Содержание материала

Резервы проводников на ряде железных дорог находятся на самостоятельном балансе. Это хозяйственное предприятие, которым руководит начальник резерва, непосредственно подчиненный начальнику вагонного отдела отделения дороги. На некоторых дорогах резервы проводников входят в состав вагонного депо или вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок.
Во всех случаях резервы проводников осуществляют непосредственное руководство работой проводников, механиков-бригадиров и инструкторов по техническому обучению, а также обеспечивают проводников всем необходимым инвентарем и съемным оборудованием.  Руководители резервов добиваются, чтобы проводники и механики-бригадиры:
знали конструкцию пассажирских вагонов, правила эксплуатации узлов отопления, водоснабжения, вентиляции, электрооборудования, автотормозов и ходовых частей, а также правила перевозки и обслуживания пассажиров в пути следования, содержали вагоны в исправном состоянии;
систематически повышали свои технические знания в связи с поступлением в эксплуатацию новых пассажирских вагонов и отдельных их узлов;
в пути следования выполняли все правила технического содержания вагонов и культурного обслуживания пассажиров;
соблюдали трудовую и производственную дисциплину.
Кроме того, руководители резервов проводников занимаются обобщением и распространением передового опыта труда среди коллективов проводников и механиков-бригадиров.
В резервах организуют обучение проводников и механиков- бригадиров правилам обращения с пассажирами, а обслуживающих поезда международного сообщения — и иностранным языкам.
Резерв проводников, как правило, в своем составе имеет:
бухгалтерию с нарядчиками, которые назначают проводников в пассажирские, туристские, специальные поезда, в служебно-технические вагоны, а также для охраны вагонов, находящихся в отстое. Нарядчики ведут учет времени работы и отдыха проводников, а работники бухгалтерии начисляют заработную плату;
группу инструкторов, которые проводят обучение проводников и систематически инструктируют их по правилам обслуживания системы отопления и вентиляции, содержания электрооборудования, обслуживания автотормозов в поезде, контроля за работой термодатчиков нагрева букс. Инструкторы обучают проводников правилам культурного обслуживания пассажиров, умению разбираться во всех формах проездных документов и систематически контролируют работу проводников при подготовке поезда в рейс, а также в пути следования;
складское хозяйство, где хранятся фонари, сигнальные флажки, петарды, посадочные номера, настольные лампы, переносные сигнальные хвостовые сигналы, аптечки с набором медикаментов, инвентарь для отопления и уборки вагонов и др.
Руководитель склада обязан содержать все оборудование и инвентарь в исправном состоянии и своевременно обеспечивать их пополнение.
Дорожные конторы обслуживания пассажиров создаются по указанию МПС.  Эти конторы осуществляют:
снабжение пассажиров в пути следования через механиков-бригадиров и проводников вагонов бельем, постельными принадлежностями, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями, культинвентарем (шахматы, шашки, домино);
заготовку ковров, дорожек, чехлов, оконных занавесок, салфеток, штор и другого съемного инвентаря, белья, постельных принадлежностей и всех материалов, необходимых для обслуживания пассажиров в поездах, а также пошив, ремонт, стирку и дезинфекцию указанных предметов в имеющихся на дороге механических прачечных или на договорных условиях в других городских организациях коммунального хозяйства;
обеспечение вагонов пассажирских поездов в пунктах формирования съемным инвентарем (столовой и чайной посудой и др.). Постельные принадлежности, чаи и кондитерские изделия выдаются в количествах, устанавливаемых дорожными конторами с учетом дальности рейса, населенности вагонов и полного удовлетворения потребности пассажиров поезда. Культинвентарь и съемный инвентарь выдаются согласно перечню, установленному приказом МПС;
разработку и осуществление мероприятий по развитию деятельности конторы и улучшению обслуживания пассажиров в пути следования;
широкое внедрение средств механизации — мотороллеров, автомашин, автокаров для транспортировки постельных принадлежностей и инвентаря, пылесосов для уборки вагонов и т. п.;
обобщение передовых методов труда, внедрение рационализаторских предложений и организацию социалистического соревнования среди работников по улучшению обслуживания пассажиров и повышению рентабельности конторы.
Дорожные конторы находятся на самостоятельном балансе, входящем в сводный баланс дороги. В своей финансовой и хозяйственной деятельности руководитель конторы отчитывается перед начальником финансовой службы и начальником службы вагонного хозяйства дороги.
Возглавляет дорожную контору начальник конторы, который отвечает за выполнение приказов Министерства путей сообщения и начальников дорог по бесперебойному обслуживанию пассажиров в поездах.
На некоторых дорогах конторы являются цехами пассажирских вагонных депо и самостоятельного баланса не имеют. Так, на Московском узле Московской дороги они входят в состав вагонных участков, подчиненных Дирекции международных и туристских перевозок (ДМТП), а на ряде других дорог конторы обслуживания подчинены непосредственно начальникам вагонных депо. Однако роль дорожных контор во всех случаях одинаковая.