1. Назначение и оборудование радиопункта
Поездное радиовещание — одна из форм культурного обслуживания пассажиров. По радиотрансляционной сети поезда передаются программы радиовещательных станций СССР, а также местные передачи. К последним относится информация пассажиров с помощью микрофона и трансляция посредством магнитофона музыкальных программ и очерков, которые готовятся по заказам Министерства путей сообщения Комитетом по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Тиражирование репертуара магнитофонных записей для поездов сети дорог производится после согласования с художественным советом МПС.
Все пассажирские поезда дальнего следования и большинство поездов межобластного сообщения радиофицированы. В состав поезда включается вагон с радиопунктом; в остальных вагонах установлены громкоговорители. В зависимости от схемы формирования поезда, числа и типа вагонов количество громкоговорителей в трансляционной сети может быть от 50 до 160. Радиопункт размещается в двухместном специально оборудованном купе вагона, на крыше которого устанавливаются две радиоприемные антенны: продольно-горизонтальная (ДСК) — для приема на длинных волнах (ДВ), средних (СВ) и коротких (КВ); кругообразная — для приема на ультракоротких волнах (УКВ).
Под вагоном в металлическом ящике размерами 1 500Х500Х500 мм устанавливаются преобразователи рабочий и резервный.
Типовой комплект поездной радиотрансляционной установки содержит радиоприемник первого или высшего класса, усилитель низкой частоты мощностью 50 или 100 Вт, магнитофонную приставку, микрофон и пусковой реостат. Согласно инструкции МПС на радиопункте должны быть измерительные приборы (тестер или омметр), запасные радиолампы и детали, а также необходимые инструменты.
Радиоаппаратура устанавливается на амортизированном стеллаже 1 (рис. 68) рабочего стола. Над столом закреплен на стене распределительный щит 6 с нишей для контрольного громкоговорителя 7. Стол оборудован отделениями для хранения кассет с магнитофонными лентами, инструмента, технической документации, личных вещей механика-бригадира проводников, а также выдвижной доской для ведения записей.
В вагонах с радиопунктом постройки до 1969 г. подвагонный ящик для преобразователей устанавливался с купейной стороны. Этот же ящик в вагонах постройки 1969—1970 гг. устанавливается под коридором. Это позволило уменьшить шум от работающего преобразователя, мешающий отдыху пассажиров, и, кроме того, укоротить соединительные провода, так как токораспределительный щит в этих вагонах располагается под нишей для приборов установки кондиционирования воздуха, с левой стороны от рабочего стола.
Радиоаппаратура питается через преобразователи, получающие энергию от аккумуляторной батареи, которая в вагонах с установками кондиционирования воздуха дает ток напряжением 110 в, в вагонах, не оборудованных такими установками, — 50 в.
С силового распределительного шита I (рис. 69) вагона и щита 2 радиокупе постоянный ток поступает к преобразователям, расположенным в ящике 3. которые вырабатывают переменный ток напряжением 127 или 220 в, частотой 50 Гц. Включение и выключение преобразователей осуществляются со щита радиокупе через пусковой реостат R. Провода, соединяющие распределительный щит с батареей вагона и преобразователями, прокладываются в трубах, что надежно защищает их от механических повреждений и способствует уменьшению уровня промышленных радиопомех, создаваемых подвагонными генераторами и преобразователями. Кроме того, надежная экранизация токонесущих проводов исключает возможность паразитных электромагнитных связей. Ток звуковой частоты напряжением 30 в с радиоустановки 4 поступает через коммутационные устройства щита 2 в трансляционную линию 9 поезда. Провода линий отдельных вагонов соединяются в единую поездную магистраль междувагонными соединителями 8.
Работают поездные радиопункты по расписанию, утвержденному Министерством путей сообщения, которое обычно вывешивается для сведения пассажиров на двери радиокупе.
При следовании поездов по дальневосточному направлению, а также по другим районам страны, где меняются часовые пояса, радиопередачи ведутся по расписаниям применительно к местному времени и графику движения поездов. В зависимости от направления и продолжительности следования радиопункт снабжается необходимым количеством магнитных записей, концертов национальной музыки, очерков о достопримечательных местах по маршруту следования поезда.
В пригородных поездах (электросекциях и др.) радиосеть преимущественно используется для передачи объявлений о пунктах остановки.
Каждый поездной радиопункт должен быть зарегистрирован в местных (республиканских, областных или городских) органах Министерства связи СССР, которые ведают радиовещанием.
2. Токораспределительные щиты.
Щиты системы Газеланж. В вагонах с радиопунктом постройки 1952—1963 гг. устанавливались распределительные щиты размерами 700X400X150 мм (рис. 70), а выпуска 1963—1967 гг. — 1150X490X150 мм (рис. 71). Увеличение размеров щита вызвано постановкой дополнительных приборов — вольтметра VIII контроля напряжения тока в цепи электропневматического тормоза, манометра IX для наблюдения за давлением воздуха в тормозной магистрали и ниши контрольного громкоговорителя X. Все детали смонтированы на лицевой панели щита из полированного гетинакса. Принципиальная электрическая схема обоих щитов одинакова (рис. 72).
