Организация работы по технике безопасности в поезде
Неисправности в подвагонном оборудовании и узлах радиоустановок, расположенных на крыше, механик-бригадир должен устранять только на остановках поезда, а в электрооборудовании, расположенном внутри вагона, он может устранить их и на ходу поезда. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности. Несоблюдение этих правил может привести к несчастному случаю.
При проверке технического состояния или ремонте подвагонного электрооборудования и радиоустановок поезд должен ограждаться сигналами остановки. Механик-бригадир обязан потребовать от проводника данного вагона, чтобы он на период ремонтных работ стоял около вагона днем с развернутым красным флагом, а ночью — с ручным фонарем, направленным красным светом в сторону локомотива.
При движении поезда запрещается спускаться на подножки тамбура для наблюдения за работой привода подвагонного генератора, соединять электрические межвагонные соединения через открывающиеся фартуки переходных суфле.
Запрещается:
во время движения поезда, а также на остановках на электрифицированных участках подниматься на крышу вагона для осмотра и ремонта антенны радиопункта или для других надобностей;
перешивать приводной ремень на рельсах соседнего пути. Делать это нужно в служебном отделении или около вагона, огражденного сигналом остановки;
подходить с горящей папиросой или другим открытым огнем к аккумуляторным ящикам для осмотра и ремонта аккумуляторов, так как при зарядке аккумуляторной батареи образуется гремучий газ, который взрывается при соприкосновении с огнем.
При подзарядке аккумуляторных батарей от стационарного источника тока крышки аккумуляторных ящиков должны быть открыты. При доливе аккумуляторов электролитом, приготовленным из серной аккумуляторной кислоты или едкого кали, необходимо пользоваться резиновыми перчатками и защитными очками.
В случае попадания на незащищенную кожу тела кислоты или щелочи следует немедленно промыть ее струей воды; если после этого будет ощущаться боль, нужно немедленно обратиться к врачу.
Во всех составах, где применяются переносные хвостовые сигнальные фонари, а также в вагонах с радиопунктом запрещается ремонтировать штепсельные розетки на ходу поезда; осматривать и ремонтировать их можно только во время стоянки поезда.
Категорически запрещается применять в электрических цепях самодельные предохранители (так называемые жучки), пользоваться нагревательными приборами, не предусмотренными электрической схемой (электроплитками, электропечами, электрокипятильниками и утюгами), а также изменять схемы электрических цепей и ставить перемычки.
Повторное перегорание предохранителя указывает на наличие в электропроводке короткого замыкания, которое следует немедленно устранить. При устранении неисправностей в цепях силовых или сети освещения, а также в распределительных щитах необходимо выяснить, какое напряжение применяется в данном вагоне. Если в вагоне применяется напряжение 110 в и выше, то электрические цепи или щиты на время их ремонта должны быть обесточены.
Запрещается осматривать и ремонтировать аппаратуру радиопункта под напряжением. Работы, связанные с ремонтом или чисткой, следует производить при выключенной аппаратуре. Радиоустановка обязательно должна быть закреплена на рабочем столе. Запрещается пользоваться радиоприемником при следовании поезда на участке дороги с электротягой на переменном токе, если антенна не оборудована защитным устройством. В этом случае антенну следует заземлить. Категорически запрещается хранить любые посторонние предметы в шкафах, где установлено электрооборудование.
В случае появления дыма или запаха гари распределительные щиты необходимо немедленно обесточить и принять меры к устранению неисправностей.
Проводникам пассажирских вагонов запрещается разъединять или соединять межвагонные штепсельные соединения, открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой, открывать кожуха электропечей, электрокалориферов и электроводонагревателей, поднимать токоприемник на вагоне, подсоединять штепсельную вилку межвагонного соединения к стационарной высоковольтной колонке.
Запрещается при наличии электроотопления с высоким напряжением мыть пол в вагоне. Разрешается лишь протирать пол влажной тряпкой при обесточенных высоковольтных цепях печей отопления.
При необходимости осмотра высоковольтной аппаратуры пассажирских вагонов в пути следования, а также при осмотре и текущем ремонте ходовых частей и подвагонного оборудования высоковольтная магистраль отопления между электровозом и первым вагоном поезда должна быть отсоединена на все время работ. Во время выполнения ремонтных работ запрещается пользоваться неисправным инструментом: молотком, пробойником, плоскогубцами, отверткой, зубилом и др.
