Вагоны межобластного сообщения
Цельнометаллический вагон межобластного сообщения предназначен для перевозки и обслуживания пассажиров на сравнительно небольшие расстояния со скоростями, допускаемыми Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР.
Вагон межобластного сообщения постройки завода ПНР установлен на тележки КВЗ-5. Подвагонный генератор с редукторно-карданным приводом от торца оси обеспечивает питание электроэнергией сети освещения системы вентиляции и других потребителей. Водяное индивидуальное отопление выполнено с верхней разводкой труб. Имеются кипятильник непрерывного действия, радиопроводка, штепсельные розетки. В пассажирском помещении установлены мягкие двухместные кресла для 72 пассажиров с поворотными спинками и откидными столиками на задней стороне спинки (рис. 7). Рамы окон опускающиеся.
Для того чтобы откинуть спинку в положение полулежания, необходимо рукоятку механизма поднять вверх, затем усилием спины переместить ее в наклонное положение и отпустить рукоятку. Чтобы вернуть спинку кресла в первоначальное положение, надо рукоятку поднять вверх, наклониться немного вперед и по возвращении спинки в первоначальное положение отпустить рукоятку.
Вдоль вагона между рядами кресел устроен проход. В вагоне имеются два туалета, котельное и служебное отделения, гардеробное помещение.
Рис. 7. Салон для пассажиров в вагоне межобластного сообщения: а — вид на кресла внутри вагона; б — вид на пару кресел сзади
Вагоны подобного типа строились и на Калининском заводе. Эти вагоны рассчитаны на 68 пассажиров. Привод генератора клиноременный. Строительство вагонов межобластного сообщения с 1966 г. прекращено.
Двухэтажные вагоны местного сообщения
На Львовской дороге для перевозки пассажиров на короткие расстояния эксплуатируются секции пассажирских двухэтажных вагонов (рис. 8). В каждой секции, состоящей из пяти вагонов, имеются 620 мест для сидения (по 124 места в каждом вагоне), расположенных на двух этажах. Сиденья мягкие, обшитые темнокрасным пластифицированным материалом. В каждом вагоне имеется туалет и умывальная.
Конструктивная особенность секций — наличие только шести двухосных тележек на пять вагонов. Две крайние тележки не отличаются от обычных двухосных тележек, а четыре, расположенные под каждыми двумя смежными вагонами, имеют специальные дополнительные устройства, на которые в середине установлены промежуточные части, представляющие собой тамбур двух рядом стоящих вагонов. По краям тележек на специальные подпятниковые устройства опираются концы соседних вагонов.
Места сочленения вагонов с. тамбуром по вертикальным поверхностям и сверху покрыты полосами губчатой плоской резины, которые позволяют кузову при движении секции свободно перемещаться в боковом и вертикальном направлениях и препятствуют проникновению пыли внутрь вагона. Каждая такая секция оборудована четырьмя генераторами, расположенными на концевых балках рам тележек, люминесцентным освещением, электрическими печами для отопления вагонов и центральным паровым отоплением. Практически из-за отсутствия источника питания электрическое отопление не применяется и вагоны отапливаются от паровоза,
На одного пассажира приходится 222 кг тары. Это наиболее высокий показатель использования вагонов на наших дорогах.
Основным недостатком в эксплуатации двухэтажных вагонов является то, что при появлении неисправности в одном из пяти вагонов или в тележке необходимо ставить в ремонт всю секцию. Для смены одной колесной пары требуется сделать три подъемки концов рядом стоящих вагонов и тамбура с раздвижкой их на определенное расстояние, технический осмотр и ремонт ходовых частей и автотормозов в эксплуатации затруднительны, а для профилактического ремонта необходимо иметь специальные смотровые канавы. Кроме того, вагоны рассчитаны для эксплуатации только в районах со сравнительно теплым климатом.
В мае 1964 г. из ГДР получено 12 двухэтажных цельнометаллических вагонов для опытной эксплуатации. Каждый вагон установлен на две тележки типа КВЗ-5 с буксами на роликовых подшипниках и диаметром колес 950 мм. Тормоз электропневматический с противогазными устройствами и авторежимом. Тормозные цилиндры расположены на каждой тележке. Вагоны оборудованы автосцепкой и эластичным резиновым суфле с опорой на безбуферные устройства. Вагон рассчитан на скорость движения до 120 км/ч.
В вагоне предусмотрены пассажирские помещения на 136 мест, расположенные в нижнем и верхнем этажах, два туалета, служебное купе.
Рис. 8. Двухэтажные пассажирские вагоны межобластного типа, сформированные в секцию
В пассажирских помещениях по обеим сторонам от прохода установлены двух- и трехместные мягкие комфортабельные кресла. На боковых стенах расположены крючки и багажные полки. Вагон оборудован охладителем питьевой воды, электрокипятильником и радиотрансляционной сетью.
У этих вагонов:
окна составлены из нижних и верхних частей (верхние подвижные, нижние неподвижные);
боковые входные двери имеют централизованное электропневматическое управление из локомотива или служебного купе; входные подножки позволяют производить посадку с низких и высоких платформ; освещение комбинированное, в пассажирских помещениях — люминесцентное переменным током напряжением 220 в, в служебных помещениях и туалетах — лампами накаливания постоянным током напряжением 54 в;
внутренняя облицовка стен и потолка выполнена мягким пластиком; кресла мягкие из пористой резины, облицованной искусственной кожей; имеются две системы приточной вентиляции общей производительностью 7 000—8 000 м3/ч; в верхнем этаже, кроме приточной вентиляции, предусмотрена естественная при помощи дефлекторов;
отопление электрическое централизованное от подвагонной магистрали постоянного или переменного однофазного тока частотой 50 Гц, напряжением 3 000 в. Отопление осуществляется электропечами, расположенными в верхнем и нижнем этажах, и электрокалорифером.
Остальные потребители электроэнергии в вагоне — лампы освещения, электрокипятильник — питаются от двух подвагонных генераторов мощностью по 4,9 кВт каждый и от аккумуляторных батарей емкостью 300 а-г.
В 1966 г. Калининским вагоностроительным заводом построен опытный двухэтажный четырехосный цельнометаллический пассажирский вагон с куполом для обозрения местности (рис. 9), который в настоящее время курсирует на Среднеазиатской дороге. Этот вагон предназначен для перевозки пассажиров в поездах дальнего следования. Вагон оборудован двумя установками кондиционирования воздуха и электрическим отоплением током напряжением 380/220 в. Освещение люминесцентное и лампами накаливания.
На первом этаже этого вагона оборудовано 28 спальных мест, на втором — 28 мест для сидения.
Рис. 9. Двухэтажный цельнометаллический пассажирский вагон с куполом для обозрения местности
Тележки КВЗ-ЦНИИ типа 2 с четырьмя гидравлическими амортизаторами. Вагон построен по габариту 1-Т и рассчитан на скорость 160 км/ч.
Тара вагона 65 т, база 17 000 мм, длина кузова 24 000 мм, ширина кузова 3 106 мм.