Содержание материала

Общие требования к вентиляции пассажирских вагонов

Вследствие продолжительного пребывания людей в закрытом помещении (вагоне) без необходимого воздухообмена температура воздуха увеличивается, повышается его влажность, в его составе появляются вредные для организма человека вещества и он становится непригодным для дыхания.
Для улучшения микроклимата в вагоне устанавливается нагнетательная вентиляция, служащая для непрерывного обмена воздуха в помещении.
В переходное время года, а также зимой эта установка подает необходимое количество тепла в купе вместе с воздухом.
С помощью нагнетательной вентиляции непрерывно регулируется обмен воздуха, обеспыливается и нагревается при необходимости подаваемый в вагон наружный воздух и создается в купе определенное избыточное давление, препятствующее проникновению пыли. При правильном обслуживании вентиляционной установки пассажиры не ощущают неприятного чувства сквозняка.
Летом в вагон следует подавать столько наружного воздуха, чтобы температура внутри него не превышала наружную более чем на 3—5°С.
Кроме нагнетательной вентиляции, некоторые пассажирские вагоны имеют естественную вентиляцию, которая осуществляется через окна, двери и дефлекторы.
На время прохода поезда через тоннель систему принудительной вентиляции необходимо выключать.

Устройство вентиляции цельнометаллических вагонов

Нагнетательная вентиляция пассажирского цельнометаллического купированного вагона (рис. 28) рассчитана таким образом, чтобы в каждом купе в течение 1 ч происходил обмен воздуха летом 30—40-кратный, зимой — 15-кратный.
Воздух нагнетается в каждое купе через выпускные решетки воздухопроводного канала, идущего по потолку вдоль вагона. Из купе воздух выходит через вентиляционные отверстия в задвижных дверях.

Рис. 28. Схема нагнетательной вентиляции

Установка имеет два основных режима работы: летний и зимний. По величине кратности обмена воздуха в час установлено три режима: первый — 40-кратный обмен, второй — 30-кратный, третий — 15-кратный. При режимах первом и втором вентиляционная установка подает только наружный воздух, а при третьем — 50% наружного и 50% рециркуляционного, т. е. взятого из вагона.
Каналы для всасывания наружного воздуха расположены над входными боковыми дверями с котлового конца вагона. Они снабжены решетками 1 с жалюзи. В пространстве над потолком тамбура с двух сторон помещены фильтры 2, которые монтируются через люки в потолке.
Фильтры состоят из сетчатых рамок, которые пропитываются маслом. Частицы пыли из воздуха осаждаются на масляной пленке.
Сдвоенный вентилятор 3 приводится в действие электродвигателем постоянного тока 4. Оба вентилятора насажены на концы приводного вала электродвигателя. Двигатель и вентиляторы поставлены на звукопоглощающих прокладках. Между вентилятором я калорифером 5 также установлена звукопоглощающая эластичная прокладка, а между этой прокладкой и первым участком воздушного канала — парусина.
Калорифер состоит из ребристых труб, через которые протекает горячая вода. Воздух, обтекая эти трубы, подогревается до 30°С. Для определения температуры подогретого воздуха служит специальный термометр 9, термопара 6 которого помещается внутри воздуховода и соединяется с термометром проводами в тонкой трубке.
От воздуховода 7 в купе выходят вентиляционные решетки 8.
Зимой воздух из коридора всасывается в рециркуляционный канал 11 через решетку 10 в потолке и поступает в камеру перед фильтром. Оба канала наружного воздуха и рециркуляционный снабжены дроссельными задвижками, которые с помощью переключательного устройства можно устанавливать в определенном положении при летнем и зимнем режимах работы вентиляции.
Устройство вентиляции некупированного вагона постройки Калининского вагоностроительного завода 1966 г. показано на рис. 29.
В систему вентиляции входят воздухозаборные жалюзи 10, фильтры 8 для очистки воздуха, вентиляционный агрегат с электродвигателем 1 мощностью 2 кет, диффузор 7. соединяющий вентиляционный агрегат с калорифером 6 для подогрева наружного воздуха в зимнее время, количества подаваемого зимой воздуха, конфузор 2, соединяющий воздуховод 5 с калорифером, дистанционный термометр 3 для наблюдения за температурой подаваемого в вагон воздуха, дефлекторы 4 для удаления отработанного воздуха.
Вентиляционный агрегат состоит из двух центробежных вентиляторов с общим электродвигателем, смонтированных на одной раме. Под электродвигатель устанавливают регулировочные прокладки, чтобы добиться соосности с вентиляторами.
Диффузор выполнен из брезента. На одном его конце имеются два квадратных фланца для подсоединения к вентиляторам, на втором — один прямоугольный фланец для крепления к калориферу. Конфузор изготовлен из листовой стали. 

