Расположение проводов радиотрансляционной линии, тип и количество громкоговорителей зависят от конструкции и назначения вагона. Внутри вагона линейные провода проложены скрыто, но в местах, доступных для монтажа и осмотра.
Радиотрансляционные линии в некупированных вагонах постройки 1950—1961 гг. и постройки завода ПНР 1955—1962 гг. ведутся от наружной соединительной коробки, огибают стены у потолка тамбура, проходят через туалет, служебное отделение проводников, огибают его под раскладкой над верхней полкой и далее по коридорной перегородке выходят на продольную стену вагона над багажными полками. Линия проведена над потолком малого коридора в некотловой тамбур и выходит наружу к соединительной коробке.
Монтаж радиотрансляционной линии выполнен проводом марки ПВД2Х1,5 мм3. В этих вагонах устанавливаются три громкоговорителя: во втором, шестом и седьмом отделениях для пассажиров. Подключаются громкоговорители к ответвительным коробкам через ограничительные конденсаторы емкостью 0,1—0,3 мкФ.
В вагонах постройки 1965 г. (ПНР) устанавливаются пять громкоговорителей. В некупированных вагонах устанавливаются громкоговорители 1ГД-6, 1ГД-18, 1ГД-28, «Орион» (табл. 14).
Продолжение табл. 13
Внешний вид громкоговорителя типа «Орион» показан на рис. 125, а схема подключения его к линии приведена на рис. 126. Громкость громкоговорителя ГР регулируется скачкообразно изменением напряжения в цепи звуковой катушки переключателем с клеммами 1—5, чем обеспечивается устойчивость и долговечность в работе регулятора.
В некупированных вагонах отечественной постройки 1966 г. провода трансляционной линии прокладываются в металлических трубах совместно с телефонными и сигнализационными проводами.
Вагоны постройки 1968 г. имеют абонентскую и магистральную радиолинии. Ответвление последней произведено от громкоговорителя в служебном отделении проводников. Провода огибают тамбур котловой стороны вагона, проходят через туалет, служебное отделение, купе проводников и все отделения для пассажиров.
Таблица 14
Далее огибают перегородку вагона и через малый коридор под потолком некотлового тамбура выводятся наружу к соединительной коробке, укрепленной на стене вагона под суфле переходной площадки. Для прокладки линии используется провод марки ПВД2Х1.5 мм2. В этих вагонах устанавливается одиннадцать громкоговорителей, по одному на каждое отделение для пассажиров, в служебном отделении и в купе проводников. Подключение громкоговорителей и регуляторов громкости осуществлено гибким многожильным проводом с хлорвиниловой изоляцией.
. Рис. 125. Громкоговоритель типа «Орион», установленный в некупированном вагоне
Рис. 126. Схема подключения громкоговорителя «Орион» к линии
Обрамление громкоговорителей выполнено из эластичного винипласта, проводка скрыта под декоративной раскладкой из белого пластика.
Цельнометаллические купированные и мягкие вагоны постройки заводов ГДР 1963—1972 гг. имеют две радиотрансляционные линии: магистральную — сквозную и распределительную — абонентскую к радиоточкам в каждом купе. Монтаж линии выполнен проводом ПРГ500 1X1,5 мм2 в рукаве с гибкой металлической оболочкой.
Обе линии с выходами 1 проложены со стороны купе (рис. 127). Абонентский трансформатор 3 установлен в шкафу служебного отделения проводников рядом с регулятором — стабилизатором напряжения сети освещения вагона. Первичная обмотка его соединена с магистральной линией 2, а вторичная, если трансформатор установлен в купированном вагоне, — с линией 4, которая подводится к громкоговорителям 5, одиннадцать из которых расположены в купе и два в коридоре; если же трансформатор расположен в мягком вагоне, то к линии 4 подключено восемь громкоговорителей купе и два коридора.
Первичная обмотка трансформатора секционирована и имеет входные сопротивления 2000, 2 500, 3000 и 4 000 Ом на частотах свыше 400 Гц.
В коридоре и во всех купе мягких и купированных вагонов устанавливаются однотипные громкоговорители типа РФТ (ГДР) мощностью 1 или 1,5 Вт. В коридоре громкоговорители крепятся на отражательных досках, улучшающих акустику и покрытых декоративным обрамлением из белого пластика 1 (рис. 128), который крепится четырьмя винтами. В купе этих вагонов громкоговорители устанавливаются на наклонной части потолка, а их регуляторы громкости 2 — на стене.
Рис. 128. Расположение громкоговорителя и коридоре купированного вагона постройки 1970 г.