Рис. 70. Распределительный шит «Газелан» в вагонах постройки 1952—1963 гг .:
Рис. 71. Распределительный щит системы «Газелан» в вагонах постройки 1963—1967 гг :
Коммутационные устройства щита позволяют осуществлять радиопередачу от двух комплектов радиоаппаратуры и питать поочередно аппаратуру от двух преобразователей. К распределительному щиту подведены линии электропитания, переменного тока, звукового напряжения, антенны и заземления. Монтаж токонесущих цепей выполнен проводом марки ПРГ.
К электродвигателям преобразователей ток поступает с клеммы +РУ силового распределительного щита вагона на клемму +19 распределительного щита радиопункта, далее на пакетный переключатель III, клемму 18, пусковой реостат R, клемму 17, амперметр А постоянного тока, пакетный переключатель IV, включающий основной или резервный преобразователь, клемму +13 или + 15, клеммы колодки В постоянного напряжения, расположенной в подвагонном ящике, обмотку электродвигателя Э1 или Э2, колодку В, клемму —14 или — 16, пакетные переключатели IV, III и проходит на клеммы — 20 и — МБ силового распределительного щита.
Переменный ток от преобразователя поступает через предохранители 6 на щитке Б, расположенном в подвагонном ящике, к клеммам 8 и 9 или 10 и 11, далее к пакетному переключателю V и пакетному переключателю VI, который подает ток от преобразователя к контактам 6, 7 и 7, 8 соединительной рейки I распределительного щита или контактам 8,7 и 7, 6 рейки II. С этих контактов через соединительные шланги переменный ток подводится к радиоустановкам.
Постоянное и переменное напряжение измеряется вольтметрами VI и V2.
Ток звуковой частоты напряжением 30 с выхода усилителя радиоустановки поступает через соединительные шланги к контактной соединительной рейке I или II.
Переключателем VII клеммы 3 и 4 подключаются к контактам 5 и 4 рейки I или контактам 4 и 5 рейки II. К клеммам 3 и 4 подключен выход радиотрансляционной линии и контрольный громкоговоритель ГР, установленный в радиокупе. Общий пакетный переключатель III служит для пуска преобразователей, а переключатель IV — для подключения одного из них.
Софитная лампа Л1 для освещения купе радиопункта включается через предохранитель 17 (1 а) выключателем В через клемму 12. Осветительная лампа Л2 ящика преобразователей автоматически включается кнопкой Г при открывании его двери.
Монтажные провода распределительного щита подключаются к клеммам фарфоровых колодок, расположенных в верхней его части. Клеммы 5 и 6 переключателя IX предназначены для включения наружного громкоговорителя, 7 — корпус вагона, 2 — холостая. Гнезда 1, 3, 4 и 8 реек I и II соединены с корпусом вагона.
Зажимы MI и м2, подключенные к контактам I и 2. предназначены для включения микрофонов.
Антенный ввод после защитного устройства подключается на щите к клемме I и коммутируется переключателем VIII.
В вагонах с радиопунктом выпуска до 1963 г., не оборудованных защитным устройством, антенный ввод к радиоприемнику подводится через грозоразрядник, расположенный на распределительном щите.
В вагонах с радиокупе постройки 1966—1968 гг., которые оборудованы установками кондиционирования воздуха и батареями на напряжение 110 в. устанавливались щиты «Газелан» с электрической схемой, подобной показанной на рис. 72. В них изменено лишь подключение осветительных ламп на щите радиокупе и в подвагонном ящике, для чего используются клеммы 7 и 17. Ток на щит поступает с силового щита вагона через предохранитель типа АП (15 а), позиция 45.
В вагонах постройки 1969—1971 гг. устанавливаются щиты размерами 657X372X115 мм. Лицевая панель их состоит из пяти металлических блоков (рис. 73), крышки которых покрыты антикоррозионной краской и прикреплены к раме. Электрическая схема и размещение деталей соответствуют показанным на рис. 72, однако расположение монтажных проводов и их маркировка отличаются. В цепях, подводимых к щиту радиокупе, устанавливаются два предохранителя типа АП на 15 на проводе от плюса Г7 и минуса МБ7 батареи (позиция 21-42 на силовом щите вагона). В вагонах ранее выпущенных предохранитель устанавливался только на плюсовом проводе +РУ.
