Содержание материала

Во время профилактического осмотра (по условиям эксплуатации) и малого периодического ремонта у дизелей типа Д100 очищают от нагара выпускные и продувочные окна и обязательно осматривают состояние цилиндровых гильз, колец и поршней с пробоксовкой коленчатого вала, у 2Д100 через один М2, а у 10Д100 при каждом М2. У всех двигателей осматривают шатунные подшипники (без разборки). Большой периодический и подъемочный ремонты предусматривают выемку поршней с шатунами для осмотра, проверки и ремонта.

Рис. 73. Нижний поршень дизеля 10Д100 в сборе (места образования нагара и трещин выделены жирными линиями):
1 — поршень; 2 — компрессионное кольцо; 3 — шатун; 4 — гайка шпильки; 5, 6 — маслосрезывающие кольца; 7 — поршневой палец; 8— втулка; 9— вставка; 10 — ползушка; 11— пружина; 12 — прокладки

На заводе поршни с кольцами и вкладыши шатуна заменяют на новые.
Во время эксплуатации у поршней изнашивается направляющая часть (юбка) и ручьи, а у колец, кроме износа, возможен излом, пригорание и потеря  упругости. Износ колец происходит преимущественно у замков. Для поршней дизеля типа Д100 характерным является износ полуды, задир (10Д100), прогар днища, а также появление трещин у ручьев поршней и их вставок. У шатунов наблюдается увеличение зазора между пальцем и втулкой верхней головки шатуна, деформация головок, износ резьбового соединения шатунных болтов.
Форма износа пальцев и втулок верхней головки шатуна зависит от конструкции поршня. У дизеля 2Д100 при закрепленном пальце износ последнего односторонний, а у дизелей 10Д100, Д50, имеющих «плавающие» пальцы, износ их происходит равномерно. Втулки верхней головки шатуна изнашиваются односторонне.
Для вкладышей характерен износ, выкрашивание баббитовой заливки, а также потеря натяга. У поршней возможны трещины и отложение нагара на поверхности, охлаждаемой маслом (рис. 73). Зазоры даны для Мб, а в рамках— для М4 и М5.

Способы оценки состояния деталей шатунно-поршневой группы дизеля в эксплуатации (без разборки).

Для определения состояния деталей без разборки используют спектральный анализ картерного масла, данные о расходе масла, а также данные измерения давления сжатия в полости цилиндра. Спектральный анализ картерного масла дает возможность определить интенсивность износа деталей, изготовленных из одного какого- либо металла (свинец, бронза, чугун, сталь) Определение интенсивного износа какой- либо определенной детали ( при спектральном анализе) может быть произведено путем дополнительных данных, базирующихся на статистике измерений износа. Второй способ определения состояния шатунно-поршневой группы по расходу масла базируется на данных о доливе масла в картер вследствие угара во время эксплуатации. Сокращение расхода масла достигается заменой компрессионных и маслосрезывающих колец. Это сокращение становится меньше при изношенных гильзах.
В связи с износом колец изменяется давление сжатия. Зависимость показателя плотности цилиндраот зазоров 5 в замках всех компрессионных колец дизеля 2Д100 представлена на рис. 74. Если в каждом кольце при выпуске из ремонта будет установлен зазор 1, 2 мм, то показатель плотности будет 30,5, а при предельном зазоре 4 мм этот показатель будет 30,14, т. е. уменьшится на 1,17%. Уменьшение показателя вызывает понижение экономичности дизеля — увеличение расхода топлива, а увеличение зазора, вызванного износом колец, увеличивает расход масла. Имея данные испытания какого-либо типа дизеля при различном состоянии цилиндро-поршневой группы и соответственно расход топлива и масла для данного дизеля того же типа, можно прогнозировать состояние этого дизеля.

Рис. 74. Зависимость показателя плотности цилиндра от зазоров в замках компрессионных колец дизеля 2Д100: рс — давление сжатия при номинальном режиме; рх— давление воздуха в наддувочном коллекторе; S — суммарный зазор в замке у компрессионных колец

Рис. 75. Схема выемки и постановки на место нижнего поршня дизеля типа Д100:
1— рым; 2 — трос; 3 — защитный хомут; 4 — трещотка; 5 — хомуты для колец; 6 — полозья


Рис. 76. Схема выемки и постановки на место верхних поршней дизеля типа Д100:
а — выемка 2-5-10 поршней: б — выемка первого поршня: в — постановка поршня; 1 — гайковерт; 2 — выжимной винт; 3 — упорная балка; 4 — диск;
5 — крюк; 6 — трос; 7 — упорная балка для первого цилиндра

Выемка и монтаж поршней дизеля типа Д100.

Для выемки нижних поршней применяют лебедки различной конструкции. Так, например, существует способ выемки поршня при помощи двух лебедок трещоточного типа (рис. 75). В отверстия под шатунные болты вставляют рымы 1, к которым крепят трос 2, натягиваемый трещоткой 4. Для предохранения от повреждений на шейку надевают брезентовый хомут 3. Вращая привод, поднимают шатун с поршнем вверх до выведения его из соприкосновения с шатунной шейкой, затем поворачивают коленчатый вал примерно в положение, указанное на рис. 75, и поршень с шатуном опускают на полозья 6, а затем вынимают их через боковой люк картера. Поршень вставляют в обратном порядке, используя два хомута 5 для сжатия поршневых колец.
Верхние поршни вынимают вверх при снятом верхнем коленчатом вале. Если вал не снимается, то верхний поршень вынимают после удаления нижнего поршня вниз при помощи приспособления (рис. 76). В этом случае после разборки нижней головки шатуна и поршня вставку поршня вместе с шатуном вынимают кверху, а стакан поршня без маслосрезывающих колец выжимают (вследствие нагара) вниз при помощи винта 2, гайковерта 1 типа И-51, поддерживая извлекаемый стакан поршня тросом 6. Чтобы нагар во время очистки окон не попал в картер, на цилиндровые гильзы надевают защитные крышки. При постановке верхнего поршня обратно используют то же приспособление.