Содержание материала

РАЗДЕЛ 23.
Снегоборьба на железных дорогах.

Снежные заносы и обледенение путей, особенно в районах с суровым климатом, осложняют эксплуатацию железных дорог. Своевременная организация работ по расчистке путей от снега основана на использовании ежедневных прогнозов погоды, получаемых от государственного бюро погоды, а также на часовых сводках, передаваемых по радио местными службами погоды. Для этой же цели используются поездные средства связи, с помощью которых поездная и локомотивная бригады могут передавать в управление дороги оперативные сведения о местных изменениях погоды, а также об изменениях силы, интенсивности и направления снежных буранов.
На некоторых железных дорогах, расположенных в местностях с частыми и обильными снегопадами, зимой организуется специальная патрульная служба, осуществляющая ежедневный утренний объезд путей на вездеходе, оборудованном радиосвязью.

Подготовительные мероприятия.

Для предотвращения обледенения путей нужно летом выполнить цикл подготовительных работ и в том числе мероприятия по обеспечению хороших условий отвода воды.
Заблаговременно, при хорошей погоде нужно выполнить все ремонтные работы на стрелочных переводах (заменить переводные брусья, устроить в балласте канавки для стока образующейся при таянии снега воды и углубления для размещения малогабаритных стрелочных обогревателей), переездах и пересечениях.
Поблизости от стрелочных переводов необходимо разместить ручной инструмент для очистки их от снега, запас топлива для пламенных обогревателей. На станциях и в раздельных пунктах должны быть заготовлены штабеля песка и шлака, чтобы в случае необходимости, смешав с солью, разбрасывать их на пассажирских платформах, переходах, пешеходных мостиках. Верхние постели шпал при использовании газопламенных горелок вблизи стрелочных обогревателей нужно укрыть асбестовыми или металлическими защитными покрытиями.
До наступления снегопадов снегоочистительное оборудование и машины, стрелочные обогреватели должны пройти профилактический осмотр и быть подготовлены к работе. Службы эксплуатации и текущего содержания пути должны разработать подробный план мероприятий по расчистке снежных заносов с распределением конкретных заданий для всего обслуживающего персонала дороги. Это' план должен предусматривать возможность привлечения дополнительных резервов оборудования, рабочей силы, топлива, транспортных средств в районы с особо трудными и сложными метеорологическими условиями.

Очистка стрелочных переводов.

Наиболее простым является ручной способ очистки стрелочных переводов от снега и льда, когда свежий рыхлый снег выметают из пространства между остряками и рамными рельсами дорожными щетками и метлами, а шпальные ящики в зоне перевода очищают от снега лопатами. Лед и плотный, слежавшийся снег растапливают ручными газопламенными горелками.
Так как ручной способ очистки путей от снега малопроизводителен и трудоемок, на крупных железных дорогах применяют механизированные методы. Наибольшее распространение получили стационарные стрелочные электрообогреватели, состоящие из пластинчатых нагревательных элементов, закрепляемых на шейке рамных рельсов. Они имеют дистанционное управление и включаются в действие оператором блокировочного поста. Стрелочные электрообогреватели универсальны и просты в обслуживании.
Использование электрических, а также газовых (на природном газе или пропане) стрелочных обогревателей сопряжено с определенными первоначальными капиталовложениями, связанными с их закупкой и установкой, но позволяет получить в процессе эксплуатации экономию расходов на оплату рабочей силы.
Небольших капиталовложений требует установка фитильных стрелочных обогревателей — малогабаритных заполненных керосином или другим топливом контейнеров с закрепленным внутри фитилем. В верхней части контейнера расположено закрываемое крышкой отверстие для фитиля. Устанавливается он в шпальный ящик между смежными переводными брусьями под рамным рельсом и остряком. Для обслуживания одного стрелочного перевода нужно несколько обогревателей.
Газовые стрелочные обогреватели могут быть с ручным или дистанционным управлением, в случае необходимости они могут включаться в работу автоматически при срабатывании установленного рядом с ними датчика, настроенного на определенное количество выпадения осадков и минимальную температуру воздуха.
Не получили широкого распространения, но применяются отдельными железными дорогами и другие типы стрелочных обогревателей: электрические с использованием лучистой энергии; устанавливаемые в шпальных ящиках электронагревательные элементы и газовые горелки; воздушновентиляторные, обдувающие нагретым воздухом подвижные части стрелочного перевода; паровые, использующие отработанный пар железнодорожных котельных.

