Содержание материала

Глава I
ОБЯЗАННОСТИ МЕХАНИКА-БРИГАДИРА ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

1. Общие положения

«Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения.
Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспе чение длительных сроков службы подвижного состава должно быть главным в работе лиц, ответственных за его содержание» (ПТЭ, § 135).
«Правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта.
Правила могут быть изменены только приказом министра путей сообщения» (ПТЭ, введение, п. 3).
В настоящее время пассажирские поезда формируются из пассажирских цельнометаллических вагонов, оснащенных сложным оборудованием, требующим постоянного квалифицированного ухода в эксплуатации. Поэтому вагоны, включаемые в поезда, обслуживаются проводниками, знающими их устройство и правила содержания. Кроме того, на каждый поезд назначается механик-бригадир проводников или начальник поезда, который возглавляет поездную бригаду проводников. На поезда дальнего следования назначаются поездные электромонтеры, подчиненные механику- бригадиру.

2. Порядок назначения на должность механика-бригадира проводников, его права и обязанности

 Механик-бригадир проводников принимается на работу и увольняется приказом начальника отделения дороги или начальника вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок (ДМТП).
Он должен:
знать в требуемом объеме Правила технической эксплуатации железных дорог СССР, инструкции по движению поездов и по сигнализации, Правила эксплуатации оборудования пассажирских цельнометаллических вагонов (в том числе электрооборудования освещения, системы кондиционирования воздуха, редукторно-карданного привода, отопления, водоснабжения, вентиляции и электропневматического тормоза). Правила перевозки пассажиров и багажа, Правила по технике безопасности, Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, Инструкцию механику-бригадиру проводников, меры противопожарной безопасности, а также важнейшие приказы Министерства путей сообщения (МПС), касающиеся пассажирских перевозок;
изучить и точно выполнять инструкцию о порядке обслуживания поездных радиопунктов;
уметь обслуживать все приборы и оборудование систем кондиционирования воздуха, холодильные установки и редукторно-карданные приводы всех систем;
ознакомиться с географическим расположением станций на сети дорог, крупных индустриальных центров, важнейших морских и речных портов, курортов на обслуживаемом направлении, а также хорошо разбираться в справочниках и книжках расписаний движения пассажирских поездов.
Механик-бригадир подчиняется начальнику резерва проводников или вагонного депо, начальнику вагонного участка Дирекции международных и туристских перевозок, а в пути следования — работникам управлении и отделений дорогою предъявлению ими служебных удостоверений или открытых листов.
Механик-бригадир проводников (начальник поезда) имеет право:
проверять проездные документы у пассажиров при посадке в поезд и в пути следования. В случае обнаружения в вагонах пассажиров без билетов, а также с излишней ручной кладью взыскивать в установленном порядке штраф;
взимать стоимость поврежденного или утерянного имущества внутреннего оборудования вагонов в соответствии с утвержденной МПС расценочной ведомостью;
в пути следования перемещать пассажиров из вагонов низшей категории в вагоны высшей категории при наличии свободных мест с доплатой в установленном порядке непосредственно механику- бригадиру; подавать телеграммы по вопросам обслуживания поезда, наличия в вагонах свободных и освобождающихся мест, оказания медицинской помощи внезапно заболевшим пассажирам и о необходимости ремонта вагонов;
отстранять от работы в пути следования проводников и поездного электромонтера при нарушении ими трудовой и производственной дисциплины;
пресекать случаи нарушения правил внутреннего распорядка в вагонах со стороны пассажиров. В случае если нарушитель порядка не подчиняется требованиям механика-бригадира, он может быть удален из поезда на станции работниками железнодорожной милиции.
Запрещается механику-бригадиру проводников провозить в помещении радиопункта корреспонденцию и предметы, не относящиеся к работе пункта, за исключением личных вещей, необходимых в пути следования поезда.
