Генераторы, устанавливавшиеся на вагонах постройки отечественных заводов, а также заводов ГДР, ПНР и ВНР ранних годов выпуска, имели ременный привод от оси колесной пары. В вагонах отечественных заводов более поздних выпусков стали применяться клиноременный привод от средней части или от торца оси колесной пары. До 1965 г. заводы ГДР оснащали вагоны редукторнокарданным приводом от торца шейки оси с редуктором типа ETNG-3/5 (Фага 11) а заводы ПНР — с редуктором типа РК разных модификаций. Разнотипность редукторов создавала неудобства в эксплуатации и при ремонте. Поэтому начиная с 1965 г. все вагоны постройки заводов ПНР и ГДР оснащаются редукторами типа РК-1 или РК-6.
Поскольку теперь редукторы типа Фага II на вагонах встречаются реже, чем РК-1, и значительных конструктивных отличий не имеют, описаны будут только редукторы типа РК-1.
Редукторно-карданный привод типа РК-1А вагонов постройки завода ПНР. На рис. 60 показан общий вид карданного привода постройки завода ПНР. На вагонной тележке 6 под углом 6° к горизонтали установлен генератор 7, который соединен с редуктором 3 карданным валом 9, имеющим два эластичных шарнира 8 и 10. шарниры смягчают удары, передаваемые от колесной пары на генератор, и служат для перемещения вала при прохождении вагона по кривым участкам пути. Для предохранения вала от падения на путь при изломе на тележке установлены предохранительные скобы 4 и 5.
Редуктор 3 через промежуточную часть прикрепляется к буксе оси вагона. Отверстие с крышкой 2 служит для заливки масла в редуктор, а с пробкой 1 — для слива его.
В промежуточной части 23 (рис. 61) установлена эластичная муфта сцепления редуктора с осью колесной пары. Эластичная муфта состоит из стальной ступицы 30, диска 31 и резиновой муфты 24, которая привулканизирована к ступице и диску.
Ступица соединяется с осью вагона ведомым клином 25, который входит в ведущий клин 26. Оба клина прикреплены винтами в пазу торца шейки оси.
Металлический диск 31 имеет четыре поводковые втулки 32, внутрь которых входят поводковые пальцы 33 диска редуктора. Камера буксы отделена от камеры промежуточной части шайбой 27. К эластичной муфте привернута скоба 29, которая входит своим концом в прорезь гайки на торце колесной пары и предохраняет ее от самовывертывания.
В стальном литом корпусе 20 редуктора размещена пара конических шестерен, посредством которых движение от оси вагона передается генератору. Венец 17 большой конической шестерни прикреплен болтами к ступице 18. которая напрессована на вал 13. Этот вал вращается в двух конических роликовых подшипниках 11 и 16, разделенных между собой дистанционной втулкой 15. Подшипники закреплены на валу гайками 14 со стопорными шайбами и закрыты крышкой 12. С другой стороны к ступице болтами прикреплен диск 34 с поводковыми пальцами 33.
Подшипники и конические шестерни смазываются путем разбрызгивания масла, залитого в корпус редуктора. Масло собирается в сборнике в верхней части корпуса, откуда оно по каналу поступает в камеру подшипников и снова в корпус редуктора. Чтобы масло не вытекало из редуктора в промежуточную часть, установлено лабиринтное кольцо 21. Зазор между лабиринтным кольцом и кольцом 19 устанавливается прокладками 10. С большой конической шестерней сцеплена малая коническая шестерня 9 с валом 39. Вал 39 вращается в конических подшипниках 4 и 6, установленных в специальной втулке 5 и разделенных дистанционной втулкой 35.
Рис. 60. Общий вид редукторно-карданного привода типа РК-1А
Смазка подшипников 4, 6 и шестерни 9 производится маслом, разбрызгиваемым большой шестерней и попадающим в щель между кольцами 7 и 8. Излишек масла стекает по каналам в корпус редуктора, который болтами 22 прикреплен к промежуточной части. На конусный конец вала 39 насажена ступица 38, закрепленная на валу шпонкой 40 и гайкой 1. Подшипниковая втулка 5 накрывается крышкой 3 с уплотняющим кольцом 37, прокладкой 36. лабиринтным кольцом 2, шпильками и гайками. Промежуточная часть 23 крепится к буксе колесной пары болтами 28.
