Приемка состава перед отправлением пассажирского поезда в рейс.
Каждый пассажирский состав в пункте формирования подвергается технической обработке в соответствии с Типовым технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов.
После технического осмотра, ремонта, обмывки и экипировки составы пассажирских поездов перед отправлением в рейс принимает начальник пункта технического осмотра (ПТО) или вагонный мастер.
Сформированные и подготовленные к отправлению в рейс составы пассажирских поездов своевременно должны быть приняты постоянно действующей комиссией, состоящей из дежурного помощника начальника вагонного депо (вагонного участка ДМТП) по эксплуатации или сменного мастера, дежурного врача санитарноконтрольного пункта и представителя пассажирского отдела отделения дороги с участием механика-бригадира проводников, назначаемого для сопровождения поезда.
При приемке состава проверяется санитарно-техническое состояние вагонов и качество наружной и внутренней уборки. Механик- бригадир проводников обязан проверить:
правильность формирования состава по установленной схеме, наличие на вагонах маршрутных досок и порядковых номеров вагонов;
обеспечение вагонов водой, а зимой и топливом;
снабжение вагонов постельным бельем, чаем, сахаром, кондитерскими изделиями и прочими предметами, предназначенными для обслуживания пассажиров;
наличие и исправность сигнальных переносных или постоянных хвостовых фонарей, исправность ходовых частей, автотормозов, средств для оказания первой медицинской помощи, противопожарных средств;
состояние форменного обмундирования у проводников и наличие у них принадлежностей, предусмотренных инструкцией проводнику;
наличие сигнальных флажков у всех проводников, а петард и факел-свечей — у проводников хвостового вагона; наличие рейсового журнала.
При приемке вагонов рекомендуется:
включить вентиляционный агрегат и проверить его работу, а зимой — и работу циркуляционного насоса системы водяного отопления;
убедиться в наличии исправных чистых и промасленных фильтров;
проверить исправность спускных механизмов туалетов вагонов и системы отопления;
проверить совместно с поездным электромонтером состояние электрооборудования, осветительных приборов и предохранительных устройств на электрощите.
Если при осмотре выявлены технические неисправности в составе, механик-бригадир требует устранения их или отцепки неисправных вагонов от состава и прицепки исправных взамен отцепленных.
После приемки вагонов механик-бригадир расписывается в книге готовности состава, находящейся у сменного мастера на ПТО, а в рейсовом журнале механика-бригадира расписываются лица, сдающие состав.
Снабжение пассажирских поездов
Снабжение пассажирских поездов возлагается на конторы обслуживания пассажиров.
Подготовка и выдача съемного оборудования на каждый состав производятся в соответствии с графиком снабжения, согласованным с расписанием движения, в котором указываются номера поездов и время их отправления. Эти графики вывешиваются в кладовых конторы. Предметы съемного инвентаря и постельных принадлежностей до выдачи подбираются по ассортименту и комплектуются на каждый вагон. Выдачу кладовщик оформляет по накладной формы ФИУ-20.
Кладовщик конторы обязан убедиться в доброкачественности постельных принадлежностей и белья и в соответствии их санитарным нормам, а также подобрать на каждый вагон одеяла одного цвета. Он обменивает поездные полотенца и инвентарь, требующий ремонта и чистки, выдает кондитерские изделия (чай, сахар, сухари, печенье) в упаковке, отвечающей санитарным нормам, снабжает вагоны древесным углем из расчета 4 кг угля на каждые 100 стаканов чая. Для приготовления кипяченой и охлажденной питьевой воды установлена дополнительная норма угля на вагон дальнего и местного сообщения в сутки — 1,5 кг зимой и 2 кг летом.
Каждый пассажирский вагон также снабжается чайной и столовой посудой, ножами, вилками и культинвентарем по установленной МПС норме.
Специально выделенные работники конторы на автомашинах или мотороллерах доставляют к составу постельные принадлежности и сдают их проводникам.
