Башмаки или фрикционные колесные остановы.
Рельсовые стальные башмаки с тупым носом и корнем (иногда их называют скользящими или фрикционными колесными остановами) используются в сортировочных парках для остановки первого вагона на каждом пути при формировании головы поезда. Башмак, наложенный на рельс, удерживается на нем двумя фартуками, свисающими с обеих сторон головки рельса.
Тормозной башмак тяжелого типа
Башмаки парами укладывают на расстоянии длины рельса перед местом, где нужно остановить вагон. Кинетическая энергия движущегося вагона заставляет передние колеса надавить на башмаки, которые начинают скользить по головке рельса, что приводит к постепенному замедлению и плавной остановке вагона. Впоследствии вагоны можно легко отодвинуть и освободить башмаки для повторного использования.
Вагонные остановы:
вверху — Haynes тип SG, закрепляемый на рельсе зажимами; внизу — типа 08С-430, укладываемый на рельс
Удерживающие башмаки.
Это устройства обеспечения безопасности, используемые на спусках, у перегрузочных платформ, на железнодорожных ветках и в аналогичных местах для закрепления вагонов после их остановки. Удерживающими башмаками нельзя останавливать движущиеся вагоны — они предназначены только для замены деревянных чурок и других неэффективных средств заклинивания колес подвижного состава.
Эти патентованные устройства обычно состоят из металлического корпуса, который можно закрепить на рельсах разных типов; они легко устанавливаются и снимаются. В некоторых башмаках есть приспособления для закрепления на месте.