаются бланковые билеты-купоны образца ЦИВ.