Рис. 129. Внешний вид регулятора типа РФТ:
1 — резисторы; 2 — корпус переключателя регулятора; 3 — станина
Регулятор громкости типа РФТ включается в трансляционную линию как потенциометр, что обеспечивает в ней активную нагрузку 7000 Ом. В то же время сопротивление в цепи громкоговорителя скачкообразно изменяется в пределах от 0 до 7 000 Ом. Внешний вид регулятора типа РФТ со снятым кожухом показан на рис. 129. На рис. 130, а дана схема подключения в линию регуляторов типа РФТ и СП (штриховая линия). Внешний вид последнего приведен на рис. 130, б. Регулятор 2 см. рис. 130, а) подключается к первичной обмотке трансформатора 1 клеммами LV и L, а к линии 3 — клеммами LV и V.
В мягких вагонах выпуска 1953-1956 гг. и вагонах «МИКСТ» постройки завода ВНР 1962—1965 гг. также проложены две линии, но без абонентского трансформатора. Абонентская линия включается тумблером, установленным на щите электроснабжения вагона в служебном отделении проводников.
В отечественных мягких (комбинированных 24-местных, постройки 1966—1967 гг.) и спальных вагонах (16-местных, постройки 1955—1957 гг.) магистральная линия проходит через весь вагон со стороны купе, а абонентская линия проложена под потолочной раскладкой перегородки коридора. Монтаж выполнен проводом ΠΡΠ2х1,5 мм2 с ответвлениями в каждое купе. Громкоговорители крепятся со стороны умывального отделения и имеют выносные регуляторы громкости, установленные на стене купе.
Рис. 130. Схема подключения к линии регуляторов типа РФТ и СП
В спальных 16-местных вагонах включение и регулировка громкости коридорных громкоговорителей осуществляются из служебного отделения проводников. В этих вагонах устанавливаются восемь громкоговорителей в купе и два в коридоре мощностью 1 Вт.
В вагонах-ресторанах радиотрансляционная линия проведена под потолком некотлового тамбура и большого коридора, далее под потолочной обшивкой по центру салона с выходом через тамбуры наружу к соединительным коробкам. Линия у этих вагонов выполнена проводом ΠΡΓ500х1х1,5 мм2 в защитном металлорукаве.
На потолке салона устанавливаются два громкоговорителя ГР (рис. 131) типа РФТ мощностью по 8 Вт. Каждый громкоговоритель имеет отдельный регулятор громкости.
В вагонах межобластного сообщения отечественной постройки и завода ПНР установлены три громкоговорителя, линия смонтирована проводом ПРП 2X1,5 мм2, регуляторы вынесены на стену вблизи сидений.
Регулировка громкости осуществляется скачкообразно изменением напряжения в цепи звуковой катушки, как у громкоговорителя «Орион».
В почтовых и багажных цельнометаллических вагонах радиотрансляционные линии проложены проводом ПВД 2X1,5 мм2. В почтовом вагоне один громкоговоритель расположен в купе обслуживающего персонала, другой — в зале сортировки корреспонденции. В багажных вагонах также устанавливаются две радиоточки. Подключаются эти вагоны к радиотрансляционной линии поезда так же, как и все остальные.
Рис. 131. Схема включения громкоговорителей в вагонах-ресторанах: ГР — громкоговорители, Тр — трансформаторы; 1 — первичные обмотки Гр; 2 - регуляторы; 3 — линия; L1LV и V* —клеммы
Рис. 132. Динамический громкоговоритель в разрезе
В вагонах электропоездов для радиотрансляционной линии использованы два провода от кабеля НРШМ 37X2,5 мм2, проложенного в трубе под вагоном. Линия выводится в тамбуры к распределительным клеммам рейки, обозначенным цифрами 41 и 42. Подводка к громкоговорителям выполнена проводом ПРП 2X1,5 мм2. В салоне вагона устанавливаются два громкоговорителя типа 2ГД-3. Соединяется линия между вагонами общим многокоитактным разъемом типа ЖОКС. Кроме того, провода к клеммам 41 и 67 используются для переговорной связи между концевыми кабинами машинистов посредством информационного усилителя.
Громкоговорители, регуляторы громкости и согласующие трансформаторы. В громкоговорителе энергия электрического тока, создаваемая на выходе усилителя НЧ или приемника, преобразуется в акустическую (звук).
Для радиофикации пассажирских вагонов применяют только электродинамические громкоговорители. В кольцевом поле постоянного магнита 1 (рис. 132) помещена подвижная звуковая катушка 2, связанная с диффузором 3. Переменный ток звуковой частоты, проходя по виткам катушки, образует вокруг нее переменное магнитное поле; взаимодействующее с полем постоянного магнита.
