Содержание материала

Жесткий купированный вагон изготовлен без хребтовой балки. Концевые части рамы вагона, воспринимающие тяговые и ударные усилия и передающие их кузову, усилены. В средней части вагона рама выполнена в виде нижнего пола из гофрированного стального листа толщиной 1,5 мм. поддерживаемого поперечными балками.
У эксплуатируемых цельнометаллических купированных вагонов изменялась конструкция отдельных узлов, повышалось качество отделки, улучшались комфортные условия для пассажиров. Так, изоляция из фольги заменена на мипору; внутренняя облицовка стен, пола, потолка и перегородок выполнена из водоупорной фанеры или столярных плит; поставлен котел с водяной рубашкой, отечественного типа; введена принудительная приточно-вытяжная вентиляция; увеличены размеры котельного отделения; у части вагонов использовано под радиопункт (с 1956 г.) одно двухместное купе вместо четырехместного.
Консольная часть рамы изменена для постановки ударной розетки, отлитой заодно с передними упорными угольниками, и задних упорных угольников. Вагоны оборудованы автоматическим и ручным тормозом с приводом на обе тележки (вместо раздельного) с постановкой регулятора выхода штока поршня тормозного цилиндра.
Оконные рамы опускные с двойными стеклами: наружными небьющимися и внутренними шлифованными. Окна оборудованы светозащитными подъемными шторами. У окон в коридоре установлены откидные столики и сиденья. В служебном отделении имеется холодильный шкаф.
Жесткие купированные вагоны, которые с конца 1948 г. поставлялись вагоностроительными заводами ГДР, а с 1955 г. — заводами ВНР, впоследствии претерпели значительные конструктивные изменения.  В 1958 г. эти вагоны начали оборудовать гидравлическими амортизаторами в центральном рессорном подвешивании. Вес кузова был облегчен, вместе с топливом и водой он составляет 46 т. Вместо ременного привода генератора поставлен редукторно-карданный, смонтированный на торце оси тележки.
Обычно в вагонах имеются десять купе для пассажиров на 38 спальных мест, в вагонах с радиопунктом — девять купе на 36 мест, с буфетом — семь купе на 26 мест. В купе, примыкающем к служебному отделению, два спальных места, в остальных девяти купе — по четыре. Каждое купе отделено от общего продольного коридора задвижной дверью и оборудовано нижними диванами и верхними спальными полками, подоконным столиком и сетками для мелкого багажа. Для багажа пассажиров устроена ниша, расположенная над коридором. В верхней части задвижной двери со стороны купе вставлено зеркало.
В вагонах постройки до 1963 г. в каждом купе имелось шесть пепельниц: четыре внизу и две над верхними полками. В настоящее время устанавливаются две пепельницы на стене у двери купе в большом продольном и малом коридорах Для внутренней облицовки стен и потолка применяется пластикат, который можно мыть теплой и холодной водой. Рамы опускаются и имеют уравновешивающие и запорные устройства, благодаря чему исключается возможность их самопроизвольного опускания. Каждое окно оборудовано шторой из светонепроницаемого материала. Все рамы застеклены небьющимися стеклами толщиной 5 мм. В коридоре у каждого окна установлены поручни и откидные сиденья.
Вагон оборудован кипятильником непрерывного действия, работающим на твердом топливе или электропитании. Туалеты и мойка в служебном отделении снабжаются горячей и холодной водой.
Часть купированных цельнометаллических вагонов поставляется с установкой кондиционирования воздуха.
Техническая характеристика купированных и некупированных цельнометаллических пассажирских вагонов приведена в табл. 1.
Жесткие купированные цельнометаллические вагоны постройки заводов ГДР 1967—1970 гг. по характеристике, конструкции кузова, внутренней планировке и основному оборудованию не отличаются от вагонов прежней постройки.
Эти вагоны по своей прочности, устойчивости ходовых частей и кузова полностью удовлетворяют нормам, предъявляемым к пас сажирским вагонам, рассчитанным на скорость движения до 160 км/ч.
Вагоны оборудованы переходными площадками и буферами облегченной конструкции с расстоянием между центрами буферов 1 782 мм вместо 1 600 мм.
Внутренние поверхности стен и потолка покрыты твердым пластиком, не поддающимся старению и не теряющим своих качеств при обмывке холодной или теплой водой. Пол покрыт мягким пластиком толщиной 2,5 мм. Перегородки, отделяющие туалеты от пассажирского помещения, снабжены противошумной изоляцией. Пол в туалетах выложен из полиэфирной пластмассы, усиленной стекловолокном.
Таблица I

Окна купе, котельного помещения и тамбуров, а также окна коридора через одно имеют глухие рамы. Рамы остальных окон коридора, окон туалетов и служебного отделения опускаются на треть высоты проема (на 300—350 мм). Опускные окна снабжены уравновешивающими и запорными устройствами. У рам окон котельного отделения и туалетов одинарные небьющиеся матовые стекла, а у остальных окон — двойные прозрачные стекла. В коридоре у каждого окна (кроме окна рядом с кипятильникам) установлены поручни и откидные сиденья.
В каждом купе между верхними полками и стеной коридора имеется зазор 150 мм, где установлены две трехрожковые вешалки для одежды пассажиров. Диваны и спальные полки полумягкие, покрыты слоем пенистого полиуретана и воздухонепроницаемым обивочным материалом на основе поливинилхлорида с хлопчатобумажной тканью. Над диванами и полками установлены крючки и вешалки для одежды. Стены, потолок и пол вагона изолируются трудно-воспламеняющимся негигроскопичным пенистым полистиролом. В туалетах установлены зеркала с полочками, держатели для стакана и полотенца, ящики для озонатора, ящики с державкой для рулонной бумаги, щетки для чистки унитаза с чашей, по две одно- рожковых вешалки и пепельницы.
В радиокупе, где оно имеется, устанавливается шкаф для магнитофонных лент, над ним электрощит, контрольный репродуктор и два откидных столика. На крыше такого вагона помещается горизонтальная антенна.
Вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха типа МАБ-Π с индивидуальным электроснабжением и автоматическим управлением, в которую входит система приточно-вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, подогревом его в зимний и переходные периоды года и охлаждением летом.
Электроснабжение осуществляется генератором мощностью 28 кВт, имеющим редукторно-карданный привод от средней части оси колесной пары.