Содержание материала

Особое значение для эксплуатации поездного радиопункта имеет состояние его оборудования, смонтированного после заводского или деповского ремонта. Назначаемый в рейс вагон с радиокупе необходимо поставить на запасной неэлектрифицированный путь, всесторонне осмотреть и подготовить к эксплуатации· При этом тщательно проверяются антенна и ее ввод, защитное устройство, монтаж токораспределительного щита и другое стационарное радиооборудование.
Для радиопункта выдается отремонтированная и проверенная аппаратура, необходимый инструмент, комплект запасных радиоламп и материалов, измерительных приборов, техническая документация, комплект магнитных лент с записью концертов.

От качества монтажа соединительных проводов к радиоустановке, преобразователя питания, антенного снижения и другого оборудования радиопункта во многом зависит его последующая бесперебойная работа. Оборудование, а также разоборудование (демонтаж) радиопункта производят работники ремонтного радиоцеха совместно с механиком-бригадиром проводников.
В эксплуатации аппаратура и оборудование радиопункта должны регулярно подготовляться перед каждым рейсом. При приеме радиопункта механик-бригадир проверяет по описи имущество и техническое состояние радиооборудования: опробует приемник на всех диапазонах, усилитель, микрофон, магнитофон, а также проверяет состояние предохранителей в силовом щите, в купе проводников, подвагонном ящике и аппаратуре. Постановка некалиброванных предохранителей запрещается Лентопротяжный механизм магнитофонной приставки проверяется в позиции переключателя «Воспроизведение» и «Перемотка»; при надобности в деталях приставки пополняется смазка.
Далее необходимо:
проверить по приборам на щите ток, потребляемый преобразователем;
убедиться в отсутствии искрения щеток и повышенного шума подшипников;
проверить чистоту коллектора и колец, а в пусковом реостате надежность контактов и отсутствие прожогов на его движке;
проверить, закреплен ли реостат и убедиться в наличии асбестовой противопожарной прокладки;
проверить крепление радиоаппаратуры.
Обнаруженные недостатки следует устранить. Если сделать это в вагоне нельзя, то аппаратура снимается для ремонта в цехе или заменяется исправной.
После проверки и профилактического ремонта оборудования в радиокупе приступают к осмотру и подготовке радиотрансляционной линии. При этом устанавливаются межвагонные соединители, проверяется техническое состояние соединительных коробок, каждого громкоговорителя и регулятора громкости.
Радиоустройства должны быть проверены и готовы к рейсу не позднее чем, за 2 ч до отправления поезда с пункта формирования.
Работы, связанные с капитальным и текущим ремонтом радиоустройств, выполняются ремонтными радиоцехами депо, вагонных участков и дистанциями сигнализации и связи.
Однако механики-бригадиры проводников, обслуживая радиоустройства в пути-следования, обязаны:
содержать аппаратуру в чистоте и согласно инструкции и графику технологического процесса производить профилактический ремонт;
при повреждении радиоустройств точно определить причину и характер неисправности, а также принять все меры для ее устранения.