Рис. 29. Схема вентиляции некупированного вагона постройки Калининского завода 1966 г.
Для периодической очистки внутренних поверхностей системы от пыли путем продувки сжатым воздухом на нижней части конфузора имеется люк.
Воздуховод состоит из отдельных, соединенных между собой звеньев прямоугольного сечения, изготовленных из оцинкованной стали. В нижней части воздуховода имеются прямоугольные вырезы, в которые вставлены вентиляционные выпускные решетки. Эти решетки изготовлены из алюминиевого сплава и состоят из корпуса, лопаток и крышки. Крышка соединена с корпусом на петлях и служит для регулирования количества подаваемого через решетку воздуха. Каждая решетка отрегулирована в заводских условиях, поэтому нарушать регулировку в процессе эксплуатации не рекомендуется.
Пластинчатый калорифер представляет собой каркас, в который вварены ребристые трубы с двумя патрубками для входа и выхода воды. К каркасу приварены кронштейны для крепления калорифера.
Система вентиляции имеет два режима работы — летний и зимний с максимальной производительностью соответственно 5000± ±250 и 1 200±60 м’/ч.
Переключение режимов происходит автоматически в зависимости от температуры воздуха в нагнетательном воздуховоде и пассажирском помещении.
При эксплуатации вагона необходимо соблюдать следующие условия: дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой полуоткрыты: дефлектор в тамбуре некотлового конца вагона должен быть всегда полностью открыт; заслонки в дверях туалетов во время работы вентилятора должны быть открыты
В холодное время года необходимо постоянно следить по шкале дистанционного термометра, установленной в служебном отделении, за температурой подаваемого в вагон воздуха, не допуская ее снижение за предел 18’С.
Если вентиляционный агрегат в пути следования летом вышел из строя, можно открывать окна.
Цельнометаллические вагоны оборудованы устройствами для регулирования количества подаваемого воздуха. Зимой приток воздуха уменьшают частичным перекрытием воздушного канала заслонкой в воздуховоде, привод которой выведен в служебное отделение.  Подачу воздуха в вагон через каждую вентиляционную решетку можно регулировать с помощью имеющейся на ней ручки, уменьшая или увеличивая сечение щелей дня прохода воздуха.
Принципы устройства и действия вентиляционных установок в цельнометаллических пассажирских вагонах разных типов отличаются незначительно. Например, вентиляционные системы купированных и мягких вагонов постройки заводов ГДР и ВНР в основном сходны с системами вагонов постройки заводов отечественных и ПНР. Однако некоторые их части отличаются по устройству и обслуживанию в эксплуатации.
Так, на вагонах постройки заводов ГДР до 1953 г. наружный воздух забирается через решетки, расположенные на торцовой стене котлового конца вагона, а в вагонах постройки с 1954 г. эти решетки расположены над входными тамбурными боковыми дверями. На вагонах постройки завода ВНР решетки на спусках крыши над боковыми тамбурными дверями с котлового конца вагона.
В большинстве типов вагонов в пассажирские отделения воздух подается через вентиляционные решетки, а в вагонах габарита 03-Т (РИЦ) и постройки завода ПНР — через ситообразные решетки, изготовленные из твердых пластиков (мультивенты) с диаметром отверстий около 4 мм.
В служебном отделении некупированных вагонов постройки завода ПНР расположены приводы к обеим заслонкам в каналах забора наружного воздуха с указанием положений «Открыто», «Закрыто», а в таких же вагонах постройки заводов ГДР в котельном отделении установлена шкала с указанием положения заслонок «Зима» и «Лето».
В вагонах межобластного сообщения и некупированных постройки Калининского завода подача воздуха в вагон регулируется изменением числа оборотов вала электродвигателя вентилятора путем переключения пакетного выключателя.
В некупированных и мягких вагонах постройки завода имени Егорова подача воздуха регулируется при помощи реостатов. Чтобы включить вентилятор, необходимо: проверить положение рукояток пускового и регулировочного реостатов, которые должны быть в крайнем выключенном положении; включить пакетный выключатель электродвигателя; повернуть рукоятки пускового и пускорегулирующего реостатов по часовой стрелке и довести число оборотов вала электродвигателя до требуемого.
Включение и выключение вентиляционной установки некупированного вагона постройки завода ПНР осуществляются вручную переключателем, установленным на распределительном щите. Управлять же работой установки можно вручную и автоматически.
Автоматическое управление осуществляется термостатами, встроенными над окном третьего пассажирского отделения, считая от служебного. Ручное управление работой вентилятора предусматривается, как правило, только летом при подаче неподогретого воздуха или при неисправности автоматики.
Для очистки воздуховода в средней части потолка предусмотрены люки, закрываемые откидными крышками. Эти люки находятся в отделении для отдыха проводников и во 2-, 4-, 6- и 8-м пассажирских отделениях.
С целью противопожарной защиты в вентиляционном воздуховоде между отделением для отдыха проводников и первым пассажирским отделением встроена заслонка, ограничивающая распространение огня. Открывается и закрывается заслонка вручную тягой, выведенной на поперечную стенку в первом пассажирском отделении. Кроме того, заслонка закрывается автоматически при повышении температуры в воздуховоде до 103°С. В открытом положении заслонка удерживается вставкой из легкоплавкого сплава.

