Содержание материала

Цельнометаллические некупированные (открытого типа) пассажирские вагоны раннего выпуска имели конструктивные недостатки, которые усложняли их эксплуатацию. Поэтому в дальнейшем такие вагоны систематически совершенствовались и в эксплуатации появилось много их разновидностей.
В таких вагонах постройки до 1959 г. при модернизации были выполнены следующие усовершенствования: заменены колесные пары с колесами диаметром 950 мм на колесные пары с колесами диаметром 1 050 мм; установлен один тормозной цилиндр на раме вагона вместо двух на раме тележек; установлен ручной тормоз таким образом, что он действует одновременно на обе тележки; водяные баки размещены внутри вагона, водоснабжение самотечное вместо пневматического, применявшегося при расположении баков под вагоном; автосцепка разъединена с упругой площадкой, которая прикреплена к буферам; увеличено служебное отделение за счет сокращения количества спальных мест с 60 до 58; установлены подвагонные ящики для хранения запасных частей и использованного белья; поставлен котел с водяной рубашкой, отопительные грубы с верхней разводкой и расширитель, объединенный с воздухонагревателем; установлена дополнительная заслонка, регулирующая подачу воздуха в пассажирские купе и отделения; оборудована радиотрансляционная сеть с розетками для включения репродукторов.
С 1950 г. вагоны начали выпускать на бесчелюстных тележках с гофрированными боковыми стенами кузова. Для изоляции вагонов вместо алюминиевой фольги (альфоля) были использованы блоки из мипоры в перфолевой оболочке. Вагоны стали оборудовать огневыми кипятильниками периодического действия.
В 1952—1958 гг. поступали вагоны, оборудованные постоянными сигнальными фонарями, кипятильником непрерывного действия, упругими площадками с металлическими суфле, плитками для подогрева пищи, откидными фартуками подножек с пружиной, жалюзи в купе с регулировкой поступления воздуха по желанию пассажиров, мойкой для мытья посуды в служебном отделении, устройством для обогрева наливных труб, регулятором выхода штока тормозного цилиндра, тормозной магистралью диаметром 1,25''· Кроме того, вагоны оборудованы электропневматическими тормозами. У этих вагонов облегчены отдельные элементы металлического кузова (тара снижена на 6 т), подведена горячая вода к унитазам и выполнены другие конструктивные усовершенствования, облегчающие обслуживание пассажиров.
Для экстренного торможения в каждом вагоне установлены пять стоп-кранов: по одному в тамбурах, один в служебном отделении и два в пассажирском помещении. Внутри и снаружи вагона имеются рукоятки привода отпускного клапана тормоза.
Кузов цельнометаллического пассажирского вагона обладает достаточной герметичностью, вследствие чего воздухообмен через стены, крышу и пол незначителен. Рама, кузов и крыша представляют собой единую сварную конструкцию, воспринимающую все действующие на вагон нагрузки.
Каркас кузова состоит из поперечных и продольных балок, стоек, потолочных дуг, которые обшиты стальными листами, соединенными сваркой. Такой каркас обладает большой прочностью. Под настилом пола по продольной оси кузова расположена хребтовая балка, воспринимающая продольные толчки и тяговые усилия. На ней укрепляются автосцепка, генератор, аккумуляторная батарея и детали тормоза.
Металлическая обшивка стен и крыши цельнометаллических вагонов наряду с рамой и обрешеткой кузова воспринимает нагрузки. С внутренней стороны боковые стены вагона покрыты многослойной фанерой толщиной 20 мм, облицованной линкрустом. Потолок обшит фанерой толщиной 5 мм. Пол вагона настлан из столярных плит, прикрепленных к деревянным брускам, которые расположены на металлических листах. Перегородки изготовлены из фанеры толщиной 25 мм и облицованы линкрустом. Между внутренней деревянной и наружной металлической обшивками торцовых и боковых стен, потолка и пола в ячейках заложена изоляция, состоящая из мипоры, ипорки или пиатерма. Вагоны оборудованы принудительной вентиляцией с очисткой воздуха и подогревом его зимой. Наряду с этим имеются вытяжные дефлекторы.
Каждый вагон оборудован электрическим генератором и аккумуляторной батареей, обеспечивающими самостоятельное освещение вагона и работу вентиляторов.
Жесткий некупированный вагон имеет десять отделений с продольным и поперечным размещением спальных диванов — всего 58 спальных мест, из которых 38 расположены на поперечных диванах и средних полках, 20 — на продольных диванах и полках. В одном конце вагона имеются туалет, котельное и служебное отделения, а в другом — только туалет и малый коридор, где установлен ящик для мусора. Девять отделений имеют по шесть спальных мест для пассажиров, десятое, примыкающее к служебному,—
четыре. В каждом отделении сделаны верхние поперечные и продольные полки, расположенные над спальными полками и предназначенные для размещения ручного багажа пассажиров. С конца 1960 г. такие вагоны не строятся.
Однако в связи с недостатком количества вагонов для перевозки пассажиров МПС в 1966 г. приняло решение возобновить строительство вагонов открытого типа более усовершенствованной конструкции на Калининском вагоностроительном заводе и на заводе им. Цегельского в ПНР. Вагоны постройки Калининского завода и завода ПНР по конструкции кузова, внутреннего оборудования, тормоза и ходовых частей во многом схожи между собой. Отличаются они в основном отделкой внутреннего оборудова нии.
У жесткого некупированного цельнометаллического вагона постройки Калининского завода 1966—1970 гг. в конструкциях металлических элементов кузова (пол, подоконные карманы, тамбурные двери) предусмотрены отверстия для стока воды. Рама вагона с хребтовой балкой из швеллера № 30. Боковые стены обшиты стальным гофрированным листом толщиной 2,5 мм под окнами и в простенках, 2 мм — над окнами. Листы крыши на спусках имеют толщину 2 мм; в средней части крыша гофрированная из стали такой же толщины.
На торцовой стене вагона с котловой стороны установлена складная лестница, которая в нерабочем положении запирается.
Внутренняя обшивка вагона выполнена из столярных плит, фанеры и древесноволокнистой плиты. Обшивка продольных стен из столярной плиты толщиной 19 мм и древесноволокнистой плиты 4 мм, пол из столярных плит толщиной 19 мм, покрытых линолеумом. Пол в туалетах сделан из стеклопластика с отбуртовкой на стену. Стены в пассажирском помещении, коридорах, служебном отделении и туалетах облицованы слоистым пластиком.
Стены тамбуров обшиты 10-миллиметровой фанерой и оклеены павинолом. Окна со стороны поперечных диванов опускные, со стороны продольных глухие. Опускные окна открываются на одну треть высоты проема. Все окна, кроме окна котельного отделения, изготовлены с двумя стеклами, которые можно обмывать и протирать. Каждое окно, за исключением окон туалетов и котель ного оборудования, оборудовано опускающейся шторой из светозащитного материала.
На рис. I показана планировка жесткого некупированного вагона, в котором предусмотрены: два тамбура 1, два туалета 2, пассажирское помещение 5, служебное отделение 3, купе проводников 4, коридоры некотлового 6 и котлового 7 конца вагона и котельное отделение 8.
В служебном отделении установлены электрощиты, мойка для посуды, охладитель питьевой воды, диван, шкаф для посуды, шкаф для чистого постельного белья и шкафчик для аптечки. Двухместное купе для проводников расположено рядом со служебным отделением.
Планировка некупированного вагона постройки Калининского завода
Рис. 1. Планировка некупированного вагона постройки Калининского завода 1966—1970 гг.

