Содержание материала

Общее руководство пассажирскими перевозками на дорогах Советского Союза осуществляет МПС через Главное пассажирское управление, Главное управление движения и Главное управление вагонного хозяйства.
Главное пассажирское управление занимается изучением пассажиропотоков, составлением графиков и расписаний движения пассажирских поездов, распределением парка пассажирских вагонов по дорогам, разработкой и осуществлением мероприятий по организации и улучшению пассажирских перевозок и обслуживанию пассажиров на вокзалах, а также осуществляет оперативное руководство пассажирскими перевозками на дорогах.
Главное управление движения осуществляет оперативное руководство движением всех пассажирских поездов, обеспечивая совместно с другими управлениями их проследование по графику, а также принимает активное участие в разработке графиков движения пассажирских поездов.
Главное управление вагонного хозяйства и службы вагонного хозяйства на дорогах, в ведении которых находятся резервы проводников, осуществляют подготовку пассажирских составов в рейс и обеспечивают обслуживание пассажиров в поездах. Предприятия вагонного хозяйства производят технический осмотр и ремонт вагонов, занимаются подбором кадров и обучают проводников, механиков-бригадиров (начальников) поездов. В ведении служб вагонного хозяйства находятся также предприятия, обеспечивающие снабжение пассажирских вагонов постельными принадлежностями, съемным инвентарем и оборудованием, а также чаем, сахаром и кондитерскими изделиями.
Главному управлению вагонного хозяйства (ЦВ) в оперативном отношении подчинена Дирекция международных и туристских перевозок, которая входит в состав Московской дороги как самостоятельная хозрасчетная единица с собственным балансом и приписным парком пассажирских вагонов. На нее возложены обязанности по текущему содержанию пассажирских вагонов (за исключением ходовых частей и автотормозов), подготовке в рейс пассажирских поездов, формируемых в Москве (в том числе поездов международного сообщения), экипировке их и обслуживанию проводниками в пути следования, а также по экипировке и ремонту вагонов в поездах формирования других дорог, имеющих пункт оборота на Московском узле.

Подразделение поездов, их нумерация и вес

Движение поездов осуществляется по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении. Показание времени должно быть одинаковым на часах всей сети дорог, для чего они ежедневно проверяются по сигналам точного времени.
Пассажирские поезда в зависимости от дальности следования делятся на: пригородные, курсирующие на расстояние до 150 км; местные — до 700 км; дальние — свыше 700 км.
Назначаются и отменяются пассажирские поезда Главным пассажирским управлением МПС, если они обращаются по двум и более дорогам, и начальником дороги, если они курсируют в пределах одной дороги.
Начальнику отделения дороги предоставлено право разового назначения и отмены отдельных пригородных поездов, обращающихся в пределах отделения дороги.
На сети дорог СССР курсируют пассажирские поезда различных категорий, в том числе:
скорые, которые курсируют с высокой скоростью на большие расстояния. Составы таких поездов формируются из мягких спальных вагонов с двухместными купе, мягких с четырехместными купе, купированных вагонов, жестких некупированных и вагонов- ресторанов. Вагоны этих поездов снабжаются постельными принадлежностями, съемным оборудованием и инвентарем повышенного качества. На направлении Ленинград—Москва обращаются скоростные поезда, которые формируются только из вагонов межобластного сообщения с местами для сидения и курсируют в дневное время;
пассажирские дальнего и местного сообщения, которые отличаются от скорых поездов большим количеством остановок для посадки и высадки пассажиров, в ряде случаев большим весом, а также меньшей скоростью движения.  В составы пассажирских поездов включаются мягкие, купированные, некупированные плацкартные и общие, а также почтовые и багажные вагоны. В настоящее время большое количество местных поездов сформировано из вагонов межобластного сообщения с местами для сидения;
пригородные, предназначенные для перевозок рабочих и служащих к промышленным предприятиям и обратно, городских жителей в пригородные места, а также учащихся. Составы пригородных поездов формируются из четырехосных вагонов с деревянными кузовами, а на электрифицированных дорогах используются моторвагонные секции или дизель-поезда, грузо-пассажирские, формирующиеся из пассажирских и грузовых вагонов и предназначенные для курсирования на малодеятельных линиях и ветвях для одновременного обслуживания пассажиров и перевозки грузов;
людские, предназначенные для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, которые имеют для этого соответствующее оборудование;
почтово-багажные, предназначенные для перевозки почты, грузобагажа и багажа пассажиров, а также небольшого количества пассажиров в пассажирских вагонах в пределах дороги.
Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении. На дорогах Советского Союза принято всем пассажирским поездам, следующим с востока на запал и с севера на юг, присваивать нечетные номера, а следующим в обратном направлении — четные.
Каждая категория поездов имеет свои постоянные номера: скорые поезда от 1 до 78, пассажирские прямого сообщения постоянного обращения от 79 до 138, дальнего сообщения временные, назначаемые на летний период, от 141 до 198, пассажирские местного сообщения от 201 до 298, пригородные от 301 до 898, почтово-багажные от 901 до 948, грузо-пассажирские (по билетам) от 951 до 968, людские от 971 до 998, поезда из пассажирских вагонов, но без пассажиров от 5401 до 5698.
Вес и длина пассажирских поездов определяются графиком движения в зависимости от весовой нормы, принятой на том или ином направлении. При подсчете веса пассажирских поездов учитывается тара вагонов, вес пассажиров, ручной клади и багажа.
Для цельнометаллических пассажирских вагонов мягких, мягко-жестких, купированных и некупированных, межобластного сообщения и вагонов с деревянным кузовом длиной 20,2 м вес тары берется по трафарету, указанному на кузове вагона. Вес пассажиров и ручной клади принимается условно в мягких вагонах 3 т, купированных 4 т, некупированных плацкартных 6 т, бесплацкартных и межобластных по 8 т.
Вес каждого багажного, почтового (с учетом багажа) и вагона-ресторана принимается за 65 т.