Механик-бригадир должен знать и точно выполнять правила по технике безопасности при исполнении служебных обязанностей. Находясь на станционных путях, строго соблюдать меры личной безопасности и быть внимательным и осторожным при переходе через железнодорожные пути. Не разрешается переходить пути между расцепленными вагонами и локомотивами, стоящими друг от друга на расстоянии менее 5 м.
Нельзя наступать на рельсы и становиться между остряком и рамным рельсом, переходить и перебегать пути перед движущимися поездами, локомотивами и вагонами.
Механик-бригадир должен обеспечить контроль за выполнением проводниками вагонов правил памятки по технике безопасности.
Меры противопожарной защиты
Анализ случаев пожаров показывает, что чаще всего причинами их возникновения в вагонах являются неосторожное обращение с огнем при курении, нарушение правил провоза огнеопасных и легковоспламеняющихся грузов пассажирами и обслуживающим персоналом, неисправное состояние приборов отопления вагонов, неправильный уход за отоплением и содержанием котельного помещения, нарушение правил ремонта печных разделок и разделок кипятильников, неисправность электрооборудования и электропроводки вагона и нарушение правил пользования электротоком.
Короткое замыкание может возникнуть вследствие соприкосновения оголенных проводов, из-за порчи изоляции, плохого контакта в зажимах и соединениях, а также из-за перегрузки. При замыкании оголенных проводов сопротивление в цепи уменьшается, а ток достигает большой величины и сжигает предохранитель. Однако, если предохранитель поставлен не типовой, а временный и притом без учета величины тока — так называемый жучок, в этих случаях провода нагреваются до высокой температуры, что привалит к воспламенению их изоляции и близко расположенных горючих предметов. В случае возникновения пожара нужно прежде всего обесточить аппаратуру и вывернуть предохранители на силовом щите. При невозможности обесточивания электро- и радиооборудования тушить огонь обычной водой нельзя. Следует пользоваться только огнетушителями. При малейшем запахе горящей изоляции нужно обесточить аппаратуру, определить причину и устранить повреждение.
Пожары нередко возникают и при исправных приборах отопления вследствие неосторожности проводника: хранение вблизи котлов отопления или печи горючих материалов, оставление дверцы топки в открытом положении, сушка легковоспламеняющихся материалов на топке и т. п.
Категорически запрещается: хранить в котельном помещении посторонние предметы, растапливать котлы бензином, керосином, нефтью и другими легковоспламеняющимися жидкостями, а также выбрасывать горящие угли и золу на ходу поезда; обвертывать электрические лампы бумагой или тканью и допускать соприкосновение их с горючими материалами.
Все пассажирские вагоны снабжаются ручными химическими огнетушителями — густопенными типа ОП-5 и углекислотными.
Пенные огнетушители наиболее широко применяются для первичного пожаротушения. В качестве огнегасящего вещества в них образуется пена, представляющая собой скопление большого количества мелких пузырьков углекислого газа, отделенных друг от друга тонкими пленками жидкости. Пена образуется за счет химической реакции, происходящей при смешивании кислотной и щелочной частей заряда. При этом в корпусе огнетушителя создастся повышенное давление, благодаря чему пена выталкивается наружу.
Огнетушители нельзя вешать вблизи источника тепла. Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с крючка, правой рукой взять за верхнюю ручку, а левой за нижнюю, перевернуть и слегка ударить кнопкой о твердый предмет так, чтобы ударник вошел внутрь корпуса. Сильно бить нельзя, иначе можно повредить огнетушитель.
Во время действия огнетушитель надо держать в перевернутом состоянии перед собой, направляя выходящую из огнетушителя струю на горящий предмет.
Принцип работы огнетушителя такой. При ударе кнопкой ударник входит внутрь огнетушителя и разбивает кислотные колбы. Кислота выливается и, попадая в щелочной раствор, вызывает бурную реакцию с выделением углекислого газа. Во время химической реакции в огнетушителе образуется пена. Углекислый газ поднимается вверх и своим давлением выбрасывает пену через выходное отверстие. Пена покрывает горящую поверхность и изолирует ее от кислорода воздуха.
Использование пенных огнетушителей для тушения установок, находящихся под напряжением электрического тока, а также особо ценных предметов и материалов может привести к значительному ущербу. Поэтому в некоторых случаях целесообразно применять такие огнетушители, огнегасительный состав которых не электропроводен и не портит предметов. В качестве таких огнетушителей все большее распространение получают углекислотные ОУ-5.
При открывании клапана огнетушителя углекислота проходит по сифонной трубке через продольный и боковой каналы, а затем через поворотное устройство и обвод к наконечнику.
