Содержание материала

Работа механика-бригадира на станции отправления и в пути следования поезда.
При подаче состава к перрону для посадки пассажиров механик-бригадир проводников обязан проверить, весь ли обслуживающий персонал поезда находится на своих местах. Предварительно вагоны должны быть хорошо провентилированы, а в отопительный сезон обогреты до температуры не ниже 18°С.
Посадка пассажиров начинается с момента объявления ее диктором по радио вокзала. Проводники вагонов должны быть одеты в форменное обмундирование и иметь при себе дневные или ночные сигналы. Во время посадки открывается только та дверь вагона, через которую входят пассажиры, а в пригородных поездах — обе двери, расположенные со стороны посадочной платформы.
Механик-бригадир проводников в это время должен находиться у поезда, иметь нарукавную повязку «Механик-бригадир» и при обращении к нему пассажиров давать справки о порядке посадки и другие сведения, касающиеся следования пассажиров в поезде.
Согласно правилам учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах, введенным МПС, проводники и механик-бригадир должны строго учитывать свободные и освобождающиеся места в вагонах пассажирских поездов дальнего следования. Учет мест производится проводниками вагонов на бланке формы ЛУ-72 с указанием для общих (неплацкартных) вагонов всех пунктов высадки и количества выходящих пассажиров, а для спальных вагонов прямого сообщения (СВ), мягких, жестких купированных и плацкартных — также и с указанием номеров мест.
Форма ЛУ-72
Бланк учета населенности вагона

 Сведения о свободных и освобождающихся местах проводники вагонов обязаны заблаговременно передавать механику-бригадиру или начальнику поезда. Проводники до прибытия поезда на участковую станцию заполняют бланк формы ЛУ-73, указывая в нем отдельно наличие в вагоне свободных мест к моменту прибытия на данную участковую станцию, включая высадку на ней, и количество освобождающихся мест на промежуточных станциях впереди лежащего участка, включая следующую участковую станцию. Проводник заверяет запись своей подписью и немедленно передает форму ЛУ-73 проводнику соседнего вагона для внесения в нее соответствующих сведений и дальнейшей передачи «по цепочке» механику-бригадиру.
Если свободных мест в вагоне нет и высадка пассажиров не предвидится, проводник прочеркивает в бланке соответствующие графы против номера своего вагона и расписывается.

Форма ЛУ-71
Сведения о наличии свободных мест к участковой станции
п. №_______ «___ »________ 197___ г.

В случае прицепки к поезду вагона прямого сообщения проводник его обязан до прибытия на первую участковую станцию доложить механику-бригадиру о количестве пассажиров в вагоне и в дальнейшем давать сведения по форме ЛУ-73.
Проводники вагона отвечают за правильность учета мест в вагоне и своевременную передачу сведений механику-бригадиру, а последний — за организацию учета, а также своевременную и полную передачу сведений работникам станций На основании данных, полученных от проводников, механик-бригадир по прибытии поезда на участковую станцию сдает сведения о местах непосредственно у поезда дежурному по вокзалу или другому уполномоченному на то работнику станции при стоянке поезда до 10 мин, а также на станциях со стоянкой свыше 10 мин, но имеющих тоннели, конкорсы и переходные мосты; в билетную кассу или дежурному по вокзалу лично — во всех остальных случаях.
Механик-бригадир проводников сдает работникам станций: предварительную телеграмму (форма ЛУ-74) по установленному шифру с указанием освобождающихся мест при высадке на станциях согласно перечню;

Форма ЛУ -74

сведения для схемы № 2 (бланк формы ЛУ-75) о наличии свободных мест на основании данных формы ЛУ-73; отдельно на том же бланке предстоящую высадку пассажиров на промежуточных станциях (постанционно) впереди лежащего по ходу поезда участка с указанием высадки на следующей участковой станции. Если свободных мест в поезде нет и высадка пассажиров не предвидится, в бланке формы ЛУ-75 указывается: «Свободных мест нет».

