Основные габаритные размеры цельнометаллического почтового вагона такие же, как и некупированного. Общий вид и планировка почтового вагона показаны на рис. 10.
В концевых частях вагона расположены трактовая 1 и транзитная 10 кладовые для хранения посылок, писем и газет. В продольных стенах кладовых для погрузки и выгрузки почты имеется по две двери 12. К трактовой кладовой примыкает входной тамбур 2. Обе кладовые оборудованы полками 11 для мелкого груза.
Отделение 7 для сортировки и хранения почты находится в средней части вагона. Для хранения корреспонденции имеется отдельное двухместное купе 6. Котельное отделение 3, туалет 5, коридор 4 и шестиместное купе 9 для отдыха обслуживающего персонала расположены также в средней части вагона. Транзитная кладовая и отделение для сортировки сообщаются коридором 8. В дверях или на продольных стенах сортировочного отделения с каждой стороны вагона устроены отверстия 14 для опускания писем в почтовые ящики, расположенные внутри помещения. В сортировочном зале расположен пылесос 13.
Торцовых дверей и тамбуров в почтовых вагонах нет. Входные двери у цельнометаллического почтового вагона расположены рядом с трактовой кладовой, а у вагона с деревянным кузовом — в середине. Боковые продольные балки рамы вагона против входных дверей сделаны с уступами внутрь, чтобы двери вагонов при открывании не выходили за габарит. Для лучшей освещенности сортировочного помещения на крыше имеется световой остекленный фонарь. Техническая характеристика почтового вагона приведена в табл. 3.
Почтовые вагоны постройки 1966—1970 гг. по устройству кузова, планировке, габариту и основным размерам ничем не отличаются от вагонов прежней постройки. Сделаны лишь некоторые усовершенствования внутреннего оборудования.
Каждый вагон оборудован магистральной радиопроводкой с двумя радиоточками, проводкой для переговорной связи между служебным помещением и кладовыми, звонковым сигнализатором налива воды в систему водоснабжения и врезными хвостовыми сигнальными фонарями. В системе приточно-вытяжной вентиляции установлен воздухоподогреватель. Имеется огневая плитка для приготовления пищи. Головки наливных труб и сливная труба умывальной чаши оборудованы электроподогревателями.
В стене между тамбуром и кладовой установлен электрохолодильник типа «Ладога», приспособленный для питания постоянным током напряжением 50 в. Буксы тележек КВЗ-ЦНИИ оборудованы термодатчиками, контролирующими нагрев роликовых подшипников.
Почтовые вагоны являются собственностью Министерства связи и обслуживаются работниками его почтовых отделений. Технический осмотр и безотцепочный ремонт ходовых частей и автотормоза осуществляются работниками ПТО дорог.
Цельнометаллические почтово-багажные вагоны
На направлениях с небольшим объемом багажных и почтовых перевозок широко применяются почтово-багажные цельнометаллические вагоны (рис II).
Вагон оборудован:
типовой автосцепкой и буферами, электропневматическим и ручным тормозами на обе тележки. Тележки типа КВЗ-5 с гидравлическим амортизатором;
водяным отоплением с котлом на твердом топливе и расширителем;
принудительной вентиляцией с возможностью воздушного обогрева и проветривания почтовой кладовой. Багажная кладовая вентилируется вытяжными дефлекторами;
горячим водоснабжением с душевой сеткой на гибком шланге в туалетной;
звонковой сигнализацией с установкой на каждой боковой стене двух кнопок: «Почта», подающей сигнал в сортировочный зал, «Багаж» — в купе багажных раздатчиков. Из сортировочного зала предусмотрен звонковый вызов в купе обслуживающей бригады, а из купе багажных раздатчиков — в багажную кладовую;
радиотрансляционной линией и электрохолодильником, установленным в нише стены между тамбуром и багажной кладовой, а также электрокипятильником емкостью 3 л. В котельном отделении установлена огневая плитка для приготовления пищи.
Рис. 11. Цельнометаллический почтовобагажный вагон
В вагоне имеется багажная кладовая, на боковых стенах которой закреплены откидные полки. В купе багажных раздатчиков имеются мягкие диван и полка, столик с тумбочкой и небольшой шкаф для белья. Здесь же установлена электрораспределительная аппаратура и привод к запору двери из тамбура в багажную кладовую.
Тамбур, туалет, котельное отделение и сортировочный зал такие же, как в почтовом вагоне. Обе кладовые оборудованы подъемными кранами мостового типа грузоподъемностью 500 кг.
С целью снижения тары вагона многие детали внутреннего оборудования, наружных дверей, устройств вентиляции, отопления и водоснабжения изготовлены из алюминиевых сплавов и алюминиевых труб. Применены новые искусственные и синтетические материалы.
Техническая характеристика почтово-багажных вагонов приведена в табл. 3. В настоящее время парк почтово-багажных вагонов полностью удовлетворяет потребность в перевозках, поэтому строительство таких вагонов прекращено.
Таблица 3