Генератор вагона приводится во вращение редуктором через карданный вал, изображенный на рис. 62. Вал состоит из пустотелой части 7, к обеим сторонам которой приварены стальные наконечники 6 с резиновыми шарнирами 5. Кольцевой резиновый шарнир 5 внутренней частью привулканизирован к стальной втулке 3, а наружной — к стальному сегменту 2.
Рис. 61. Редуктор привода РК-1А
Рис. 62. Карданный вал привода РК-1А
Шарнир крепится на наконечнике шпонкой 4, гайкой 8 и шайбой 9. К верхней части шарниров — сегментам 2 — пробками 11 крепятся фланцы 1, которыми карданный вал с одной стороны прикрепляется к редуктору, а с другой — к генератору. Балансировка вала производится грузиками 10.
В настоящее время наряду с редуктором типа КР-1А стал применяться аналогичный ему редуктор типа РК-6, имеющий незначительные конструктивные изменения.
Клиноременный привод от средней части оси колесной пары предназначен для передачи вращения от оси колесной пары ротору генератора.
Привод к генератору 1 (рис. 63) устанавливается с котлового конца вагона на внутренней колесной паре тележки.
Рис. 63. Клиноременный привод от средней части оси колесной пары
Привод состоит из следующих узлов и частей: ведущего разъемного шкива 11, установленного на средней части оси колесной пары; комплекта клиновых ремней 3 (5 шт); ведомого шкива 2, насаженного на вал генератора; натяжного устройства, состоящего из натяжного винта 4, гайки 5, пружины 6 и опоры 7; предохранительного устройства 18.
Генератор прикреплен к переходной плите 17 через амортизаторы 16. Переходная плита с подвесными (ушки 14 и вал 13) и предохранительными устройствами размещена на раме тележки. Вал 13 смазывается с помощью масленки 15.
При замене пришедших в негодность ремней требуется выкатывать колесную пару из-под вагона. Чтобы сократить количество таких выкаток, в ведущем шкиве привода устроен специальный магазин, куда укладывается запасной комплект ремней. Магазин состоит из двух створок; правой 8 и левой 12, которые шарнирно прикреплены к ободу шкива и в закрытом состоянии скрепляются шпильками 9 с гайками и пружинными шайбами. Ремни 10 надеваются на ось выкаченной из-под тележки колесной пары и укладываются в магазин с обеих сторон шкива — с одной стороны два, с другой — три ремня.
Рис. 64. Клиноременный привод от торца оси колесной пары
Рис. 65. Ведущий шкив, установленный на торце оси
Клиноременный привод от торца оси колесной пары показан на рис. 64.
Комплект клиновых ремней 6 передает крутящий момент от ведущего шкива 1 ведомому 2 с натяжным приспособлением 4. Ведомый шкив насажен на конусный конец промежуточного вала, вращающегося в роликовом и шариковом подшипниках, установленных в корпусе натяжного приспособления. Между соединительными фланцами 7 устанавливается карданный вал 8, с помощью которого вращение от ведомого шкива передается ротору генератора. Для предохранения от падения на путь деталей карданного вала в случае его разрушения к балке рамы тележки прикреплена предохранительная скоба 9. Генератор 5 с подвесным и предохранительным устройствами 3, натяжное приспособление и ведомый шкив размещены на консольной части рамы тележки.
Ведущий шкив 1 (рис. 65) смонтирован на конусном хвостовике специальной гайки 4, навинченной на торец оси и зафиксированной стопорной планкой 6. Регулировочное кольцо 5 используется в случае несовпадения пазов гайки с пазом на торце оси. Букса колесной пары закрывается специальной крышкой 3 с войлочной прокладкой 2 в канале лабиринта.