Форма ЛУ-75

На копиях документов, сдаваемых механиком-бригадиром, дежурный по вокзалу или кассир станции, принявший сведения, ставит должностной штемпель и расписывается.
При наличии в пассажирском поезде вагонов прямого сообще ния млн. с переменным трафаретом механик-бригадир в установлен ном порядке сообщает работникам станций сведения о свободных местах в этих вагонах и указывает пункт их назначения.
Начальникам станций и вокзалов запрещается продавать билеты в большем количестве, чем число свободных мест, указанных в передаваемых сведениях.
Предварительная телеграмма формы ЛУ-74 подается с первой участковой станции после отправления поезда с пункта формирования или оборота на все станции, указанные в перечне.
При посадке значительного количества пассажиров по броне, а также пополнении состава вагонами на станциях, расположенных после первой участковой станции, предварительная телеграмма
может быть дана с последующих участковых станций, но не позже 6 ч после отправления поезда с пункта формирования или оборота.
Предварительные телеграммы об освобождающихся местах на участках с централизованным руководством продажей билетов передаются механиком-бригадиром в установленном порядке в адрес старшего билетного кассира по распределению мест (ЛБК) соответствующих станций с указанием высадки пассажиров на всех станциях диспетчерского участка постанционно согласно перечню.
Начальник вокзала или ЛБК станции формирования или оборота поезда не позднее 15 мин после его отправления передает на первую участковую станцию или соседнему ЛБК сведения по схеме № 2 о наличии свободных мест в каждом вагоне за вычетом оставленных для промежуточных станций впереди лежащего участка, а также о количестве проданных билетов до первой участковой станции включительно (для соседнего ЛБК — постанционную высадку пассажиров на участке).
На первой участковой станции (пункте размещения ЛБК) по сведениям со станции формирования или оборота выделяют определенное количество мест промежуточным станциям по их заявкам, после чего приступают к продаже билетов у себя.
При наличии в прибывшем поезде большего количества мест, чем было указано в сведениях, разрешается посадка транзитных пассажиров в вагоны по указанию механика-бригадира с последующим оформлением билетов в поезде.
Телефонная связь для передачи сведений о наличии посадочных мест в поезде предоставляется механику-бригадиру вне очереди. Дежурные телефонистки обязаны предупредить абонентов о разъединении их (за исключением переговоров, связанных со сне- гоборьбой, авариями, крушениями, а также парольных) и предоставить линию для передачи сведений о посадочных местах.
Сведения о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах по формам ЛУ-72, -73, -74 и -75, а также книги учета наличия свободных мест и копии телеграмм хранятся соответственно в резервах проводников и на станциях в течение трех месяцев.
Механик-бригадир следит за работой проводников в поезде: за своевременным открыванием ими дверей, выходом на посадку, правильным их поведением во время посадки и высадки пассажиров. Он устраняет возникающие между пассажирами и проводниками вагонов недоразумения, принимает меры к размещению пассажиров в поезде в тех случаях, когда пассажир с билетом оказался по какой-либо причине без места. Механик-бригадир обязан заблаговременно телеграфировать на станции о предстоящих непредусмотренных отцепках вагонов, хранить на всем пути следования натурный лист поезда, а также документы на прицепные вагоны.
Согласно приказу МПС № 3/Ц, от 19 января 1968 г. обязанности главного кондуктора возложены на проводника хвостового вагона. В связи с этим во всех пассажирских поездах (кроме пригородным), находящихся в пути следования в одном направлении свыше 7 ч, хвостовые вагоны обслуживаются двумя проводниками.

Проводник хвостового вагона получает, помимо ручного сигнального фонаря, двух красных и двух желтых сигнальных флажков, также факел-свечи и петарды.
Запрещается прицеплять в хвост пассажирских поездов вагоны, не оборудованные постоянными электрическими сигнальными фонарями.
Перед отправлением пассажирских поездов в рейс, а также при отцепках и прицепках вагонов на промежуточных станциях проводники хвостовых вагонов должны проверить наличие, исправность и чистоту хвостовых сигналов, а в пути следования следить за непрерывным горением этих сигналов.
Во время отправления поезда со станции остановки по расписанию проводник должен находиться на площадке хвостового вагона и вместе с другими проводниками и локомотивной бригадой следить за исправностью вагонов и подаваемыми сигналами.
На участках, оборудованных автоблокировкой, при вынужденной остановке пассажирского поезда на перегоне проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость хвостовых сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принимать меры к его остановке в порядке, предусмотренном Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.
Если при вынужденной остановке на перегоне требуется ограждение поезда и смежного пути, машинист ведущего локомотива должен подать сигнал обшей тревоги. Ограждение производится по указанию машиниста с головы—его помощником, а с хвоста — проводником хвостового вагона в порядке, предусмотренном инструкцией по сигнализации.
На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщиков-автоматчиков или других лиц, на которых возложены их обязанности, проводник хвостового вагона принимает участие в сокращенном опробовании автотормозов. Если при опробовании не сработает тормоз последнего вагона, проводник обязан не допустить отправление поезда.
Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, прицеплен пассажирский вагон другого ведомства или служебно-технический, почтовый, грузовой, все указанные дополнительные обязанности выполняет проводник последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.