Содержание материала

Общие сведения о пассажирских вагонах

На железных дорогах Советского Союза парк пассажирских вагонов подразделяется на вагоны для перевозки пассажиров, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и вагоны специального назначения. К последним относятся служебные вагоны, динамометрические, врачебно-санитарные, путеизмерительные, вагоны-клубы, - лаборатории, - лектории и др.
Абсолютное большинство парка составляют вагоны для перевозки пассажиров внутри страны, а также в прямом международном сообщении. В настоящее время беспересадочное сообщение осуществляется с 23 странами, в том числе с Францией (Москва— Париж), Голландией (Москва—Хук-ван-Холланд), Бельгией (Москва—Остенде), Италией (Москва—Рим), Австрией (Москва—Вена), Финляндией (Москва—Хельсинки), Германской Демократической Республикой — ГДР (Москва—Берлин). Социалистической Федеративной Республикой Югославией — СФРЮ (Москва—Белград), Чехословацкой Социалистической Республикой—ЧССР (Москва—Прага), Польской Народной Республикой— ПНР (Москва— Варшава), Народной Республикой Болгарией — НРБ (Москва — София), Социалистической Республикой Румынией —СРР (Москва— Бухарест), Венгерской Народной Республикой — ВНР (Москва—Будапешт), Данией (Москва—Копенгаген), Китайской народной Республикой — КНР (Москва — Пекин), Корейской Народно- Демократической Республикой — КНДР (Москва — Пхеньян), Монгольской Народной Республикой — МНР (Москва—Улан-Батор), Норвегией (Москва—Осло), Швецией (Москва—Стокгольм), Англией (Москва—Лондон), Турцией (Москва — Стамбул),   ФРГ (Москва—Кёльн). Кроме того, осуществляется прямое сообщение между отдельными городами: Москва — Загреб, Москва — Варна, Москва — Карловы Вары, Тольятти—Турин, Киев — Варшава, Киев — Берлин, Иркутск — Улан-Батор, Брест—Эрфурт— Магдебург, Брест—Лигница—Свиноусци, Ленинград—Кузница, Ленинград—Хельсинки, Ленинград—Будапешт и др.
В зависимости от дальности перевозок вагоны делятся на три основные группы: вагоны поездов дальнего следования — свыше 700 км, местного сообщения — до 700 км и пригородного сообщения — до 150 км. Внутреннее устройство и оборудование вагонов этих групп различные.

