Содержание материала

Исправное состояние пассажирских вагонов достигается периодическими ремонтами на заводе и в вагонных депо (заводской и деповской), а также текущим содержанием их в эксплуатации.
Заводской и деповской  ремонты вагонов производятся через определенное время по правилам, утвержденным МПС. Межремонтные сроки для пассажирских вагонов основных типов приведены в табл. 4.
При заводском ремонте износившиеся и неисправные детали вагонов заменяются, как правило, новыми. Назначение этого ремонта — приводить вагоны в такое состояние, которое обеспечивало бы исправную работу их до следующего заводского ремонта, за исключением тех деталей, срок службы которых без ремонта короче межремонтного периода (колесные пары, подшипники, автосцепка).
Деповской ремонт выполняется в период между заводскими ремонтами. От качества выполнения периодического ремонта во многом зависит безаварийная работа вагонов в эксплуатации.
Чтобы поддерживать вагоны в исправном состоянии в эксплуатации, на пунктах формирования поездов, в пути следования, а также в пунктах оборота выполняется тщательный технический осмотр их. При неисправности деталей, в том числе роликовых букс, колесных пар, повреждениях системы отопления, водоснабжения, устранить которые в поезде невозможно, вагоны отцепляются для ремонта и направляются в вагонное депо. Этот вид ремонта называется текущим отцепочным.
Текущее содержание пассажирских вагонов — одна из главнейших задач вагонного хозяйства, так как от этого в значительной мере зависит бесперебойное движение поездов по расписанию.
Пассажирские вагоны допускаются к следованию лишь после осмотра и признания их годными для включения в поезда. Выполнение этого требования является гарантией безотцепочного следования вагонов в поездах.
На всех пассажирских вагонах должны быть следующие четкие знаки и надписи:  инициалы дороги приписки и номер вагона, знак МПС, тара вагона, количество мест, тип вагона, пункт приписки, табличка завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дата и место выполнения установленных видов ремонта.
В соответствии с § 146 Правил технической эксплуатации каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар, утвержденной МПС, и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования колесной пары, а также клейма о приемке ее при формировании.
Колесные пары должны в установленном порядке подвергаться осмотру под подвижным составом, обыкновенному и полному освидетельствованиям, а при подкатке под вагоны регистрироваться в соответствующих журналах или паспортах.
Расстояние между внутренними гранями колес должно быть 1 440 мм. Отклонения допускаются в сторону увеличения или уменьшения не более 3 мм. У пассажирских вагонов в поездах, обращающихся со скоростью свыше 120 км/ч, отклонение в сторону уменьшения допускается не более 1 мм.
Запрещается пускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны, у которых в любой части оси колесной пары имеется трещина, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
прокат по кругу катания у пассажирских вагонов в поездах дальнего следования более 7 мм, местного и пригородного сообщения более 8 мм, а у вагонов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью свыше 120 км/ч, более 5 мм. 


Продолжение табл. 4

Прокат измеряется абсолютным шаблоном;
толщина гребня более 33 или менее 25 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня у вагонов, обращающихся в поездах со скоростью до 120 км/ч;
толщина гребня более 33 или менее 28 мм у вагонов, включаемых в поезда, обращающиеся со скоростью свыше 120 км/ч;
вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
ползун (выбоина) на поверхности катания у вагонов с роликовыми подшипниками более 1 мм; с подшипниками скольжения более 2 мм. При обнаружении на промежуточной станции у вагона с роликовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скоростью нс свыше 100 км/ч до ближайшего пункта технического осмотра, где есть средства для смены колесных пар. При включении грузовых вагонов в пассажирские поезда нормы содержания их колесных пар должны удовлетворять нормам, установленным для пассажирских вагонов.
Все пассажирские вагоны должны быть оборудованы автотормозами и автосцепкой.
Запрещается включать в поезда и допускать следование с ними пассажирских вагонов, которые имеют хота бы одну из следующих неисправностей:
у тележек трещины в балках, брусьях и листах рамы, сварных швах рамы, деревянных брусьях (поперечные и продольные трещины), трещины балансиров, деталей рессорного люлечного подвешивания, предохранительных скоб, а также неисправность крепления последних; трещины опорных угольников и планок надбуксовых рессор безбалансирных тележек вагонов с деревянными кузовами, трещины пятников, подпятников и скользунов, а также неисправность их крепления;
суммарный зазор между горизонтальными скользунами с обеих сторон тележки типа ЦМВ и КВЗ-5 более 6 или менее 2 мм;
просроченные сроки периодического ремонта, единой технической ревизии (электрооборудования, автотормозов и букс), если не имеется соответствующей отсрочки (при прицепке грузового вагона к пассажирскому поезду сроки ревизии автотормоза грузового вагона должны соответствовать срокам, установленным для пассажирских вагонов):
трещины в деталях рычажной передачи; отсутствие или неисправность деталей рычажной передачи и предохранительных устройств; неисправное или нетиповое крепление подвески тормозного башмака, предохранительных подвесок и держателей;
изношенные тормозные колодки, если их толщина в средней части у композиционной колодки менее 14 мм и у чугунной менее 12 мм. При отправлении поезда с основного пункта технического осмотра тормозные колодки должны иметь толщину, которая обеспечивает движение вагона до следующего основного ПТО;
излом тормозного башмака или колодки, откол проушины, неправильное крепление колодки в башмаке;
тормозную колодку, сползшую с поверхности катания колеса за его наружную грань;
выход штока поршня тормозного цилиндра у четырехосных вагонов менее 130 или более 160 мм, у шестиосных и с деревянным кузовом — соответственно 145 и 155 и цельнометаллических — 160 и 180 мм;
недостаточная плотность тормозной сети поезда (состава), если падение давления воздуха в ней более 0,2 кг/см за 1 мин;
запас резьбы винта ручного тормоза менее 75 мм, когда колодки прижаты к поверхности колес;
неисправность приборов освещения или отопления, которая угрожает пожаром, или неисправность приборов отопления, препятствующая нормальному обогреву вагона;
неисправность принудительной вентиляции;
неисправный или отсутствующий привод генератора;
трещина, излом или отсутствие деталей крепления генератора ящика и другого оборудования.
Министерством путей сообщения установлен следующий порядок прицепки вагонов к пассажирским и почтово-багажным поездам, сформированным из цельнометаллических вагонов, курсирующих со скоростью от 100 до 120 км/ч включительно.
Допускается прицепка в хвостовую часть пассажирского или почтово-багажного поезда пассажирских вагонов с деревянным кузовом или фермой Полонсо, с хребтовой балкой, оборудованных автосцепкой, на тележках КВЗ-ЦНИИ, КВЗ-5, типа ЦМВ, трехосных северокавказского типа и ЦВТК усиленных с колесными парами на роликовых подшипниках.
Разрешается прицепка в хвостовую или головную часть пассажирского поезда дальнего следования одного грузового вагона, а в хвостовую или головную часть почтово-багажного или пассажирского поездов местного сообщения — не более трех четырехосных грузовых вагонов на тележках ЦНИИ-Х3-О, имеющих буксы на роликовых подшипниках и оборудованных воздухораспределителями усл. № 135 или усл. № 270. Ставить грузовой вагон в головную часть можно только в поезда, следующие без электропневматического торможения.