Содержание материала

При переходе вагонов с железных дорог СССР на железные дороги других стран и обратно производится перестановка их на тележки соответствующей ширины колеи.
К обращению по железным дорогам в беспересадочном международном сообщении допускаются пассажирские вагоны, годные для эксплуатации и отвечающие следующим техническим условиям.
Поперечное очертание у них должно соответствовать габаритам подвижного состава, принятым на железных дорогах по всему пути следования вагонов.

Пропуск вагонов, у которых размеры превышают допускаемые принятым габаритом подвижного состава на одной или нескольких дорогах по пути следования, должен быть предварительно согласован дорогой отправления с этими дорогами.
Все части сцепных и соединительных приспособлений — стяжки. соединительные рукава и пр. — в нерабочем состоянии не должны опускаться ниже 140 мм над головкой рельсов.
Расстояние от деталей электрооборудования до головок рельсов допускается не менее 100 мм.
База тележки должна быть не менее 2 000 мм; вагоны должны свободно проходить по кривым участкам пути радиусом 150 м.
Колесные пары должны иметь колеса бандажные с непрерывным креплением бандажей или стальные цельнокатаные. Расстояние между внутренними гранями колес для колеи 1 435 мм должно быть 1 360±3 мм, а для колеи 1 524 мм — 1 440±3 мм. На железных дорогах КНР и КНДР это расстояние должно быть 1 353 мм при ширине обода колеса от 127 до 136 мм и I 353±3 мм при ширине обода колеса 136 мм и более. Ширина бандажа или обода цельнокатаного колеса может быть максимальная 140 мм, минимальная 130 мм. Не допускаются к эксплуатации бандажи толщиной по кругу катания за вычетом проката менее 35 мм, а ободы цельнокатаных колес менее 25 мм.
Не допускается следование вагона, если имеется выбоина (ползун) на поверхности катания колеса с подшипниками скольжения глубиной более 2 мм, с роликовыми подшипниками глубиной более 1 мм или подрез гребня. Прокат по кругу катания бандажа или колеса допускается у вагонов, курсирующих в поездах со скоростью до 100 км/ч, не более 6 мм, со скоростью свыше 100 км/ч— не более 5 мм.
Высота оси буферов от головки рельса допускается не более 1 115 и не менее 1 000 мм при следовании по дорогам СССР и не более 1 065 и не менее 980 мм при следовании по дорогам колеи 1 435 мм. Расстояние между центрами буферов должно быть не более 1 790 и не менее 1 740 мм. Диаметр буферных тарелок должен быть не менее 370 мм. Допускается наличие обеих выпуклых буферных тарелок, если радиус выпуклости не менее 1 500 мм.
У автосцепного устройства не допускается:
высота продольной оси автосцепки над головками рельсов у вагонов дорог КНР и КНДР менее 830 или более 890 мм, а дорог СССР соответственно 980 или 1 080 мм;
разность по высоте между продольными осями автосцепок у вагонов дорог КНР и КНДР с обоих концов одного вагона более 25 мм, у двух соседних сцепленных вагонов более 60 мм, дорог СССР более 100 мм;
расстояние между большим и малым зубьями автосцепки у вагонов дорог КНР и КНДР в закрытом положении более 130 мм или в полностью открытом положении более 245 мм.
При следовании далее пограничной станции вагоны должны иметь упряжь с винтовой стяжкой, допускающей двойное сцепление.
По договоренности между отдельными железными дорогами стран — участниц СМПС разрешается на группы вагонов, оборудованных автосцепкой, устанавливать винтовое сцепление и буфера на крайних вагонах каждой группы с наружной стороны.
Вагоны должны быть оборудованы автоматическими тормозами, допускающими совместную работу с автотормозами других систем, применяемых на дорогах по пути следования. Концевые краны у всех вагонов, кроме вагонов дорог КНР и КНДР, должны иметь отверстие для выпуска воздуха из тормозных рукавов при перекрытии крана. Толщина тормозных колодок у вагонов, сдаваемых дорогой-собственницей, допускается не менее 20 мм.
Пассажирские вагоны должны быть оборудованы при следовании по дорогам колеи 1 435 мм магистральной паропроводной трубой с концевыми соединительными рукавами.
При следовании по электрифицированным участкам дорог колеи 1 435 мм, на которых применяется центральное электрическое отопление, нагоны должны иметь магистральную электропроводку для подачи энергии в соседние вагоны.
Для электрического отопления применяется постоянный ток напряжением 1500 и 3 000 в и переменный напряжением 1000 и 1 500 в с частотой 50 Гц и 1 000 в с частотой около 16 Гц. Магистральная проводка вагонов советских железных дорог рассчитана на все указанные напряжения.
В данной книге перечислены главным образом те технические требования, которые обусловлены требованиями дорог колеи 1 435 мм. По остальным требованиям на колесные пары, тормоза, упряжь надо руководствоваться инструкциями железных дорог СССР, так как они не противоречат требованиям других дорог.
Вагоны с неисправными электрическим освещением и вентиляцией от дороги-собственницы не принимаются. Запрещается передавать на дороги другой страны вагоны с просроченным периодическим ремонтом или техническим осмотром. Срок периодического ремонта или осмотра устанавливается для вагонов, курсирующих в поездах со скоростью до 120 км/ч— не более 18 месяцев, а для вагонов, курсирующих со скоростью свыше 120 до 160 км/ч,— 12 месяцев.
На тележках, подкатываемых под вагоны при перестановке с одной колен на другую, дорога-собственница должна сделать отметку о периодическом ремонте или техническом·осмотре Подкатка тележек с просроченным ремонтом или осмотром не допускается.
Вагоны должны иметь следующие четкие знаки и надписи: знаки и надписи, определяющие принадлежность вагона дорогам страны-собственницы; номер, род вагона; число мест; тару вагона, а на багажном вагоне и грузоподъемность; дату и место последнего периодического ремонта или осмотра; тип автоматического тормоза.
Допущенные к обращению в международном сообщении вагоны, габариты которых соответствуют габаритам европейских дорог с шириной колеи 1 435 мм, должны иметь знак МС. 

