Передвижные вагоны для обслуживающего персонала.
Бригады, которые работают на определенной территории и не могут ежедневно возвращаться домой, обычно обеспечиваются жилищем в передвижных вагонах. Это чаще всего практикуется в отношении специализированного персонала, обладающего высоким уровнем подготовки и большим опытом, например бригады по смене рельсов, шпал, отделке балласта, производству работ на мостах. Такие помещения нужны для максимального приближения персонала к местам производства работ. Бригады могут быть небольшие — из 2—3 чел. и большие — до 100 чел.
В большинстве случаев в вагонах, кроме спальных, имеются помещения для приготовления и принятия пищи. Для многочисленных бригад могут быть предусмотрены дополнительные помещения для хранения инструмента, воды, ремонтных работ, конторка для бригадира и табельщика, помещения для отдыха.
В малочисленных бригадах пищу обычно готовят сами работники, а в более крупных — специальные работники. В особо больших коллективах должны быть работники для уборки и помощи на кухне.
Поскольку механизация уменьшила общие трудозатраты, многие операции, основанные на использовании передвижных жилых помещений и привлечении хорошо подготовленного и опытного персонала для обслуживания машин, предопределяют целесообразность максимального приближения работников к месту производства работ, чтобы обеспечить высокую эффективность труда. И хотя в определенных случаях можно выполнять некоторые операции силами местного персонала, часто более целесообразно, чтобы в составе бригад были опытные путевые рабочие.
Альтернативой обеспечения передвижным помещением является поденная оплата. Персоналу с подвижным характером работы доплачивают квартирные или возмещают фактические затраты вместо предоставления жилого помещения, когда они не могут возвратиться домой. Поденная оплата исключает затраты и усилия на создание временного лагеря, обеспечивает устойчивую оплату труда и увеличивает продуктивно используемое время, исключая затраты времени на переезды между лагерем и местом производства работ, так как бригада обычно является непосредственно к месту работ.
Этот вариант чаще всего рассматривается, когда численность бригады соответствует существующим местным возможностям для приема пищи и ночлега или если она может ежедневно возвращаться домой. Но если нельзя организовать питание и ночлег всей бригаде, устраивают лагерь. Передвижной лагерь позволяет также бригаде работать на более обширной территории и привлекать квалифицированный персонал с большего по территории района.
Вагоны на рельсовом ходу.
До появления хороших автомобильных дорог и подходящих вагонов на автомобильном ходу железные дороги предоставляли жилые помещения исключительно в вагонах на рельсовом ходу. Первоначально для этой цели приспосабливали крытые грузовые вагоны. Позднее для бригад по текущему содержанию пути стали использовать пассажирские вагоны со спальными местами. В настоящее время наметилась тенденция использовать для этой цели специально построенные вагоны на базе платформ.
Вагоны обычно ставят на ближайшей железнодорожной станции. В некоторых случаях для этого специально укладывают тупик. При необходимости перемещения вагона из одного пункта в другой его обычно прицепляют к поезду, чаще всего к местному. Иногда организуют специальный поезд, особенно если нужно перебросить значительное число вагонов.
Интерьер вагона, специально переоборудованного под спальню
Вагоны на автомобильном ходу.
Другой тип передвижных вагонов для жилья персонала, признанный на многих железных дорогах,— прицепные вагоны на автомобильном ходу, буксируемые трактором или тягачом по автомобильной дороге. Преимущества этого типа вагонов обусловлены независимостью от рельсовой колеи и могут быть разделены на две группы: 1) можно перемещаться из одного пункта в другой без рельсов; 2) вагоны можно поставить в любом месте независимо от наличия железнодорожного пути, т. е. их можно поставить максимально близко к месту производства работ.
Значение этих достоинств можно наилучшим образом понять, оценив дополнительные затраты и другие издержки, связанные с использованием спальных вагонов. Перемещение вагонов из одного пункта в другой обходится дорого, так как связано с поездной работой и более высокими затратами на текущее содержание пути. Дополнительные затраты возникают при снабжении и обслуживании людей, если перемещение спальных вагонов задерживается до прибытия оборудования. Кроме того, при опережающем планировании путевых и мостовых работ задержки в перемещении бригад приведут к необходимости выполнения работ вне графика.
Переоборудованные вагоны не всегда удается содержать на том же техническом уровне, что и стандартный подвижной состав. Если группу таких вагонов поставить в голове грузового поезда, то может произойти разрыв упряжных приборов, что приведет к задержке и спальных вагонов, и грузового поезда.
Другая сложность вызвана необходимостью выполнения большого объема маневровых работ. Поскольку считается нецелесообразным пропускать спальные вагоны через сортировочную горку, возникает проблема пропуска их по другим путям станции. Все эти соображения приводят к задержкам и росту затрат при перемещении жилых вагонов на железнодорожном ходу из одного пункта в другой.
Преимущества вагонов на автомобильном ходу.
Рабочие бригады, размещенные в вагонах на автомобильном ходу, можно переместить почти сразу после получения задания. Поэтому сведены к минимуму потери времени в ожидании переброски вагонов. Обычно бригады, имеющие вагоны, обеспечены тягачами, которые могут быть использованы и для буксировки.
Многие подвижные бригады перевозят вместе с собой приспособления, инструмент и оборудование. А малые бригады используют для этого приданные им автомобильные средства.