В зависимости от направления тока в звуковой катушке возникают электродинамические силы, стремящиеся вытолкнуть или втянуть глубже катушку в зазор постоянного магнита. При движении катушка увлекает за собой диффузор, колебания которого создают звуковые волны. В поездном радиовещании наиболее широко применяются громкоговорители, перечисленные в табл. 17. Принцип действия их одинаков.
Условное обозначение громкоговорителей отечественного производства (маркировка); цифра, означающая номинальную мощность; буквы ГД — громкоговоритель динамический, цифра, указывающая вариант конструктивного исполнения. Например, 1ГД-6: номинальная мощность 1 Вт, громкоговоритель динамический, шестой вариант конструкции.
Подключаются громкоговорители к линии посредством согласующего трансформатора. Принципиальная схема включения громкоговорителя в линию в некупированных вагонах показана на рис. 133. В качестве регуляторов громкости в этих вагонах используются потенциометры — переменные резисторы типа СП.
В зависимости от изменения величины сопротивления (угла поворота подвижного контакта) потенциометры разделяются на группы с зависимостью: А — линейной; Б — логарифмической; В — показательной. Для постановки в вагонах наиболее пригодны потенциометры с линейной зависимостью.
Если вышел из строя регулятор типа РФТ и невозможно его восстановить в купированных вагонах, он с успехом может быть заменен потенциометром типа СГ1 мощностью не ниже 1 Вт. В некупированных вагонах устанавливаются потенциометры мощностью 2 Вт при номинальном сопротивлении 6,8 ком. Допускается постановка потенциометров с предельными номинальными значениями 5—10 ком. Основные данные потенциометра приведены на его крышке, например: СП-1, А-1 Вт —6,8 ком.
В качестве согласующих трансформаторов применяются;
в некупированных вагонах для громкоговорителей типов 1ГД-5, 1ГД-6, 1ГД-18, 1ГД-28 — трансформаторы с сердечником Ш-10-Ш-16, набором пластин размером 10—17 мм, первичной обмоткой, состоящей из 1400 витков провода ПЭЛ-0,12 мм, и вторичной обмоткой — из 44 витков провода ПЭЛ-0,5 мм:
в купированных вагонах для громкоговорителей типа РФТ 1— 1,5 Вт — трансформаторы с сердечником Ш-16-5-Ш-20. набором пластин размером 17—20 мм, первичной обмоткой из 2500 3000 витков провода ПЭЛ-0,1 мм, вторичной обмоткой из 82 — 90 витков провода ПЭЛ-0,5 мм;
в вагонах-ресторанах для громкоговорителей типа РФТ 8 Вт — трансформаторы с сердечником Ш-204-Ш-24, набором пластин размером 29—34 мм, первичной обмоткой из 1 860— 1 900 витков провода ПЭЛ-0,18 мм. вторичной обмоткой из 85—95 витков провода ПЭЛ-0,73 мм.
Хорошо работают громкоговорители типа ДК-1, согласующий трансформатор которых имеет сердечник из стали Ш-16Χ16, первичную обмотку с 70 витками из провода ПЭЛ-0,57 мм (выводы подключаются к звуковой катушке) и вторичную обмотку из 740 витков провода ПЭЛ-0,16 мм (выводы включаются в трансляционную линию). Трансформатор обеспечивает удовлетворительную работу и с другими громкоговорителями, например 1ГД-5, 1ГД-6, 1 ГД-9 и 1ГД-18.
Можно использовать выходные трансформаторы от приемников «Воронеж», «Рассвет», «Чайка», «Рекорд», «Юность» и др., но при этом следует учитывать, что для различных громкоговорителей должно быть соответственное число витков первичной и вторичной обмоток. Поэтому необходимо перематывать обмотки трансформаторов для согласования с трансляционной линией поезда, напряжение в которой 30 в.
Микрофоны. Назначение микрофона — преобразовать звуковые колебания в электрические. В поездном радиовещании применяются электродинамические микрофоны четырех типов (рис. 134): 1 — типа МД-44 (вес 0,6 кг), направленного действия, рабочая полоса частот 100 — 8000 Гц с неравномерностью частотной характеристики не более 12 дб; 2 — типа МД-47 (вес 0,26 кг), ненаправленного действия, рабочая полоса частот 100-10 000 Гц с неравномерностью частотной характеристики не более 20 дб; 3 —типа МД-55 (вес 1,65 кг), ненаправленного действия, рабочая полоса 60 — 8 000 Гц с неравномерностью частотной характеристики не более 12 дб; 4 — типа МД-04 (вес 0,16 кг), направленного действия, рабочая полоса 100—10000 Гц с неравномерностью частотной характеристики 15 дб при 100 — 1 000 Гц и 10 дб при 1 000 — 10 000 Гц.