Рис. 22. Трафарет вагона международного сообщения габарита 03-Т (РИЦ)

На вагоны, соответствующие габариту 0-ВМ, ставится знак МС-0, а соответствующие габариту 1-ВМ,— знак МС-1. Указанные знаки наносятся белой краской на середине кузова вагона внизу с обеих сторон.
На вагонах могут быть и другие знаки и надписи, установленные на дороге-собственнице. Кроме того, на всех вагонах габарита 03-Т (РИЦ) ставится трафарет указывающий страны, по которым может следовать вагон ( рис. 22).
Снаружи на кузове вагона должна быть съемная табличка — указатель маршрута следования вагона: например Москва—Париж, Москва—Хельсинки. Внутри вагона в соответствующих местах должны быть надписи, указывающие правила пользования туалетами, кранами экстренного торможения, приборами отопления, а также обозначения купе, места и т. д. Указанные надписи должны быть написаны на языке страны-собственницы данного вагона с переводом на немецкий и русский языки.
Табличка—указатель маршрута должна быть написана русским и латинским шрифтами. При следовании вагонов по дорогам КНР и КНДР надписи и таблички — указатели маршрута — должны быть также переведены на китайский язык.
По совместному решению ОСЖД—МСЖД принята единая система нумерации для вагонов пассажирского парка, курсирующих в международном сообщении, состоящая из 12 цифровых знаков и позволяющая по номеру вагона определить его основную эксплуатационную и техническую характеристику.
Согласно единой системе нумерации первые два знака номера определяют режим обмена вагонами, в том числе порядок взаимных расчетов (нормальный или по особому соглашению), ограничения по следованию во внутреннем сообщении или возможность перестановки.
Третий и четвертый знаки условно обозначают железные дороги (страны), которым принадлежат вагоны.
Последующие семь знаков номера определяют инвентарный номер, в котором закодирована основная техническая характеристика данного вагона. Последний двенадцатый знак номера является контрольным.
Дороги Западной Европы уже перешли на новую нумерацию. Порядок нанесения двенадцатизначных номеров на вагоны для международного сообщения железных дорог СССР также уже разработан.