Содержание материала

Основой организации движения поездов является утвержденный МПС график движения, объединяющий работу всех подразделений железных дорог.
Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией и точным выполнением технологических процессов работы станций, депо, тяговых подстанции, ПТО и др.
График движения поездов должен обеспечивать: выполнение плана перевозок пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; наивыгоднейшее использование подвижного состава; согласованность работы станций и прилегающих участков, а также наилучшее использование их пропускной способности; соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад (§168 ПТЭ). Для сведения всех пассажиров и руководства работникам, связанным с пассажирскими перевозками, публикуются:
указатель железнодорожных пассажирских сообщений — для билетных кассиров, справочных бюро вокзалов, городских касс, резервов проводников, пассажирских служб и служб вагонного хозяйства дорог, отделений дорог и других организаций и отдельных граждан, часто пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В этом указателе приведены: в алфавитном порядке названия станций и остановочных пунктов сети дорог, номера пассажирских поездов и маршруты их следования по основным направлениям, сведения о беспересадочном сообщении отдельных вагонов, о международном сообщении пассажирских поездов и схема согласования, международное поясное время, расписание движения поездов по всей сети дорог, железнодорожные пассажирские тарифы на скорые и пассажирские поезда с указанием стоимости билета на каждый тип вагона, данные о морском международном сообщении, расписание движения пассажирских пароходов внутреннего сообщения, а также краткие правила пользования указателем.
При наличии такого указателя легко и быстро можно определить время отправления или прибытия поездов для любой станции и в любом направлении, время прибытия и отправления пассажирских пароходов, расстояние между основными железнодорожными станциями, стоимость проезда пассажиров и перевозки багажа, а также правила определения местного и московского времени; расписание движения пассажирских поездов. Каждая дорога на основании согласованного сетевого расписания составляет и печатает книжки расписания движения пассажирских поездов, формируемых на дороге, и транзитных поездов формирования других дорог.
В книжках расписания движения поездов указывается: время отправления каждого поезда; продолжительность следования в пути; время прибытия на раздельные пункты, продолжительность стоянки на них и время отправления; время прибытия поезда на конечный пункт и его отправления; периодичность обращения пассажирских поездов; расстояние между раздельными пунктами, через которые следует поезд; количество составов в обороте: дорога обслуживания, станции снабжения вагонов водой и топливом и удаления мусора из вагонов.
Кроме того, приводятся схемы формирования составов поездов с условным шифром обозначений типов вагонов для передачи сведений на станции о свободных и освобождающихся местах.

При составлении сведений (заполнении бланка формы № ЛУ-75) после шифра категории вагона ставится дробное число, где числителем обозначается номер вагона, а знаменателем — количество свободных мест в нем. После шифров МК и СВМ числителем обозначается номер вагона, а первым и вторым знаменателями — количество свободных мест соответственно мягких и купированных или СВ и мягких. В предварительных телеграммах (бланк формы № ЛУ-74) число мест (знаменатель) проставляется прописью.
В настоящее время расписание движения пассажирских поездов составляется на два года, а по истечении одного года производится только незначительная его корректировка. Все изменения в расписании движения пассажирских поездов работники станций, вокзалов, механики-бригадиры, а также проводники вагонов должны своевременно доводить до сведения пассажиров.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР пассажирские поезда формируются, как правило, из однотипных вагонов.
Вагоны, занятые пассажирами, должны отделяться от локомотива багажным, почтовым или другим вагоном, не занятым пассажирами. Цельнометаллические пассажирские вагоны могут не отделяться от локомотива в тех случаях, когда не предусмотрено включение в состав поезда почтового и багажного вагонов или когда поезд по маршруту следования меняет направление движения. Если багажный или другой вагон, служащий прикрытием, по неисправности в пути следования будет отцеплен или переставлен в хвостовую часть поезда, в этих случаях, как исключение, поезд может следовать без прикрытия.
В пассажирских поездах в первом и последнем вагонах крайние торцовые двери должны быть заперты, а переходные площадки закреплены в поднятом положении.
Запрещается ставить грузовые вагоны в пассажирские поезда. В исключительных случаях грузовые вагоны, кроме платформ и цистерн (цистерны для молока ставить разрешается), могут быть поставлены в пассажирские поезда (за исключением скорых), следующие в пределах двух и более дорог, с разрешения МПС, а в пределах дороги — с разрешения начальника дороги.
Число грузовых вагонов, прицепляемых к пассажирскому поезду дальнего следования, не должно превышать четырех осей. К пассажирским поездам местного и пригородного сообщений и почтово-багажным разрешается прицеплять грузовые вагоны: к поезду местного или пригородного сообщения — не более трех вагонов, к почтово-багажному — не более шести вагонов.
В некоторые поезда включаются вагоны прямого сообщения, которые дают возможность пассажирам доехать до определенной станции без пересадки.
Для пассажиров с детьми в поездах выделяются отдельные вагоны. В мягких и купированных вагонах курить в купе разрешается только с общего согласия едущих пассажиров.
В связи с повышением скоростей движения пассажирских поездов МПС устанавливает следующий порядок прицепки служебных, служебно-технических и других пассажирских вагонов с деревянными кузовами.
Вагоны, имеющие короткие вставки вместо сквозной хребтовой балки и оборудованные автосцепкой на тележках типов КВЗ-5, ЦМВ, трехосных северо-кавказского типа и ЦВТК с колесными парами на роликовых подшипниках, допускается прицеплять по одному в хвост поезда, следующего со скоростью до 100 км/ч.
Старотипные вагоны с деревянным кузовом или кузовом типа Полонсо, имеющие хребтовую балку, оборудованные автосцепкой и электропневматическим тормозом на тележках типов КВЗ-5, ЦМВ. трехосных северо-кавказского типа и ЦВТК усиленных с колесными парами на роликовых подшипниках, разрешается прицеплять в хвост к поездам, следующим со скоростью до 120 км/ч.

