Содержание материала

У щелочных аккумуляторных батарей (типы 46ТП ЖН-450 и 46ТП ЖН-550) можно наблюдать пониженную емкость, которая главным образом появляется вследствие работы батареи при повышенных (35—40° С) температурах электролита, систематического недозаряда или глубокого разряда, а также утечки тока. В результате падения плотности повышается содержание карбонатов. Короткие замыкания у элементов обнаруживаются по нагреву и очень большому расходу воды.
Содержание и заряд батарей. При эксплуатации необходимо поддерживать электролит в банках на уровне 40—50 мм от верха пластин. Элементы доливают дистиллированной или конденсированной водой. При понижении емкости производят подзаряд током 150 а в течение 2—5 ч.
При М4 и М5 батарею снимают с тепловоза; разряжают током 110 а до напряжения 1 в у 10—15% аккумуляторов; электролит сливают, заливают теплой (40—50°) дистиллированной водой, отстой 1—2 ч. Последние два режима повторяют 2 раза. Заливают аккумуляторы свежим электролитом плотностью 1,21—1,23.
Лечебно-тренировочный цикл осуществляют по следующим режимам: заряд током 150 ц в течение 12 ч, разряд током 110 а в течение 5 ч, заряд током 150 а в течение 6 ч (для снятия контрольной емкости), разряд током 110 а до напряжения 1 в, снова заряд током 150 а в течение 12 ч, а затем корректируют плотность и уровень электролита во всех аккумуляторах.
Промывку рекомендуется производить на установке типа А323 ПКБ ЦТ. Эта установка, снабженная электродвигателем мощностью 0,6 кет, позволяет держать элементы в опрокинутом состоянии.

Технические условия на воду и кислоту. Приготовление и заливка электролита.

В качестве электролита для кислотных батарей употребляется раствор аккумуляторной серной кислоты сорта А или Б (ГОСТ 667—-53) в дистиллированной воде.
Аккумуляторная кислота должна отвечать требованиям по максимально допускаемому содержанию примесей (в %): нелетучий остаток —0,05, марганец —0,0001, железо — 0,012, мышьяк — 0,0001, окислы азота — 0,0001.
Удельный вес кислотного электролита, используемого в батареях, измеряется ареометром и составляет 1,23—1,24 при температуре электролита 30° С в течение года для всех дорог. Проба электролита в эксплуатации у кислотных батарей отбирается в разряженном их состоянии, иначе будет нельзя определить содержание железа, так как в заряженном аккумуляторе оно осаждается на аноде. Для приготовления электролита используют ванны типа А225 ПКБ ЦТ с винипластовой футеровкой.
При приготовлении электролита осторожно вливают в воду крепкую кислоту. Вливать воду в кислоту во избежание выбрасывания кислоты и ожогов рабочего персонала категорически запрещается! Повышение температуры свыше 50° С не допускается. Для составления электролита рекомендуется использовать приспособление типа ПР1041.
Во избежание порчи батарей от смешения электролита аккумуляторные отделения на ремонтных предприятиях для кислотных и щелочных батарей должны находиться в разных помещениях.
Для надежной и длительной работы аккумуляторных батарей большое значение имеет качество электролита. В табл. 8 приведены браковочные нормы на электролит.

Физико-химические показатели электролита

Браковочные нормы на электролит

свежеприготовленный

эксплуатируемый

Кислотный

 

 

Хлориды, мг/л.................................................................

Не более 4

Не более 10

Железо, мг/л ...................................................................

Не более 60

Не более 250

Окисляемость, мл 0,01 N раствора КМnО4 на

 

 

20 мл электролита, мл.............................................

Не более 2,5

Не более 10

Щелочной

 

 

Литий моногидрат...........................................................

В соответствии

 

с заводской

 

 

инструкцией

 

Углекислота (СО2), г/л ..................................................

Не более 4

Не более 17,5

Для приготовления электролита и добавления в аккумуляторы используется вода, полученная путем дистилляции или конденсата. Вода должна иметь следующий состав (в мг/л): кислотный осадок—60, прокаленный остаток — 40, Fe — не более 0,5, С1 — 5, CaO, MgO — 0,01. Вода должна быть чистой и прозрачной.
Отработанный щелочной электролит регенерируют, освобождая его от карбонатов, путем осаждения их гидратом окиси бария. Количество гидрата окиси бария определяется расчетом на основании анализа электролита. Для регенерации электролита щелочных аккумуляторов в депо используется оборудование типа А565.01. При заливке щелочного электролита используется кран типа ПР 1565.

Основные санитарно-гигиенические требования при ремонте аккумуляторных батарей.

Перед началом осмотра выключают предохранители батарей. Присоединяя провода к клеммам, нельзя допускать искрения, так как водород, выделяющийся из кислотных элементов, образует с кислородом гремучую смесь. Помещение, где расположены аккумуляторные батареи, должно иметь хорошую вентиляцию. При работе с батареями запрещается использовать открытый огонь; следует пользоваться лампой с закрытой арматурой. При попадании на кожу серная кислота вызывает ожог. Место ожога следует обработать водой и 5%-ным содовым раствором. При заливке элементов и приготовлении электролита следует пользоваться защитными очками, надевать шерстяной костюм, резиновый фартук, головной убор, резиновые сапоги или галоши.