На направлениях с большим потоком пассажиров иногда в вагонах скорых поездов стелят белье на спальные места до начала посадки пассажиров. В вагонах фирменных поездов это делают на всех дорогах.
Во время отопительного сезона пассажирские составы перед отправлением в рейс снабжают топливом со складов, примыкающих к экипировочным путям. Уголь транспортируется в калиброванной таре емкостью 20 кг тракторами, электрокарами, автопогрузчиками или другими средствами, имеющимися в распоряжении вагонного депо или участка.
Отапливать вагоны начинают при снижении температуры наружного воздуха до 10°С. Температура в вагонах в течение всего отопительного периода должна поддерживаться не ниже 18°С.
В пунктах формирования пассажирские поезда своей приписки снабжаются углем до полной вместимости угольных ящиков, а оборотные— в соответствии с температурой наружного воздуха. В пути следования на промежуточных станциях, предусмотренных книжками расписаний, на пассажирские поезда выдается топливо по нормам, установленным МПС в зависимости от температуры наружного воздуха.
Пункты снабжения топливом расположены на расстоянии 600— 700 км друг от друга и, как правило, совпадают с пунктами водоснабжения. Пункты снабжения вагонов водой и топливом указаны в книжках расписания движения пассажирских поездов.
Количество топлива, выданного в пунктах снабжения, заносится в суточное требование формы ФМУ-75, где агмечается номер маршрута. Проводник, получивший топливо, расписывается в требовании и сдает его дежурному по пункту.
Для спальных вагонов прямого сообщения, почтовых и вагонов Госбанка отпускается топлива на 15% больше. Вагоны, находящиеся в отстое, снабжаются топливом в размере 70% установленной нормы выдачи на вагоно-сутки.
Пассажирские поезда, продолжительность полного рейса которых не превышает двух суток, снабжаются топливом в пунктах формирования, а в отдельных случаях — и в пунктах оборота по требованию механика-бригадира проводников. Поезда, находящиеся в пути в одном направлении около двух суток, снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота. Марки и сорта выдаваемого на вагоны топлива устанавливаются МПС.
Вагоны-рестораны снабжаются углем повышенного качества в течение всего года для приготовления пищи на кухонных плитах.
При температуре наружного воздуха ниже — 35 С топливо выдается на все пассажирские вагоны в количестве, увеличенном на 10% на каждые 5° снижения температуры. Исходя из указанных норм, дорога устанавливает норму выдачи топлива по пунктам снабжения.
При крайне неблагоприятных погодных условиях МПС дает указания о снабжении вагонов углем по потребности независимо от температуры наружного воздуха как на пунктах формирования и оборота поездов, так и в пути следования по заявкам механиков- бригадиров с отметкой в маршруте о количестве выданного угля.
В каждом пассажирском вагоне имеются устройства для обеспечения питьевой водой пассажиров, а также для снабжения водой умывальников, санитарных узлоя и системы отопления и отопительный период. Водяные баки в вагонах по вместимости обеспечивают потребность в воде примерно на 12 ч следования поезда с пассажирами. В связи с этим пункты водоснабжения расположены на расстоянии в среднем 600—700 км. Водоразборные колонки установлены на междупутьях приемо-отправочных путей станций с расчетом одновременного снабжения восьми— десяти вагонов и затраты времени на весь состав не более 10 мин. Заполнение баков водой осуществляется только через нижние водоприемные патрубки. В соответствии с указанием МПС все наливные воронки на крышах вагонов заглушены.
На экипировочных пунктах все пассажирские вагоны снабжаются водой до полной вместимости баков. Вода по качеству должна отвечать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
При снабжении вагона водой проводник должен следить за уровнем ее в баках, не допускать их переполнения и своевременно перекрывать кран, установленный на водоналивной трубе. Особенно это важно в зимнее время, так как при незакрытом кране водоналивные головки быстро замораживаются.