Глава IX
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ И В ПОЕЗДАХ
1. Выдача проездных документов
Билеты выдаются в кассах: предварительной продажи — заблаговременно в пределах 45 суток до отправления поезда; станций формирования и оборота пассажирских поездов и беспересадочных вагонов (суточные кассы)—за 24 ч до отправления поезда; промежуточных станций — с момента получения телеграммы о наличии свободных мест в составе, но не позднее чем за час до прибытия поезда.
Документом на право проезда по железным дорогам является пассажирский билет установленной МПС формы. Билет выдается за наличный расчет, а в установленных случаях — по предъявлении документов, дающих право на получение билетов в кредит или по безналичному расчету.
Преимущественное право на получение в суточных билетных кассах билетов на свободные места в поезде предоставляется: пассажирам с детьми в возрасте до десяти лет;
депутатам Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик;
Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденами Славы трех степеней;
инвалидам отечественной войны;
прокурорам, следователям, врачам, работникам ветсаннадзора, пожарной и лесной охраны, МВД, КГБ и милиции при неотложных поездках по делам службы в пределах обслуживаемых ими районов или до станции, указанной в командировочном удостоверении (при необходимости перечисленным лицам выдаются билеты сверх наличия мест);
лицам, следующим по телеграфному заверенному вызову.
На железнодорожных узлах преимущественное право на получение мест в поезде предоставляется транзитным пассажирам.
С пассажиром может ехать бесплатно один ребенок в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места. Для занятия отдельного места для ребенка не старше пяти лет приобретается соответствующий детский билет. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет, а также на каждого ребенка от пяти до десяти лет приобретаются детские билеты. Для детей старше десяти лет должны приобретаться билеты, как для взрослых.
Дети в возрасте до десяти лет без сопровождения взрослых к проезду в пассажирских поездах не допускаются, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы. В общем вагоне с местами для сидения каждому ребенку, имеющему детский билет, должно быть предоставлено место наравне со взрослыми пассажирами.
Проездные документы пассажирам на проезд в поездах дальнего следования оформляются так. Для пассажиров, едущих в поезде (или беспересадочном вагоне) без пересадки в пути следования, выдается на весь путь только билет, соответствующий роду вагона и категории поезда. Если пассажир желает ехать в вагоне или поезде выше- оплачиваемой категории, к билету в жесткий общий вагон выдается квитанция доплат за проезд в соответствующем вагоне или поезде, но не далее конечного пункта следования данного поезда или пункта пересадки.
Транзитные пассажиры в пунктах переулки должны доплатить соответствующую сумму к своему билету, если они желают продолжать путь в вышеоплачиваемом вагоне или поезде до конечного пункта его следования или до станции следующей пересадки.
При проезде пассажира с ребенком в возрасте от пяти до десяти лет приобретать билет со спальным местом или доплачивать за спальное место не обязательно, если ребенок не занимает отдельного спального места. На двоих-троих детей, следующих со взрослыми по детским билетам, должно быть оплачено одно общее для них спальное место, а на четверых-пятерых детей при взрослом должны быть оплачены два спальных места. Если пассажир желает, то может доплатить за проезд в плацкартном вагоне каждого ребенка до десяти лет.
Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются и уплаченные за них деньги не возвращаются.
Проездные документы действительны только для лица, начавшего по ним путь следования. Переданные в пути следования другим лицам проездные документы считаются недействительными. Перепродажа проездных билетов запрещается.
2. Проездные документы
Формы проездных документов на дорогах устанавливаются МПС. Кроме платных билетов, приобретаемых пассажирами за наличный расчет, имеются билеты бесплатные — служебные и билеты, выдаваемые на особых условиях, согласно Тарифному руководству № 5.
Каждый проездной билет должен содержать следующие сведения: серию и номер (для контроля и учета), название станций и дорог отправления и назначения, путь следования в случаях, когда маршрут проходит через один или несколько узловых пунктов, от которых до станции назначения можно проехать в разных направлениях; срок годности, стоимость билета, а также тип вагона (жесткий или мягкий), порядковый номер вагона и номер места в вагоне.