В вагонах поездов дальнего следования и местного сообщения диваны и верхние откидные полки для лежания пассажиров делаются длинными, обеспечивающими свободное размещение на них взрослого человека. Под нижними диванами устроены рундуки для хранения постельных принадлежностей. Диваны и откидные полки в одних вагонах жесткие, в других мягкие. В зависимости от этого вагоны разделяются на мягкие и жесткие.
Все мягкие вагоны имеют отдельные закрытые купе на четыре, три или два пассажира. Жесткие вагоны строятся по двум планировкам кузова: с закрытыми купе — купированные и с открытыми отделениями с поперечными и продольными диванами—некупированные. К купированным вагонам относятся и мягко-жесткие типа МИКСТ, одна половина купе которых имеет мягкие спальные места, а другая половина — жесткие или полумягкие.
В вагонах межобластного сообщения установлены мягкие кресла для сидения с откидными спинками. В вагонах пригородного сообщения помещение для пассажиров не имеет перегородок, диваны преимущественно жесткие короткие, рассчитанные только для сидения, так как пассажиры едут на короткое расстояние.
Внутренняя планировка и оборудование других типов вагонов определяются их назначением. Например, в служебных вагонах имеется зал для совещаний, кабинет для занятий, купе с местами для отдыха; в вагонах-лабораториях, динамометрических — помещения для аппаратуры, рабочий кабинет, купе с местами для отдыха; в инструкционных вагонах — лекционный зал с экспонатами, расположенными на специальных стеллажах, купе для отдыха. У багажных, почтовых, вагонов-ресторанов планировка также соответствует их назначению.
Пассажирские вагоны различаются по длине, количеству колесных пар, типу рамы и тележки, конструкции кузова и внутреннему оборудованию. Однако все они имеют общие основные части — колесные пары, тележки, буксы с подшипниками, рессоры, ударносцепные приборы, тормозное оборудование, генераторы и др. Длина пассажирских цельнометаллических вагонов всех типов составляет 23,6 м, вагонов с деревянными кузовами — 20,2 м. Некоторые вагоны специального назначения имеют шесть осей (две трехосные тележки).
По конструкции кузова вагоны делятся на две группы. Все пассажирские вагоны постройки 1946—1970 гг. обладают металлическим кузовом и поэтому называются цельнометаллическими. У вагонов прежней постройки каркас кузова деревянный. В связи с пополнением пассажирского парка цельнометаллическими вагонами и моторвагонными секциями четырехосные вагоны с деревянными кузовами изъяты из поездов местного, а в дальнейшем будут изъяты и из поездов пригородного сообщения.
Цельнометаллические пассажирские вагоны строятся с хребтовыми балками и без них, однако все вагоны приспособлены для постановки поглощающего аппарата и автосцепки. У вагонов с деревянными кузовами и автосцепкой рамы выполнены с хребтовой балкой. Рамы таких вагонов без хребтовой балки приспособлены для оборудования винтовой упряжью.
Вагоны пассажирского парка характеризуются длиной, назначением, тарой, нагрузкой на ось, внутренним оборудованием, нагрузкой на 1 пог м пути, базой и габаритом. Тарой называется общий вес порожнего вагона с тележками и колесными парами; она проставляется на продольных балках рамы или кузова (например, тара 48,6 т) и определяется взвешиванием вагона на специальных весах при постройке, а также после модернизации, вызвавшей изменение веса вагона.
Показателем экономичности пассажирского вагона является число мест и тара, приходящаяся на одно место. Чем меньше тара вагона, тем экономичнее пассажирский вагон. За счет совершенствования конструкции тара строящихся цельнометаллических вагонов систематически снижается.

Габариты вагонов

Подвижной состав железных дорог (вагоны, локомотивы, моторвагонные секции) и путевые сооружения строятся по габаритам с учетом определенных требований к их поперечным очертаниям, обеспечивающих безопасное движение локомотивов и вагонов по путям мимо зданий путевых сооружений, станционных платформ и других устройств без задевания за подвижной состав, расположенный на соседних путях.
На железнодорожном транспорте различают два габарита: приближения строений и подвижного состава.
Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, за исключением устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом.
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
Для вагонов дорог, имеющих ширину колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути 1 524 мм (в настоящее время колея перешивается на 1 520 мм), приняты четыре габарита:
1-Т — с наибольшей шириной 3 400 мм и высотой 5 300 мм. По этому габариту строятся вагоны, предназначенные для обращения по всей сети дорог Советского Союза;
Т — предназначен для вагонов, допускаемых к обращению только по отдельным участкам электрифицированных дорог; наибольшая ширина 3 750 мм, высота 5 300 мм;
0-Т — предназначен для вагонов, допускаемых к обращению по сети дорог Советского Союза, КНР и КНДР; наибольшая ширина 3 400 мм, высота 4 700 мм;
01-Т и 02-Τ—предназначены для вагонов, допускаемых к обращению по сети дорог  и главным направлениям с перестановкой тележек с колесными парами другой колеи. Размеры габаритов: 01-Т—наибольшая ширина 3 250 мм, высота 4 650 мм; 02-Т — наибольшая ширина 3 150 мм, высота 4 650 мм.
С 1960 г. в парк дорог СССР поступают вагоны для международного сообщения (РИЦ), соответствующие нашему габариту 03-Т; наибольшая ширина этого габарита 3 150 мм, высота 4 280 мм. По этому габариту строятся вагоны, предназначенные для обращения в международном сообщении по дорогам Советского Союза, Восточной и Западной Европы с подкаткой тележек с колесными парами колеи 1 435 или 1 524 мм.