Все остальные служебные и служебно-технические вагоны, четырехосные вагоны с деревянным кузовом или Полонсо, на винтовом сцеплении или оборудованные автосцепкой, с колесными парами на подшипниках скольжения и имеющие другие типы тележек разрешается прицеплять в хвост поезда, следующего со скоростью, как правило, не более 80 км/ч.
До полного оборудования всех вагонов электропневматическим тормозом разрешается включать служебные и специально-технические вагоны, не оборудованные указанным тормозом, в хвост поезда.
Нумерация мест в вагонах имеет важное значение для правильного размещения пассажиров и точного учета наличия свободных мест.
Знание проводниками и механиками-бригадирами схем нумерации мест в пассажирских вагонах облегчает их работу и исключает недоразумения при посадке пассажиров.
Во всех пассажирских вагонах принято нижние места нумеровать нечетными числами, а верхние — четными. Часть мягких вагонов, имеющих двухместные купе только с нижними местами, имеет нумерацию четную и нечетную.
Таблички номеров плацкартных мест (рис. 142) на поперечных диванах и полках ставятся на продольной стене, а на продольных диванах и полках — на поперечных перегородках.
В цельнометаллических некупированных вагонах постройки 1966—1970 гг. имеется 54 места. Нумерация мест начинается с первого четырех местного отделения. В этих вагонах двухместное купе не нумеруется и выделено для отдыха проводников.

Если цельнометаллический вагон курсирует как неплацкартный (с общими местами), то на каждом поперечном и продольном диване имеются три места для сидения. Место для сидения пассажира, занимающего верхнюю полку, обозначается номером этой полки с прибавлением буквы а.
Номера мест для сидения на поперечных диванах ставятся ниже подъемной полки, на продольных диванах —на продольной стене, а номер среднего места для пассажира с верхней продольной полки — на подоконном щите.
Таблички номеров в мягком и купированном вагонах ставятся на продольной стене ниже верхнего спального места.
В вагонах межобластного сообщения номера мест наносятся на спинках кресел. Счет мест ведется по порядку номеров нарастающим числом.
В купированном вагоне, имеющем радиопункт и девять купе для пассажиров, счет мест ведется с первого четырехместного купе (всего 36 мест). В вагоне без радиопункта добавочное двухместное купе имеет места под номерами 37 и 38.
В мягких вагонах с двухместными купе, где есть только нижние места, счет мест ведется с первого одномастного купе и далее по порядку до 19. Таблички номеров ставятся на продольных стенах вагона по обе стороны от окон над каждым диваном.