На железнодорожном транспорте применяются картонные, бланковые и катушечные билеты.
Картонные билеты (рис. 143) применяют в дальнем, местном и особенно пригородном сообщении. Наличие таких билетов облегчает труд кассира и ускоряет выдачу их пассажиру.
Картонные билеты, применяемые в дальнем и местном сообщении, бывают полные и детские. Они имеют следующие отличительные признаки.
Билет для проезда в жестком общем вагоне пассажирского поезда имеет сетку малинового цвета на обеих сторонах, а скорого поезда —такую же сетку на обеих сторонах и на лицевой стороне посередине вертикальную узкую полосу зеленого цвета.
Билет для проезда в жестком плацкартном вагоне пассажирского поезда имеет сетку малинового цвета на обеих сторонах. Билет скорого поезда (рис. 144) имеет такую же сетку, что и для пассажирского поезда. Кроме того, на лицевой стороне нанесена одна узкая вертикальная полоса малинового цвета и в левой части по вертикали буква П.
На билете для проезда в жестком купированном вагоне пассажирского поезда имеется сетка коричневого цвета на обеих сторонах и на лицевой стороне в средней части по вертикали буква К такого же цвета, скорого поезда — то же, что и для пассажирского, и, кроме того, одна узкая вертикальная полоса коричневого цвета.
Рис. 143 Образец картонного билета.
Рис. 144. Образец картонного билета для проезда в плацкартном вагоне скорого поезда
Рис. 145. Образец картонного билета для проезда в четырехместном купе мягкого вагона (лицевая и оборотная сторона)
Билет для проезда в четырех местном купе мягкого вагона пассажирского поезда имеет сетку зеленого цвета на обеих сторонах билета, скорого поезда — то же и, кроме того, одну узкую вертикальную полосу зеленого цвета (рис. 145).
На билете для проезда в двухместном купе мягкого вагона (типа СВ) скорого поезда имеется сетка зеленого цвета на обеих сторонах и одна узкая полоса красного цвета по вертикали.
Билеты для проезда детей в местном и дальнем сообщении имеют в основном те же отличительные признаки, только с дополнительной надписью «Детский» и сетку другого цвета.
Пригородные билеты имеют:
зонный для проезда взрослого пассажира — сетку зеленого цвета; на оборотной стороне в верхней части — сетку зеленого, а в нижней —желтого цвета; на лицевой стороне — название станции отправления, номер пригородной зоны и стоимость билета; для проезда туда и обратно — сетку малинового цвета, номер пригородной зоны и надпись с левой стороны по вертикали «Туда» и с правой стороны «Обратно», стоимость билета в оба конца; на оборотной стороне с левой стороны по вертикали — сетку малинового цвета, а на правой стороне — срок годности билета;
зонный для проезда детей отличается от билета для взрослых только дополнительной надписью — «Детский»;
полный и детский покилометрового тарифа в один конец, а также туда и обратно отличаются от зонных тем, что на лицевой и оборотной сторонах помещена надпись «Покилометровый тариф»;
полный и детский общего тарифа без страхового сбора в один конец, а также туда и обратно отличаются от зонных тем, что на оборотной стороне этих билетов помещена надпись «Общий тариф без страхового сбора».
Бланковые билеты (рис. 146) печатаются на цветной узорной бумаге с водяными знаками и состоят из трех частей;
на правой стороне билета указаны серия, номер и род билета и вагона, а также станция отправления и назначения, путь следования (все это, кроме номера, вносится кассиром от руки или обозначается штемпелем);
левая сторона является корешком билета (контрольная часть билета) и содержит те же сведения, что и правая;
средняя часть разделена на графы, каждая из которых соответствует отдельному тарифному поясу и содержит номер пояса и стоимость проезда. Сроки годности билета в сутках по поясам показаны на оборотной стороне билета в отдельной табличке. Бланковые билеты бывают полные и детские, отличительные признаки которых приведены в табл. 16.
Каникулярный льготный билет для проезда студентов и школьников старше десяти лет со скидкой 50% в общем вагоне пассажирского поезда имеет сетку желтого цвета и в верхней левой части надпись ОН.