Механик-бригадир проводников обязан:
перед каждым рейсом ознакомить проводников своей бригады с новыми приказали, распоряжениями и техническими указаниями, провести инструктаж по вопросам пожарной и личной безопасности. а также обеспечения безопасности движения поезда в пути следования. При этом приводятся примеры хорошей и плохой работы отдельных проводников и всей поездной бригады за прошлую поездку;
руководить работой проводников вагонов по культурному обслуживанию пассажиров и обеспечению их безопасности при посадке, высадке и проезде в поезде, а также по поддержанию должного санитарно-технического состояния вагонов и обеспечению сохранности внутреннего оборудования и инвентаря;
обеспечивать совместно с проводниками и поездным электромонтером проследование поезда по всему маршруту без отцепок вагонов;
следить за своевременным снабжением вагонов съемным оборудованием, постельными принадлежностями, а в пути следования — водой и топливом;
контролировать правильность размещения пассажиров в поезде согласно их проездным документам, а также соответствие провозимой ими ручной клади установленным нормам;
оказывать пассажирам необходимую помощь, давать им справки и советы по вопросам, связанным с проездом в поезде;
учитывать наличие пассажиров в вагонах и своевременно передавать сведения об освобождающихся в поезде местах;
принимать меры оказания первой помощи заболевшим в пути следования пассажирам, вызывая в необходимых случаях врача с ближайшего попутного медпункта;
выдавать по требованию пассажиров книгу жалоб и предложений;
при отцепке от поезда неисправного вагона размещать пассажиров в других вагонах;
в случае возникновения пожара остановить поезд (на мостах и в тоннелях остановка запрещается) и одновременно принять меры к ликвидации огня имеющимися в вагонах противопожарными средствами, а при необходимости — к отцепке горящего вагона и организованной высадке из него пассажиров;
осуществлять техническое обслуживание поездного радиопункта (подробно описано в главе VII);
предъявлять требования директору вагона-ресторана по вопросам организации своевременного питания пассажиров, нормального содержания оборудования и устранения всех недостатков и нарушений.
По прибытии в пункт оборота механик-бригадир должен явиться на пункт технического осмотра, записать в книгу объем требуемого ремонта вагонов в поезде, проследить за его выполнением, обеспечить контроль за своевременной уборкой, внутренней и наружной обмывкой вагонов, снабжением водой и топливом, 
а также организовать их охрану проводниками. В пункте формирования выполнение ремонта, записанного механиком-бригадиром прибывшего поезда, проверяет механик-бригадир отправляющегося в рейс состава.
У механика-бригадира почтово-багажного поезда, помимо перечисленных, имеются и дополнительные обязанности. На станциях формирования и оборота таких поездов, а также на станциях прицепки и отцепки одиночных или групп пассажирских, почтовых, багажных, живорыбных, грузовых и других вагонов он требует от руководителей станции формировать поезд строго по утвержденным схемам и, кроме того:
проверяет правильность оформления маршрутов на проезд резервных бригад;
заблаговременно дает телеграмму начальнику впереди расположенной станции о выгрузке багажа и грузобагажа с указанием порядкового номера вагона и количества мест;
для ввода опаздывающего поезда в график принимает меры к ускоренной выгрузке и погрузке багажа и почты или другие меры в зависимости от местных условий;
в случае невыполнения работниками станций требования МПС о приеме почтово-багажных поездов только на пути приема и отправления пассажирских поездов сообщает об этом для принятия мер начальнику пассажирской службы дороги, станция которой нарушила это требование;
на станциях формирования и оборота поезда, а также в пути следования, где позволяет длительность стоянки, проверяет пломбы и закрутки на дверях багажных вагонов;
решает все вопросы, возникающие при перевозке багажа, почты и обслуживании пассажиров в соответствии с действующими указаниями и инструкциями о порядке перевозки почты, грузобагажа, багажа и пассажиров в почтово-багажных поездах.