Перед отправлением поезда механик-бригадир включает магнитную запись, содержащую: специальный концерт, текст, извещающий пассажиров об отправлении поезда (при отсутствии такой записи за 5 мин до отправления он производит это объявление через микрофон), марши и служебные объявления о порядке обслуживания в поезде и технике безопасности при проезде.
Дальнейшие передачи осуществляются согласно расписанию работы поездного радиопункта. Перед началом работы (до 8 ч утра) механик-бригадир проверяет соединение радиотрансляционной линии между вагонами и убеждается в отсутствии короткого замыкания в линии. Начать передачу следуете пожелания пассажирам доброго утра, короткой информации о месте нахождения поезда, объявления следующей ближайшей станции в пути следования, о порядке и часах работы поездного радиопункта, после чего с заранее настроенного приемника на первую программу Москвы передать сигналы точного времени и последние известия.
В любых условиях механик-бригадир должен стараться обеспечить трансляцию передач Центрального радиовещания. Для этого он должен знать частоту и время работы местных радиовещательных станций по пути движения поезда. Особенно это важно при приеме на УКВ диапазоне, так как время их приема в движущемся поезде ограничено. С этой целью рекомендуется составить карту слышимости радиовещательных станций по маршруту следования поезда. В исключительных случаях, когда невозможно пользоваться радиоприемником из-за сильных атмосферных и промышленных помех, допускается отступление от расписания. Тогда осуществляется передача концертов с магнитофона. Если поезд идет вблизи географического пункта, о котором имеется концерт-очерк, следует этим воспользоваться. При трансляции запрещается прерывать передачу или включать в сеть поезда уже начатую программу с середины фразы или песни. Поездной радиопункт должен работать независимо от времени суток за 40 мин до прибытия на конечную станцию и за 10 мин (объявления) до отправления с нее. Музыкальные передачи при отправлении поезда после 22 ч 30 мин местного времени запрещаются.
Во время передачи последних известий, особенно если прием производится на коротких волнах, механик-бригадир должен неотлучно находиться в радиокупе. Трансляция правительственных сообщений независимо от расписания работы поездного радиопункта является обязательной. Прерывать трансляцию таких сообщений и последних известий запрещается.
При ведении местных радиопередач многое зависит от творческой инициативы механика-бригадира. Передавая концерты магнитофонной записи, следует распределить имеющийся комплект концертов так, чтобы на протяжении всей поездки пассажиры слушали новые передачи.
Положительные отзывы со стороны пассажиров находят передачи концертов-очерков историко-географического содержания о городах, через которые проходит маршрут поезда. При следовании поезда по территории нескольких союзных республик в программу передач радиопункта следует включать записи народной музыки и песен этих республик.
Обслуживая туристические поезда, надо учитывать, что это своеобразный «дом отдыха на колесах», а контингент пассажиров-радиослушателей в течение всей поездки (10—20 суток) постоянен. Поэтому количество концертов, выдаваемых на радиопункт, должно быть увеличено. Комплект магнитофонных записей следует составлять преимущественно из легкой и эстрадной музыки, а также  народной музыки  и концертов-очерков, повествующих о достопримечательностях городов и мест по маршруту следования.
На поезда «Здоровье» (лыжные и другие поезда выходного дня) необходимо выдавать выносной наружный громкоговоритель большой мощности для трансляции музыкальных передач и различного рода объявлений.
При подходе поезда к станции, на которой расписанием предусмотрена остановка, механик-бригадир информирует о времени стоянки и, если поезд опаздывает, о возможном сокращении ее продолжительности. Объявление об остановах поезда производится с 8 ч до 22 ч 30 мин местного времени. По окончании радиопередач следует передать через микрофон пожелание пассажирам спокойной ночи.
Содержание радиопередач, проведенных в течение рабочего дня, а также отступления от расписания работы и случаи повреждения радиооборудования регистрируются в журнале учета работы радиопункта, пример заполнения которого приведен в табл. 15. Если в пути следования к составу поезда будет прицеплен дополнительный вагон, то его нужно подключить к радиотрансляционной сети поезда и обслуживать наравне с другими вагонами.
Ежедневно во время рейса механик-бригадир обязан: проверять качество слышимости во всех вагонах состава и состояние межвагонных соединений; очищать снаружи от пыли приемоусилительную аппаратуру, распределительный щит, преобразователи питанйя; проверять состояние коллекторов, контактов и щеток.
При выходе из строя радиоаппаратуры и невозможности устранить повреждения в пути следования необходимо служебной телеграммой известить об этом ближайшее пассажирское депо или ПТО для принятия мер к устранению повреждения на время стоянки поезда на станции.
В случае отцепки вагона с радиопунктом в пути следования н вообще при нахождении его вне поезда радиокупе должно быть опломбировано. За сохранность пломбы на радиокупе несет ответственность проводник вагона.
Включение радиоустановки. Прежде чем включить преобразователь, надо убедиться, что нагрузка снята, а реостат находится в исходном положении — введен. Затем следует установить пакетные выключатели I, II и III (см. рис. 70) на работу от одного из преобразователей (рабочего или резервного). 

Таблица 15

Произвести пуск преобразователя пакетным выключателем IV, реостатом отрегулировать
номинальное напряжение 127 в. Включить сетевые тумблеры усилителя и приемника. Отключить трансляционную линию, регуляторы входов усилителя установить в исходное положение — влево по часовой стрелке. Ручку 10 — «Контроль передачи» (см. рис. 107) установить в положение «Приемник», настроиться на станцию. Перевести ручку 10 в положение «Усилитель» и регулятором входа 4 установить желаемую громкость. Отрегулировать тембр ручкой 6. Включить трансляционную линию поезда, откорректировать громкость по контрольному громкоговорителю.
Выключение радиоустановки. Плавно уменьшить громкость передачи. Уменьшить напряжение реостатом до положения «Выкл.», пакетный выключатель IV (см. рис. 70) поставить в положение «Выкл.». Установить все тумблеры и ручки управления в исходное положение.
В вагонах постройки 1952—1968 гг· в цепи электроснабжения радиокупе устанавливается предохранитель в плюсовом проводе постоянного тока (4-РУ): для преобразователей ПО-300Б— на 20 а, ПНД-5 и АПО-03 - на 25 а.
На вагонах постройки 1969—1972 гг. устанавливаются два предохранителя (позиция 45) в цепи «+» и «-» батареи на силовом щите служебного отделения проводников.
В цепях переменного тока ставятся четыре предохранителя на 6 а в подвагонном ящике для преобразователей.
Сетевой предохранитель усилителей ТУ-100М, ТУ-50М и ТУ-50 при напряжении 127 в ставится на 3 а, при напряжении 220 в — на 2 а. Анодный предохранитель ставится на 1 а.
В усилителе УП-100 сетевой предохранитель на 5 а, в усилителе УП-50 — на 4 а.
Предохранители радиоприемников:
«Казахстан» для сети 127 в — 1 а. 220 в — 0,5 а, анодный предохранитель — 0,25 а;
ТПС-54С и ТПС-58С для сети 127 в - 0,5 а, 220 в - 0,25 а.