Каникулярный льготный групповой билет для проезда студентов и школьников старше десяти лет со скидкой 50% имеет сетку желтого цвета.
Таблица 16
Рис. 146. Образец бланкового билета для проезда в жестком общем вагоне
Льготные билеты для учащихся со скидкой продают независимо от времени каникул в период с 1 октября по 15 мая включительно: студентам высших и средних специальных учебных заведений (вузов, техникумов и училищ); учащимся школ тренеров; курсантам военных и военно-морских училищ, слушателям и курсантам дневных высших военных и военно-морских учебных заведений; военных факультетов гражданских высших учебных заведений, не имеющим офицерских званий; курсантам и слушателям школ и училищ Министерства охраны общественного порядка, приобретающим билеты за наличный расчет; воспитанникам суворовских и нахимовских училищ, а также школ военных музыкантов; школьникам старше 10 лет, обучающимся в дневных школах; учащимся школ-интернатов и училищ профессионально-технического образования, в том числе системы социального обеспечения; учащимся государственных и кооперативных школ мастеров (курсов, училищ) различных отраслей народного хозяйства, обучающимся с отрывом от производства; работающим подросткам в возрасте до 18 лет при поездках по специальным путевкам в санатории и обратно к месту жительства.
Форма льготного билета с 50%-ной скидкой для проезда в жестком вагоне с местами для сидения имеет розовый цвет, со спальными местами — сиреневый, с купированными — коричневый, для проезда в мягком вагоне — зеленый. Льготный групповой билет дальнего сообщения оранжевого цвета.
Детские бланковые билеты (рис. 147) имеют отличительные признаки, указанные в табл. 17.
Квитанции доплат к полным и детским билетам бывают бланковые и картонные.
Квитанция за скорость в жестком вагоне скорого поезда к разовому билету формы № 6 имеет сетку светло-розового цвета. Квитанция общей формы ГУ № 57-А имеет сетку фиолетового цвета.
Рис. 147. Образец детского бланкового билета
Вид поезда | Тип вагона | Цвет сетки билете | Надпись на билете |
Пассажирский | Жесткий общий | Оранжевый | ОП |
Скорый | » » | » | ОС |
Пассажирский | Мягкий без права занятия отдельного места | Голубой | МП |
Скорый | Мягкий без права занятия отдельного места | » | мс |
Билеты для проезда военнослужащих. При больших перевозках военнослужащих и членов их семей, которые имеют документы на право проезда в общем и плацкартном жестких вагонах, в пассажирских поездах выделяются отдельные вагоны в основном для перевозки таких пассажиров.
В обмен на требование (или на талон для получения плацкарты при проезде в беспересадочном сообщении) в билетных кассах выдают бесплатно воинский комбинированный билет (рис. 148) с сеткой голубого цвета и плацкарт-скорость с сеткой фиолетового цвета особой формы.
Воинский билет состоит из собственно билета (правая сторона), корешка (левая сторона белого цвета) и средней части, разделенной на семь граф. При выдаче этого билета кассир заполняет от руки левую и правую стороны, указывая номер вагона, количество и номера мест, род поезда (пассажирский, скорый), станцию и дорогу отправления и назначения, наименование передаточных пунктов, количество едущих (взрослых, детей), номер предъявленного требования и делает пометку о взыскании страхового сбора. Такой комбинированный билет, соответствующим образом разрезанный, можно выдать на проезд в любом вагоне поезда. Воинский билет разрезают снизу вверх, вдоль контрольного столбика цифр, указывающих количество едущих.
По одному воинскому билету можно оформить проезд не более десяти человек.
Воинская комбинированная плацкарта-скорость похожа на воинский билет. Заполняют ее так же, как и билет, указывая номер воинского билета, к которому она выдана.
При проезде в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении через порты Каспийского моря (Баку и Красноводск) пассажирам по требованию формы № 1 выдают воинские билеты с указанием в них маршрута следования: «через Каспийское море».