Если количество приспособлений и оборудования превышает возможности тягачей, бригады, использующие вагоны на автомобильном ходу, могут воспользоваться специальными вагонами для перевозки приспособлений и материалов, особенно тяжелого оборудования (бульдозеры и другие землеройные машины). В отдельных случаях бригады переезжают на новое место в вагонах на автомобильном ходу, а инструмент и материалы доставляют в вагонах по железной дороге.
Вагоны на автомобильном ходу в определенной степени зависят от снабжения водой, канализации и электроснабжения, но могут быть практически независимыми, если предусмотреть емкость для воды, отбросов и малогабаритные генераторы.
Типы вагонов на автомобильном ходу.
Выделяют два основных типа вагонов, пригодных для использования на железных дорогах: универсальные и специального назначения. В универсальных вагонах предусмотрены все удобства, связываемые с жилищем: жилое помещение, состоящее из спальни, столовой, кухни, душевой, туалета. Вагон оснащен холодильником, канализацией, отоплением, водопроводом. Выпускаемые специально для использования на железных дорогах универсальные вагоны предназначены для 4— 5 чел.
Вагоны специального назначения служат для приготовления пищи, приема пищи и сна. Помещения для приготовления пищи и ее приема могут быть совмещены в одном вагоне. В вагоне-кухне может быть предусмотрено помещение для повара. Вагоны специального назначения необходимы в тех случаях, когда бригада очень велика и не может разместиться в одном вагоне. Преимущества специализации вагонов очевидны. Комбинируя вагоны в любом сочетании, можно обеспечить потребность различных по числу бригад.
Универсальные вагоны на автомобильном ходу.
Такие вагоны на железных дорогах нашли наиболее широкое распространение для размещения бригад в составе 2 чел. для ремонта пути и выполнения сварочных работ. К другой группе работников, которых удобно размещать в таких вагонах, относятся механики специального оборудования (бульдозеров, планировщиков, шпалоподбивочных машин и тракторных рихтовщиков) вместе с помощниками. Эти же вагоны можно использовать для размещения бригад водоснабженцев, электриков, мостовиков и по ремонту зданий и средств СЦБ и связи.
В условиях развития сети автомобильных дорог многие железные дороги обеспечивают свои бригады автотранспортными средствами для переездов к месту работы и обратно и перевозки нужного оборудования и инструмента. Поэтому во многих случаях нет необходимости вкладывать средства в автотранспорт, когда эти бригады пользуются вагонами на автомобильном ходу.
Автомобильные средства можно также оборудовать для буксировки вагонов из одного пункта в другой, снабдив их буксирными приспособлениями, тормозной системой и электрическим оборудованием.
При благоприятных условиях универсальные вагоны размещают поблизости от существующих железнодорожных станций, где можно подключиться к водоснабжению, канализации и электрической сети. Поэтому вагоны должны быть оборудованы водопроводным шлангом, специальным канализационным рукавом большого диаметра и электрическим проводом. Если целесообразно поставить вагоны в удаленном месте, где нельзя подсоединиться к указанным системам, то вагоны нужно обеспечивать емкостями для хранения воды, сбора отходов и малогабаритными электрическими генераторами. Можно снабдить вагоны безопасными универсальными газовыми или бензиновыми лампами для освещения.
Использование вагонов в экстренных случаях.
При размыве пути или в других экстренных случаях разрушения железнодорожных сооружений и устройств использование вагонов имеет еще больше преимуществ, чем в обычных условиях эксплуатации. Бригады можно доставить к месту разрушения и здесь же поселить их. Во многих случаях вагоны на автомобильном ходу можно разместить намного ближе к месту производства работ, чем вагоны на рельсовом ходу. Кроме того, вагоны на автомобильном ходу можно сгруппировать в виде лагеря, где разместить всех прибывших для выполнения срочных работ. При круглосуточном выполнении работ отдельные бригады могут пользоваться спальными местами и помещениями для приема пищи посменно.
Экономические аспекты.
Экономическая эффективность применения вагонов на автомобильном ходу вместо спальных вагонов на рельсовом ходу обусловливается двумя факторами: 1) меньше первоначальные затраты;
2) меньше эксплуатационные расходы, так как сокращается время передвижения: вагоны можно максимально приблизить к месту работ.
Рекомендации AREA.
Нормативы разработаны AREA для использования в качестве руководства при проектировании и эксплуатации оборудованных вагонов и пересмотрены в 1975 г. в следующем виде:
- Оборудованные вагоны на рельсовом ходу:
а) оборудованные вагоны на рельсовом ходу нужно отбирать по типу и конструкции из таких, которые можно ставить в любое место любого поезда;
б) в вагоне или группе вагонов должно быть помещение для мастера и его конторки. Если в составе бригады имеется должность учетчика, это должно быть учтено при определении площади такого помещения;
в) оборудование вагонов должно создавать комфорт и обеспечивать экономичность отопления зимой и охлаждения летом;
г) при оборудовании вагонов должны быть учтены привычные для конкретного персонала условия жизни;
д) для постоянных рабочих должен быть обеспечен более высокий уровень комфорта, чем для сезонных;
е) для постоянных рабочих должны быть помещения для отдыха, размер площади которых зависит от численности бригады. Для многих бригад достаточно выделить часть вагона. Можно использовать для этой цели помещение для приема пищи;
ж) внутренняя отделка и окраска помещений должны облегчать уборку и удовлетворять санитарным требованиям;
з) желательно обеспечить хорошую вентиляцию и удобные спальные места.
- Вагоны на автомобильном ходу должны отвечать тем же требованиям, что и вагоны на рельсовом ходу (см. п. 1).