Пассажирское помещение оборудовано крючками для верхней одежды пассажиров, газетницами, кронштейнами для брюк, зацепами для удержания матрацев от сползания, подоконными столиками, диванами и верхними спальными полками, покрытыми слоем поролона и облицованными автобимом. На торцовой тамбурной стене с котловой стороны установлены два ящика для угля, с некотловой — один для съемного сборника мусора и отходов, другой для инвентаря. Тележки вагона двухосные типа КВЗ-ЦНИИ с редукторно-ременным приводом генератора от торца шейки оси.
Колесные пары имеют диаметр по кругу катания 950 мм. На буксах колесных пар поставлены датчики контроля температуры их нагрева. Вагон оборудован электропневматическим тормозом с электровоздухораспределителем усл. № 305.000 и воздухораспределителем усл. № 292-001, автоматическим регулятором тормозной рычажной передачи и ручным тормозом, действующим на обе тележки.
Все вновь выпускаемые пассажирские вагоны оборудуются устройствами (термодатчиками) контроля температуры нагрева роликовых букс в пути следования. Вагоны, не имеющие данных устройств, оборудуются ими в порядке модернизации при заводском ремонте.
Термодатчики способствуют своевременному обнаружению греющихся роликовых букс и предупреждению повреждения осевых шеек.
Система контроля нагрева букс вагона состоит из двух частей: командной н исполнительной. В командную часть входят термодатчики (устанавливаются на буксах колесных пар) и реле (помещено на распределительном щите в служебном отделении вагона). Исполнительная часть объединяет звонковую и световую сигнализации, смонтированные в служебном отделении.
Термодатчик (рис. 2) состоит из латунного корпуса 1 с резьбой М16х1,5 в нижней части, внутри которого помещена эбонитовая втулка 2, закрытая латунной крышкой 4. Внутри корпуса подведен двухжильный провод 5 в шланговой оболочке, концы которого пропущены через отверстия втулки и залиты легкоплавким сплавом 3.