Рис. 148. Образец воинского бланкового билета
При проезде с военнослужащим детей количество их до десятилетнего возраста проставляется в графе «Детей», а старше десятилетнего возраста — в графе «Взрослых». Контрольный талон о количестве проезжающих отрезается кассиром при выдаче билета с учетом взрослых и детей, а именно: если едет двое взрослых и двое детей, тогда контрольный талон отрезается на четыре человека.
Бесплатные железнодорожные билеты. Рабочие, служащие и инженерно-технические работники железнодорожного транспорта, связанные с ремонтом, содержанием подвижного состава и обслуживанием пассажиров, пользуются правом бесплатного проезда по дорогам Советского Союза по личным и служебным надобностям. Все остальные работники железнодорожного транспорта пользуются правом бесплатного проезда только по служебным надобностям.
Проездом в отпуск и по личным надобностям по бесплатным билетам в счет нормы работника, имеющего право на бесплатный билет, пользуются также неработающие и нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на его иждивении.
Наравне с работниками МПС работники Министерства транспортного строительства СССР, занятые на железнодорожном строительстве, также пользуются правом бесплатного проезда по дорогам СССР.
Бесплатный проезд осуществляется по билетам особой формы, а также по маршрутам, которые выдаются локомотивным и кондукторским бригадам/проводникам вагонов и другим работникам железнодорожного транспорта, обслуживающим поезда и служебно-технические вагоны, принадлежащие дорогам, отделениям дорог и различным службам дорог и управлениям МПС.
При проезде по бесплатным железнодорожным билетам необходимо иметь при себе служебное удостоверение с фотокарточкой, а для членов семьи — паспорт с фотокарточкой или целевую справку. Отличительные признаки бесплатных билетов приведены в табл. 18.
Помимо указанных в таблице, имеются еще такие служебные проездные документы.
Абонементные билеты широко применяются для проезда в пригородном и местном сообщении. Такие билеты продаются со сроком действия на один, два, три, четыре, шесть месяцев и на год. Все абонементные билеты дают право проезда между указанными в них станциями пригородных поездах, а в пассажирских поездах местного сообщения — в соответствии с распоряжением управления дороги.
Печатаются абонементные билеты на тонком картоне в виде книжки. На первой странице указывается наименование дороги, ставится надпись «Месячный билет» или «Годовой билет» и номер билета. На второй странице прикрепляется фотокарточка владельца билета и вписывается его фамилия, имя и отчество. На третьей странице проставляются наименование станций и зоны, между которыми разрешается проезд, а также срок годности и стоимость билета; На четвертой странице помещается извлечение из правил проезда.
Продолжение табл. 18
Разовый консультационный билет дает право на проезд в жестких пассажирских вагонах всех поездов. На лицевой стороне билета с диагональное полосой написаны слова «СССР, Министерство путей сообщения, туда и обратно», указаны станции отправления и назначения, номер лечебной карточки, название формы, подпись начальника станции. В остальном по внешнему виду этот билет такой же, как билет формы 1-А. Только вместо права владельца на проезд вписывается подтверждение, что указанное в билете лицо в поездке нуждалось. На оборотной стороне должна быть подпись владельца билета. Там же приведены выдержки из правил проезда, название формы и выделено место отметок, на котором при необходимости делается пометка об отсрочке обратной поездки.
Имеются также билеты для бесплатного проезда следующих форм:
3-К — служебный билет; дает право бесплатного проезда в пределах одной железной дороги или ее участков в жестких купированных вагонах всех поездов;
6-Г — разовый билет; дает право бесплатного проезда в жестких вагонах всех поездов, предназначенных для перевозки пассажиров;
6-В — разовый билет; дает право бесплатного проезда в жестких и мягких вагонах всех поездов.
Проезд по бесплатным билетам допускается только лицам, указанным в них. Передача билета другим лицам запрещается.
При выдаче группового разового билета в нем указывается старший группы и, кроме того, выдается именной список лиц, совершающих проезд по данному билету. Билет должен быть заверен подписью начальника хозединицы и работником билетного бюро с постановкой печати. При контроле старший должен предъявить свое удостоверение личности и поименный список едущих по билету лиц. При контроле не предъявляют документы, удостоверяющие личность: дети, не достигшие 10-летнего возраста, едущие с родителями; дети до 16 лет, если они вписаны в паспорт родителей; пассажиры, пострадавшие во время аварии на железной дороге и совершающие проезд по консультационным или разовым билетам, на которых имеется надпись «Выдан пострадавшему от несчастного случая на железной дороге».