Очистка стрелочного перевода щеточным снегоочистителем на грузовом дворе г. Монреаля Канадской железной дороги

Плужный снегоочиститель тяжелого типа на Канадской железной дороге

Одна из последних конструкций устройства для очистки стрелочного перевода от снега работает без нагрева. Вместо тепловой энергии в нем используется создаваемая в горизонтальной плоскости воздушная завеса, направляемая в обе стороны от оси пути на уровне головок рельсов.
Для очистки стрелочных переводов и путей грузовых дворов от снега применяют самоходные снегоочистители, оснащенные приводной щеткой и передним отвалом.

Плужные снегоочистители.

Простейший плужный снегоочиститель состоит из локомотива с навешенным на него V-образным отвалом, который очищает пути от снега в районах со сравнительно умеренными снегопадами.
В ряде случаев плужное оборудование может навешиваться без дополнительных обустройств непосредственно на локомотив регулярного поезда. Снегоочистительные плужки при этом жестко закрепляются под его сцепным устройством таким образом, чтобы нижние кромки плужков находились на расстоянии нескольких дюймов над уровнем головок рельсов.
Мощные плужные снегоочистители таранного типа могут расчищать довольно глубокие снежные заносы.
Недостаток плужных снегоочистителей — неполная очистка пути от снега, остатки которого в последующие несколько дней слеживаются, уплотняются, обледеневают. С течением времени лед попадает в желоба между путевыми рельсами и контррельсами и может нарушить проектный профиль пути как в продольной, так и в поперечной плоскости.
Оставшийся внутри колеи и за концами шпал снег убирают плужными снегоочистителями с выступающим отвалом, который вырезает снег на глубину более 2,5 дюйма от уровня головок рельсов. На однопутных линиях снегоочистители оснащаются V-образным отвалом, который отбрасывает снег на обе стороны пути, а на двухпутных линиях — на одну сторону. Монтируются снегоочистители на крытых товарных вагонах и буксируются локомотивом. При проходе через стрелочные переводы, переезды, мостовые переходы и т. п. плужное оборудование нужно поднимать. Для предотвращения повреждений путевого хозяйства на заметенных снегом путях нужно предварительно разметить все препятствия для работы снегоочистителя с выступающим отвалом. Подъем и опускание рабочего оборудования часто выполняется пневматическим приводом с питанием его от поездной пневмосистемы.

Очистка переездов, станционных платформ, пешеходных дорожек.

От больших снежных заносов железнодорожные пути расчищают роторными снегоочистителями. Роторные снегоочистители смонтированы на базе специализированного самоходного экипажа на железнодорожном ходу. Рабочее оборудование состоит из роторного метателя большого диаметра. На метателе закреплены режущие ножи и транспортирующие снег лопатки. Ротор размещен в металлическом кожухе с выступающими нижними и боковыми режущими кромками и боковыми разгрузочными желобами.
Привод ротора может осуществляться от генератора переменного тока, соединенного с валом отбора мощности основного тягового двигателя снегоочистителя или от дополнительно устанавливаемого дизельного двигателя. В трансмиссии ротора имеется упругое звено, ограничивающее скорость его вращения и предотвращающее поломки рабочего оборудования при расчистке плотных, загрязненных минеральными включениями снежных заносов. 

Роторный снегоочиститель тяжелого типа.

Очистка грузовых дворов и сортировочных станций.