При выходе из наконечника жидкая углекислота переходит в газообразное состояние. Вследствие резкого увеличения объема и поглощения большого количества тепла во время превращения жидкости в газ происходит переохлаждение углекислоты с образованием углекислого снега. Таким образом, выходящая из диффузора масса представляет собой смесь твердой и газообразной углекислоты, т. е. снега и газа. Диффузор препятствует проникновению тепла к месту выхода углекислоты из огнетушителя, что создает благоприятные условия для переохлаждения углекислоты и, следовательно, для образования углекислотно-снежной смеси. Время интенсивного выхода углекислоты через диффузор 25—30 сек, длина струи 1,5 м.
При возникновении пожара во время движения поезда необходимо остановить поезд и приступить к тушению пожара имеющимися в вагонах огнетушителями и сухим песком.
Запрещается останавливать поезда на железнодорожных мостах, трубопроводах, виадуках, в туннелях, под мостами, путепроводами и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и организация тушения пожара. При остановке поезда на перегоне необходимо соблюдать меры, предусмотренные правилами техники безопасности.
Тушение водой горящих предметов, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только при снятом напряжении в сети. Тушить горящие предметы, расположенные дальше 7 м от контактной сети, можно без снятия напряжения, но при этом необходимо следить, чтобы струя воды или раствора не касалась контактной сети и других токонесущих деталей.
Ответственным за противопожарную безопасность и пожаротушение в пассажирском поезде является механик-бригадир, а в вагоне — проводник, которые обязаны обеспечивать выполнение противопожарных мер, содержать средства пожаротушения в исправном состоянии и при необходимости уметь быстро привести их в действие.
Контроль за состоянием средств тушения пожара возложен на Управление военизированной охраны.
Оказание первой медицинской помощи
Каждый пассажирский поезд дальнего следования и местного сообщения снабжается аптечками аварийной и текущей потребности, а также двумя санитарными носилками, которые хранятся у механика-бригадира. В аптечке должны быть медикаменты, необходимые для оказания первой помощи, в том числе:
валидол в таблетках, валериановые капли, йодная настойка в ампулах, нашатырный спирт в ампулах, спирт денатурированный, питьевая сода и марганцевокислый калий;
перевязочный материал — бинты марлевые разной ширины, гигроскопическая вата, индивидуальные пакеты, жгуты резиновые и бумага;
инструмент — анатомический пинцет, хирургические ножницы, пипетка и мензурка для лекарств.
Механик-бригадир должен следить за своевременным пополнением аптечки.
При заболевании пассажиров или несчастных случаях в пути следования проводник вагона должен немедленно оказать пострадавшему медицинскую помощь и известить механика-бригадира, который при необходимости по поездной радиотрансляционной линии просит, если имеется врач среди пассажиров, зайти к больному для оказания медицинской помощи, а также сообщает по телеграфу или телефону в ближайший станционный медицинский пункт о необходимости вызова к поезду медицинского персонала для оказания помощи больному пассажиру. При несчастных случаях с пассажирами проводники вагонов до врачебной помощи должны оказать первую помощь. При ранении или порезах надо остановить кровотечение и перевязать рану, используя для этого индивидуальный пакет, бинт, жгут и др. При наложении повязки нельзя касаться руками ни самой раны, ни той части перевязочного материала, которая приляжет к ней, а кожу вокруг раны следует смазать йодом.
При незначительных наружных ушибах следует наложить повязку, смоченную холодной водой или переложенную льдом. При более тяжелых наружных и внутренних ушибах необходимо на первой остановке поезда вызвать к пострадавшему врача или немедленно эвакуировать его на носилках в медпункт станции.
При ожоге нужно наложить на несколько минут повязку, смоченную спиртом, а затем сделать примочку из раствора марганцевокислого калия и забинтовать. Примочку можно также сделать из крепкого чая или раствора питьевой соды. При ожоге с наличием пузырей спиртовую повязку класть нельзя, а надо ограничиться примочкой из раствора марганцевокислого калия. При потере сознания вследствие сильного обмораживания или поражения электрическим током пострадавшего можно привести в чувство, дела ему искусственное дыхание.
Все лица, находившиеся без противогаза в вагоне во время пожара с горением предметов из поролона и дышавшие продуктами сгорания поролона или хлорвинила, независимо от наличия или отсутствия жалоб на плохое самочувствие должны быть направлены в лечебное учреждение и сданы под наблюдение медицинского персонала.