Проезд по консультационным билетам разрешается при наличии компостера на соответствующем талоне билета или отметки дежурного по станции. При отсутствии на билете отметки о посещении лечебного учреждения, куда направлялся пассажир, талон «Обратно» считается для проезда недействительным.
Для проезда по провизионному билету необходимо в кассе станции поставить компостер на очередной талон.
Если в вагоне имеются свободные места, допускается проезд по годовым временным служебным и разовым билетам, которые по какой-либо причине не были закомпостированы на данный поезд, с обязательным оформлением проездных документов на первой станции, где продолжительность стоянки поезда позволяет оформить документы в кассе вокзала.
Поездка по бесплатным разовым билетам может быть начата с любой станции, находящейся по пути следования пассажира, и совершаться в том направлении, которое указано в билете. В том случае когда пассажир начнет свою поездку в направлении «Обратно», неиспользованный талон «Туда» непригоден для проезда. Если пассажир на одной из станций по пути следования сделал остановку, доплата за купейность, мягкость и скорость сохраняет силу для дальнейшего следования по этому билету в том же направлении, но при возобновлении поездки разовый билет должен быть вновь закомпостирован в кассе. Срок годности всех бесплатных билетов истекает в 24 ч того дня, до которого они действительны, если они не имеют особой отметки об их отсрочке.
Использованные разовые билеты отбираются на конечных станциях или перед ними в поезде и погашаются путем их разрыва. Использованные провизионные билеты отбираются по окончании последней поездки, указанной в билете.
Катушечные билеты применяются для проезда пассажиров на короткие расстояния, продаются по пути следования пригородных поездов проводниками вагонов тем пассажирам, которые садятся на остановочных пунктах, не имеющих билетных касс.
Платные годовые и полугодовые билеты особой формы выдаются по требованию государственных, партийных и профсоюзных организаций на проезд в пределах одной дороги административно-хозяйственным отделом управления этой дороги, на проезд по всей сети железных дорог — Административно-хозяйственным управлением МПС.
Билеты особой формы выдаются только на текущий год — годовые — с 1 января по 31 декабря, а полугодовые — с 1 января по
30 июня со штампом «Первое полугодие». В случае если билеты выдаются на срок с 1 июля по 31 декабря, ставится штамп «Второе полугодие». Существуют четыре формы таких билетов. Они печатаются на узорной белой бумаге с цветной сеткой на лицевой стороне и текстом «СССР МПС, Платный». Внизу указан год.
В зависимости от формы билет особой формы дает право проезда без доплат в следующих поездах и вагонах:
годовой билет формы ПЛ-1 — по всей сети дорог СССР в жестких и мягких вагонах всех пассажирских поездов;
годовой билет формы ПЛ-2 — по всей сети дорог в жестких общих вагонах пассажирских поездов;
годовой билет формы ПЛ-3 — в пределах одной дороги в жестких и мягких вагонах всех пассажирских поездов;
годовой билет формы ПЛ-4 — по одной дороге в жестких общих вагонах пассажирских поездов.
Плацкартой называется проездной документ, который дает право пассажиру на занятие места для лежания в пассажирском вагоне. Плацкарты, как и билеты, бывают картонные и бланковые. Плацкарты выдаются для занятия места в жестком плацкартном, купированном и мягком вагонах, к воинским билетам, к билетам для проезда в вагоне международного сообщения (СМПС).
На плацкарте напечатаны: на лицевой стороне — номер, станция отправления, станция назначения и цена плацкарты; на оборотной стороне — постоянный текст, вагон № место № поезд № к билету №
При выдаче проездных документов на станциях формирования, оборота и станциях, имеющих бронь, пассажиру выдается посадочный талон на занятие своего места в вагоне (кроме общих вагонов). В талоне указывается станция и дорога отправления, номер поезда, число, месяц и год, часы отправления поезда, номер вагона и места.