Рис. 2. Термодатчик, контролирующий температуру нагрева буксы с роликоподшипниками
Питание системы сигнализации нагрева букс осуществляется током стабилизированного напряжения 50 в от распределительного щита вагона. Для предохранения от токов короткого замыкания в электрическую цепь системы введен предохранитель с плавкой вставкой на 6 а.

Катушка реле и датчики контроля температуры соединены между собой последовательно. Реле имеет два размыкающих контакта: один— в цепи сигнальной лампы, другой — в цепи звонка. В эксплуатации выключатели термодатчиков должны постоянно находиться во включенном положении.
Если подшипник буксы нагреется, легкоплавкая перемычка в термодатчике выплавится и электрическая цель питания катушки реле разорвется. Реле срабатывает, замыкает размыкающие контакты и в служебном отделении загорается сигнальная лампа и звонит звонок.
Периодически в пути следования и перед каждым рейсом необходимо проверять исправность электрической цепи термодатчика. Для этого надо создать искусственный разрыв — повернуть выключатель в выключенное положение. В результате должны сработать сигнальная лампа и звонок. Если при проверке лампа и звонок бездействуют, значит нарушена цепь питания: сгорел предохранитель, в цепи имеется обрыв или ненадежное соединение, не замыкаются один или оба размыкающих контакта промежуточного реле.
Жесткий некупированный цельнометаллический вагон постройки ПНР 1966—1970 гг. имеет кузов такой же конструкции, как и кузов вагонов Калининского завода.
Внутренние металлические поверхности кузова покрыты противокоррозионной звукопоглощающей пастой. Стены, пол и крыша изолированы влагостойким негорючим материалом Слой изоляции покрыт полихлорвиниловой пленкой ПХВ.
В пассажирском помещении настил пола из многослойной фанеры покрыт линолеумом. Пол в туалетах выполнен в виде пластмассового поддона. Поперечные перегородки сделаны из столярной плиты, облицованной твердым пластиком. Боковые стены обшиты древесноволокнистой плитой, которая также облицована твердым пластиком. Стены тамбуров покрыты стальными листами и окрашены эмалью. Потолок пассажирского помещения и служебных отделений в боковых частях обшит гладкими, а в средней плоской части — перфорированными древесноволокнистыми лакированными плитами.

Все деревянные детали кузова пропитаны огнестойкими и антисептическими материалами. Наружные стекла окон вставлены в рамы из алюминиевого сплава, а внутренние — в дубовые рамы. Внутренние рамы смонтированы на петлях, что позволяет легко очищать стекла. Кроме того, каждое окно оборудовано деревянной прижимной рамкой, обеспечивающей герметизацию в зимнее время.
Пассажирское помещение разделено поперечными перегородками на девять открытых отделений, в каждом отделении девять мест для сидения или шесть спальных.
Диваны и откидные полки полумягкие, их обивка легко поддается чистке, не поглощает пыли и воздухопроницаема· Диваны и полки оборудованы захватами для крепления поясов, предохраняющих пассажиров от падения. В туалетах установлены розетки для включения электробритвы.