Широкое распространение в последнее время получил способ расчистки больших снежных завалов при помощи устанавливаемых на железнодорожные мототележки отработавших свой ресурс реактивных двигателей. Продукты выхлопа реактивного двигателя выходят с большой скоростью (650 миль/ч), выдувая снег, и растапливают лед по всему сечению стрелочного перевода. Для формирования компактной струи выхлопных газов на двигателе шарнирно закрепляется направляющее сопло, регулируемое гидроцилиндрами. Бензиновый или дизельный тяговый двигатель мототележки используется также в качестве стартера для запуска реактивного двигателя. Общая масса всей установки 27 тыс. фунтов.
Более легкие установки аналогичного принципа действия имеют в 4 раза меньшую скорость выхлопа газов (165 миль/ч) и обеспечивают полную очистку стрелочных переводов после небольших и умеренной продолжительности снегопадов. Они смонтированы на оснащенных колесами или полозьями тележках. Масса таких установок в самоходном варианте 10 тыс. фунтов.
Для очистки от снега территории грузовых дворов и сортировочных станций, подъездных дорог и подходов к ним применяют навесные на автомобилях снегоочистители, а также различные строительные и грузоподъемные машины, например стреловые краны с облегченными грейферными ковшами увеличенной емкости, погружающие снег в автомобили-самосвалы, полувагоны, хоппер-дозаторы для вывозки его за пределы станций. Для этой же цели могут быть использованы пневмоколесные и гусеничные одноковшовые погрузчики, а также автогрейдеры и бульдозеры, самоходные многоковшовые и скребковые погрузчики на гусеничном и колесном ходу.
Широкое применение на ряде железных дорог находят хотя и не выполняющие функции снегоуборочного оборудования автомобили-вездеходы, способные передвигаться по занесенным снегом дорогам. Они используются в качестве транспортных средств для доставки к отдаленным объектам путевых и дорожных мастеров, технических инспекторов для проведения осмотров занесенных снегом путей и сооружений. На крупных и тяжелых автомобилях-вездеходах зимой перевозят на объекты рабочие бригады и необходимый инструмент.
Опасность повреждения опор и пролетных строений мостов вызывают образующиеся около них ледяные заторы. Эффективное средство для борьбы с большими скоплениями и заторами льда — подрывание его взрывчатыми веществами, в частности динамитом. Этот способ в ряде случаев применяется и для рыхления верхнего слоя сильно уплотненных под воздействием ветра глубоких снежных заносов, которые после такой обработки могут удаляться роторными снегоочистителями.

Средства защиты железных дорог от снега.

Немаловажное значение для защиты железнодорожных путей и сооружений от снежных заносов имеет их ограждение снегозадерживающими щитами. Во время снегопадов и метелей при проходе снега через щиты ограждений образуются искусственные завихрения воздуха, при этом снег выпадает и образует продольные снежные валы на необходимом удалении от пути. При достаточной высоте ограждающих щитов с небольшими просветами снег накапливается с наветренной стороны пути, а при установке ограждений с большими просветами — с подветренной.
Снегозадерживающие ограждения обычно собирают и устанавливают из легких переносных деревянных щитов, изготовленных в виде рамы с заполнителями из древесных планок. Они легко и быстро монтируются, разбираются и складываются практически в любых местах, просты и дешевы в изготовлении. Могут также применяться щиты из железа, алюминия, досок и комбинированные.
В районах, где позволяют грунтовые и природные условия, устраивают живые снегозадерживающие ограждения из высаженных вдоль пути в полосе отвода деревьев и кустарников, высоту которых путем подрезки ограничивают размером 9 футов.
В горной местности, в выемках и полувыемках, подверженных снежным обвалам, сооружают снегозащитные галереи. Обычно применяют галереи полуоткрытого типа с наклонной со стороны откоса кровлей. Последнюю устраивают так, чтобы она являлась как бы продолжением естественного откоса склона, что исключает попадание снега на путь. Снегозащитные галереи обычно закрыты с верхней стороны и частично или полностью открыты с низовой стороны пути.