На вокзалах с централизованной продажей билетов такие талоны пассажирам не выдаются, а от руки на билете пишутся номера поезда, вагона и места.
Маршрут установленной МПС формы также дает право бесплатного проезда в пассажирских поездах лицам, связанным с поездной работой и обслуживанием пассажирских поездов.
Маршруты выдаются соответствующими хозяйственными единицами за подписью уполномоченных на это административных лиц с приложением их должностного штемпеля. Маршруты выдаются: лицам, обслуживающим поезда, едущим резервом для принятия вагонов, поезда или локомотива, а также возвращающимся к месту жительства после сдачи вагонов, поезда или локомотива; багажным раздатчикам; раздатчикам почтовой корреспонденции и другим работникам, обслуживающим специальные вагоны или поезда или сопровождающим их.
Бланки маршрутов бывают следующих форм: ФТУ № 32— маршрут проводников вагонов и багажных раздатчиков; ТУ № 3 — маршрут машинистов; ФТУ № 33 — групповой маршрут для проводников и багажных раздатчиков; № 19 маршрут караула военизированной охраны; форма ФТУ № 29 —маршрут для возвращения рабочих к месту жительства после сопровождения дрезины или хозяйственного поезда; серия ФД—маршрут общественного ревизора. Если поезд сопровождают медицинские работники, они вписываются в маршрут проводников вагонов.
Перед отправлением резервом маршрут должен быть предъявлен дежурному по станции отправления, который проставляет дату, номер поезда, штемпель станции и заверяет это своей подписью, после чего маршрут дает право на проезд в поезде. При посадке в поезд маршрут предъявляется механику-бригадиру поезда, который указывает вагон и места для проезда.
Проезд депутатов Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик осуществляется бесплатно по железным дорогам и водным путям по специальным проездным удостоверениям, выдаваемым президиумами соответствующих верховных советов. Депутаты имеют право бесплатного проезда в любом вагоне всех поездов и провоза 36 кг ручной клади и 35 кг багажа. По своим удостоверениям (рис. 149) депутаты Верховного Совета СССР имеют право проезда по всем дорогам в пределах Советского Союза; депутаты Верховных Советов союзных республик — по дорогам, расположенным в пределах республики, и депутаты Верховных Советов автономных республик — соответственно в пределах территории автономной республики.
Рис. 149 Обратная сторона проездного удостоверения депутата Верховного Совета СССР
Депутаты пользуются постельными принадлежностями на общих основаниях с оплатой по установленной стоимости.
Если поездка депутата совершается между станциями, расположенными на территории одной и той же республики, но промежуточные станции находятся на территории другой республики, то проезд по этому участку совершается бесплатно. В случае когда депутат Верховного Совета союзной или автономной республики совершает поездку за пределы территории своей республики, проезд за это расстояние оплачивается депутатом на общих основаниях в размере полной стоимости в зависимости от категории вагона.
Проезд депутатов Верховных Советов, не имеющих еще проездных удостоверений, на первую сессию оформляется также безденежно по удостоверению об избрании депутатов. На основании этого удостоверения билетная касса выдает проездные документы на право проезда во всех поездах и вагонах, в том числе и СВ. Проводники вагонов СВ оформляют проезд вновь избранных депутатов по удостоверению также безденежно.
Билеты для членов семьи депутата Верховного Совета, едущих совместно с ним, приобретаются за наличной расчет.
Талонные билеты для проезда работников Министерства связи, занятых на постройке, ремонте и обслуживании магистральных линий телеграфной сети, выдаются управлениями дорог по заявкам местных организаций Министерства связи и действительны для проезда в пределах обслуживаемого участка в течение календарного года выдачи их.
Билет состоит из собственно билета на левой стороне бланка и разовых талонов на правой стороне. Билет имеет номер и число прилагаемых к нему разовых талонов. Названия дороги и станций, между которыми совершается проезд, стоимость и сроки годности талонов заполняются чернилами. Срок годности устанавливается в зависимости от расстояния проезда; при проезде до 100 км двое суток, до 200 км — четверо, до 300 км — пять и до 600 км — шесть суток. В пределах этих сроков допускаются остановки в пути следования.