В электродинамических микрофонах звукоприемником является диафрагма из тонкой алюминиевой фольги, к которой жестко закреплена звуковая катушка, помещенная в кольцевом зазоре магнитного стакана и стержня. Звуковые колебания, действуя на диафрагму, заставляют катушку двигаться в поле магнитной системы, вследствие чего в ней возникают электрические токи звуковой частоты.
Преимуществом электродинамических микрофонов является возможность работы без посторонних источников тока, небольшие габаритные размеры и вес при достаточно удовлетворительных электрических параметрах.
Эксплуатация радиотрансляционной линии и микрофонов. После формирования состава подготавливают радиотрансляционную линию. В процессе установки межвагонных соединителей обращают внимание на надежность контакта элементов соединительной коробки с разъемами соединителей.
Рис. 134. Микрофоны:
1 — типа МД-44; 2 — типа МД-47; 3 — типа МД-56, 4 — типа МД-64
Провода последних не должны провисать и мешать проходу работников поездной бригады и пассажиров по переходным площадкам вагонов. Линия должна быть соединена исправными и однотипными соединителями. При проверке слышимости в вагонах следует повернуть регулятор громкости каждого громкоговорителя, обратить внимание на состояние декоративной ткани, а также убедиться в наличии ручек на регуляторах.
В процессе эксплуатации радиотрансляционной линии в движущемся поезде основными повреждениями в ней являются короткие замыкания, возникающие от неисправности межвагонных соединителей или выхода из строя регуляторов громкости. Короткое замыкание определяется по резкому снижению громкости передачи.
Для выявления замыкания в линии нужно поочередно отключать межвагонные соединители с двух сторон вагона с радиопунктом.
Определив сторону состава, в которой произошло замыкание, надо поочередно отключать вагоны и по интенсивности звучания громкоговорителей найти вагон с неисправностью Кроме того, при подсоединении вагона, в линии которого имеется замыкание, в межвагонном соединителе можно заметить сильное искрение-
Неисправность в вагоне обнаруживается поочередным включением и выключением регулятора каждого громкоговорителя- Если неисправность таким способом не обнаруживается, следует проверить линию внутри вагона, которая часто повреждается у выхода наружу в тамбуре. В купированных вагонах наиболее часты повреждения на месте постановки абонентского трансформатора. Нарушается работа радиотрансляционной линии и при отсутствии контакта в соединительной коробке и межвагонных соединителях.
Наиболее опасные повреждения возникают в радиотрансляционной линии, если в ее провода попадает ток от проводов сети электроосвещения. При попадании постоянного тока сгорают первичные обмотки трансформаторов, выходят из строя громкоговорители, подгорает изоляция и контакты в межвагонных соединителях. Кроме того, наличие постоянного электротока в трансляционной линии может вызвать пожар в вагоне. Подобные неисправности могут произойти в вагонах, где трансляционная линия и провода освещения проложены совместно (в некупированных и мягких вагонах постройки 1951—1954 гг.). Обычно причиной пожара является повреждение изоляции из-за небрежной постановки шурупов, крепящих декоративную раскладку, под которой проложены провода. При обнаружении неисправности в пути следует немедленно с двух сторон вагона отключить межвагонные соединители и неисправную линию электроосвещения, а по прибытии из рейса заявить об этом мастеру (бригадиру) радио- и электроцеха.
С выхода усилителя в линию подается напряжение звуковой частоты 30 в, соответственно которому нужно включить все трансформаторы громкоговорителей. В купированных и мягких вагонах постройки заводов ГДР согласующие трансформаторы переключаются на клеммы 3500 Ом (при постройке на заводе их включают на 7 000 Ом).
Для ведения передач через микрофон необходимо:
установить его на расстоянии не ближе 20—25 см, так как при более близком положении передача будет искажаться;
говорить спокойным естественным голосом, тщательно следя за своей речью;
окно и дверь радиокупе закрыть. Категорически запрещается присутствие в купе посторонних лиц;
регулятор громкости входа усилителя установить так, чтобы стрелка контрольного прибора (выход) не заходила за окрашенный участок шкалы;
выключить во избежание генерации (акустической обратной связи) контрольный громкоговоритель;
перед передачей микрофон включить несколько раньше и выключить только после полного окончания текста, не обрывая передачу на полуслове. Навык в передаче текстовых объявлений приобретается путем тренировки. Чтобы выработать хорошую дикцию, рекомендуется как можно чаще читать вслух и периодически проверять себя записью на магнитофоне.
Если микрофон в пути следования откажет в работе, нужно проверить его подсоединение, а также исправность входов усилителя. Следует предохранять микрофон ог ударов и резких сотрясений. После передачи нужно удостовериться, что микрофон выключен, и затем для предохранения от пыли и влаги надеть на него чехол. При бережном обращении микрофон работает безотказно и долговечно.