Неисправности в системе вентиляции и способы их устранения

Во время эксплуатации вентиляционных установок из-за загрязненности фильтров воздух недостаточно очищается и появляется налет пыли внутри вагона при работе вентиляции.
Это может происходить не только из-за загрязнения фильтров, которые длительное время не заменялись, но также из-за повреждения сетки фильтра, наличия просветов в набивке, при сухих непромасленных фильтрах и большом скоплении пыли в воздушном канале Неисправные фильтры необходимо заменять исправными, имеющимися в запасе.
Опыт показывает, что в поездах с продолжительностью рейса между конечными пунктами более пяти суток летом необходимо заменять фильтры в пунктах формирования и оборота, менее пяти суток — один раз в неделю или чаще, в зависимости от условий погоды. Зимой продолжительность работы фильтров может быть увеличена вдвое. Для содержания воздушных фильтров в исправном состоянии в вагонных депо организованы отделения регенерации и ремонта фильтров.
Подача недостаточного количества воздуха в вагон обычно бывает из-за неправильного положения регулирующих заслонок, засорения фильтров, трубок воздухоподогревателя, недостаточного числа оборотов электродвигателя вентиляторов и неправильного положения регулирующих реостатов.
Механику-бригадиру необходимо проверить состояние фильтров, правильность работы оборудования, плотность диффузора, выявленные неисправности устранить или при невозможности устранения их подать телеграмму на ближайший ПТО о высылке к поезду специалистов, при этом указать предположительную неисправность вентиляционного агрегата.
Зимой подача холодного воздуха в помещение вагона может произойти из-за: неправильного положения заслонок — обходной канал открыт (его необходимо перекрыть): снижения уровня воды в воздухоподогревателе (это можно проверить водопробным краном); отключения калорифера; слабой топки котла или сильного загрязнения калорифера и др.
Наряду с принимаемыми мерами по устранению неисправностей в пути следования механик-бригадир по прибытию в пункт оборота или формирования должен записать в книгу ремонта все замеченные неисправности и проследить за их ликвидацией.

Особенности работы вентиляционных устройств зимой и летом

Вентиляционные устройства цельнометаллических вагонов работают на разных режимах. В отопительный сезон применяется зимний режим. В период между отопительными сезонами, когда не работает котел, применяется летний режим работы.
При зимнем режиме работы необходимо закрыть обходной канал воздухоподогревателя. Для этого в некупированных вагонах переключатель заслонки, расположенный в служебном отделении, следует перевести в положение «Закрыто»; в купированных вагонах переключатель заслонки, находящийся в котельном отделении, а в вагонах постройки заводов ВНР над потолком тамбура котлового конца, ставится в положение «Зима».
Зимой любая система вентиляции должна обеспечивать подачу внутрь вагона необходимого количества воздуха, подогретого до температуры не ниже 20°С.
Вентиляция в вагоне должна работать периодически по 10—15 мин. При этом дефлекторы пассажирского помещения должны быть приоткрыты, чтобы воздух мог свободно выходить из вагона.
В некотловом конце вагона дефлекторы следует открывать несколько больше, чем с противоположной стороны, а в котельном отделении и туалетах они должны быть открыты всегда независимо от времени года.
Если температура наружного воздуха поднялась выше 0°С, следует уменьшить отопление вагона. Для этого можно отключить одну или обе ветви отопительных труб (по усмотрению проводника), однако в котле и воздухоподогревателе температура воды должна поддерживаться достаточной для подогрева воздуха и циркуляционная труба с обеих сторон должна быть открыта, чтобы насос мог обеспечить искусственную циркуляцию воды через воздухоподогреватель.
Летом режим работы вентиляционной установки значительно упрощается, так как воздух не нужно подогревать. Температура воздуха в вагоне зависит от температуры наружного воздуха, количества пассажиров в вагоне, а также от нормальной работы вентиляционной установки. В этот период необходимо закрыть рециркуляционный канал со стороны коридора, открыть обходной канал или переключатель заслонок поставить в положение «Лето», все дефлекторы полностью открыть.
При температуре наружного воздуха и внутри вагона до 20’С и более при полной населенности вагона вентиляторы должны работать непрерывно на больших оборотах с перерывом только на 10—15 мин в течение каждого часа.
В переходные периоды года температура наружного воздуха находится в пределах от 0 до 10°С. В это время необходимо, чтобы котел отапливался, обходной канал был закрыт, а потолочные дефлекторы приоткрыты. Вентиляторы включаются периодически в зависимости от температуры воздуха и количества пассажиров в вагоне. При температуре наружного воздуха от 0 до 10 С с помощью вентиляционной установки одновременно может производиться и отопление вагона подогретым воздухом.