Рис. 74. Подключение и маркировка проводов в щитах радиокупе вагонов постройки 1969—1971 гг .:
ЭС2-ЭС13, УГЗ—УГ8, У10—У18 — маркировка монтажных проводов; I — IX — элементы коммутации к схеме рис. 76; ПР1, ПР2 — преобразователи
На щите имеются три фарфоровые колодки с 22 клеммами. Назначение монтажных проводов позиций 1—6 (рис. 74) оставлено без изменения. Подключение проводов с 7 по 22 выполнено, как показано на рисунке. Все соединительные провода, кабели снижения антенн ДСК и УКВ подведены к распределительному щиту в гибком металлическом рукаве. Ввод антенны УКВ подключен к клеммам 7 и 8, с которых ток подводится к высокочастотному разъему на лицевой панели щита. Следует отметить, что на некоторых щитах предохранитель и выключатель для светильников подвагонного ящика и купе не ставятся. Ток к светильникам поступает непосредственно с силового распределительного щита вагона через предохранитель типа АП (6 а) позиции 9 и 10.
Щиты отечественного производства. В 1955—1962 гг. вагоноремонтные заводы (ВРЗ) переоборудовали в купированных вагонах крайнее двухместное купе под радиопункт и устанавливали распределительные щиты отечественного производства. Элементы щита смонтированы на лицевой панели, изготовленной из 10-мм текстолита (рис. 75). Щит рассчитан на подключение двух комплектов радиоаппаратуры (рис. 76).
Рис. 75. Распределительный щит отечественного производства в купированных вагонах:
I , III — вольтметр постоянного и переменного тока; II — амперметр постоянного тока; IV — общий пакетный переключатель; V — пакетный переключатель постоянного тока; VI — переключатель переменного тока; 1 — выключатель антенны; 2 — тумблер переменного тока; 3 — тумблер линии; 4 — тумблер контрольного громкоговорителя; 5 — тумблеры, разделяющие трансляционную линию; 6, 7 — выключатель и предохранитель светильника; 8 — грозоразрядник антенны; А и З — клеммы антенны и земли; Л1 и Л2 —клеммы трансляционной линии; Б и В — клеммы переменного напряжения
Постоянный ток напряжением 50 в со щита электроснабжения вагона подается к клеммам —4 и +5 распределительного щита радиокупе. Отсюда ток поступает к электродвигателям преобразователей с клеммы +6 через пакетный включатель I, клемму 6, пусковой реостат R, клемму 7, шунт амперметра А, пакетный выключатель II, подключающий преобразователь ПРI или ПРII через клеммы соответственно 11, 9 и 10, 8, клемму I планки б, расположенной в подвагонном ящике, к электродвигателю ПР1, вновь на планку б к клемме 2, на клемму 9 щита, пакетные переключатели II и I на клемму — 4.
Переменный ток с генераторов Г поступает через предохранители 1—4 (6 а) щитка а. расположенного в подвагонном ящике, к клемме 10 и через пакетный выключатель III (подключающий ΠΡΙ или ПРИ) на клемму 16 и далее на клеммную планку В (расположена на стене радиокупе под щитом) к клеммам 5, 6 или 7, 8, к которым подключается радиоустановка.
С клеммы 8 переменный ток через клемму 18. тумблер 2, пакетный выключатель III, клемму 13 и предохранитель 2 подводится к генератору преобразователя ПР1. Напряжение постоянного и переменного тока измеряется вольтметрами VI и V2.
Ток звуковой частоты с выхода усилителя подводится к клеммам 1 и 2 или 3 и 4 планки В и далее через клеммы 19—26 коммутируется через тумблеры 3, 4. 5, 6, 7 и 8 на трансляционную линию с раздельным выходом в оба конца вагона и на контрольный громкоговоритель Гр.
Рис. 76. Принципиальная схема распределительного шита отечественного производства
Рис. 77. Распределительный щит в вагонах с радиопунктом межобластного сообщения:
I, Ill — вольтметры постоянного и переменного тока; II — амперметр постоянного тока; IV—VII — пакетные переключатели; 1 — грозоразрядник антенны; 2 — тумблеры включения трансляционное линии; 3, 4 — гнезда для штекера постоянного тока
Пуск преобразователя осуществляется пакетным выключателем I, а подключение ΠΡΙ или ПРII — пакетными переключателями // и ///. Софитная лампа освещения купе включается тумблером 9 через предохранитель 10 (1 а), а лампа Л2 подвагонного ящика автоматически загорается, когда открывается крышка ящика и включается кнопка Кн.
Антенна подключается к клеммам A1 и А2 тумблером /, а заземление приемника — к клеммам К.
В некоторых отечественных щитах заводы-изготовители допустили незначительные отклонения от указанной схемы, изменив коммутацию подключения трансляционной линии.
Внешний вид и коммутационная схема распределительного щита в вагонах с радиопунктом для межобластного сообщения показаны на рис. 77 и 78.
При эксплуатации щитов необходимо следить за надежностью контактов в местах соединения коммутирующих проводов, а также исправностью пакетных переключателей и тумблеров.
Работники радиоцеха ремонтного пункта должны периодически проводить ревизию токораспределительного щита с целью предупреждения повреждений радиоаппаратуры. Результаты ревизии отмечаются в журнале проверки радиооборудования, который хранится в радиоцехе.