Билет дает право проезда во всех пассажирских и грузовых поездах при наличии на талоне компостера или проставленного номера поезда, даты, штемпеля станции и подписи ДСП. Проезд в вагонах с местами для лежания по талонному билету допускается без права занятия места.
Для наблюдения за состоянием телеграфных и телефонных линий по пути следования разрешается пассажиру, едущему по талонному билету, проезд в один конец в тамбуре хвостового вагона пассажирского поезда, а также бесплатный провоз при себе инструмента и материала для работы весом не более 50 кг.
Проезд фельдъегерей Министерства связи СССР осуществляется по безымянным служебным билетам с правом бесплатной перевозки при себе 150 кг клади в упаковке, исключающей порчу внутреннего оборудования вагонов.
Проезд больных. Инфекционные (заразные) больные по дорогам перевозятся, как правило, в специальных санитарных вагонах в сопровождении медицинского персонала. Для некоторых категорий больных, срочная доставка которых в больницы совершенно необходима, установлен порядок перевозки в пассажирских поездах. К числу таких больных относятся укушенные бешеными животными и душевнобольные, которые должны перевозиться в отдельных изолированных купе обязательно с сопровождающими лицами и с оплатой стоимости всех изолированных мест независимо от числа едущих. Перевозка больных допускается в пассажирских поездах всех категорий. В зависимости от рода болезни и состояния больного перевозка может осуществляться по заключению врачей без изоляции от пассажиров или изолированно, как указано выше.
Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта. Устав железных дорог СССР предусматривает осуществление железнодорожным транспортом перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта — морским, речным, автомобильным и воздушным путем организации системы прямых смешанных сообщений.
Проезд пассажиров в прямом смешанном сообщении осуществляется на основе соглашений, заключенных между МПС и министерствами морского флота СССР, речного флота РСФСР и автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Перевозка пассажиров в железнодорожно-морском сообщении производится: от Москвы, Киева и Ленинграда поездом до Одессы и далее — теплоходами до Сочи, Ялты и Батуми; от Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска — поездами до станций Владивосток и Ванино и далее морем до портов Корсаков, Ногаево, Петропавловск-Камчатский и Холмск. Подобные сообщения имеются на Среднеазиатской, Закавказской и Северо-Кавказской железных дорогах и далее через Каспийское море.
В железнодорожно-речном сообщении пассажиры следуют от Москвы до речных портов Бодайбо, Якутск через станцию Лена и до порта Дудинка через станцию Красноярск; в железнодорожноавтомобильном сообщении —от Москвы до города Элиста Калмыцкой АССР через станцию Невинномысская, до города Геленджик через станцию Новороссийск и др. Перечень направлений смешанного сообщения ежегодно расширяется.
Пассажирам, едущим в смешанном сообщении, выдается единый билет (рис. 150 и 151). В стоимость билета, которую взимают полностью в пункте отправления, входит плата за проезд от пункта отправления до пункта назначения на обоих видах транспорта.
Билет действителен только на то число, тот номер поезда и то судно (рейс автобуса), которые указаны в компостере или на билете.
Рис 150. Единый полный билет прямей» железнодорожно-морского сосбщения
Рис. 151. Единый детский комбинированный билет прямого железнодорожно-автомобильного сообщения
При выдаче билета проставляют два компостера: на одном указывается день отправления с начального пункта, на другом — с пункта пересадки. Кроме того, указывается номер вагона, каюты и места (в том числе и в автобусе), а при необходимости — и наименование судна. Или выдаются два посадочных талона один на поезд, а другой на судно (автобус). Перевозку пассажиров производят по правилам и условиям, действующим на каждом виде транспорта.
При перевозке пассажиров в смешанном сообщении через Каспийское море выдается один билет в общий вагон пассажирского поезда. В графе «Через» указывается маршрут «Каспийское море». Такой билет дает также право проезда в пассажирском салоне парома между портами Баку и Красноводск.
Для проезда по железным дорогам СССР используются бланковые билеты с фоновой сеткой различного цвета в зависимости от типа вагона и рода поезда, в котором может ехать пассажир по данному билету.