Содержание материала

РАЗДЕЛ 27.
Оборудование для путевых работ на комбинированном ходу.

При производстве различного рода ремонтных работ широкое применение находит оборудование на комбинированном ходу, которое может передвигаться по автомобильным дорогам на пневматических колесах и по рельсовым путям на металлических колесах с ребордами. Эти мобильные транспортные средства используются для перевозки рабочих, путевого оборудования и материалов, а также для энергоснабжения механизированного инструмента при выполнении небольших ремонтных работ на перегонах. Оборудование на комбинированном ходу позволило механизированным ремонтным бригадам расширить сферу своего действия. Автомобили на комбинированном ходу устанавливаются на путь и съезжают с него на нулевых отметках.
Комбинированным ходом оснащаются небольшие грузовые автомобили, пикапы, станционные автомобили с платформой, а также и тяжелые большегрузные автомобили, грузоподъемные краны и подъемные вышки на автомобильном и пневмоколесном шасси.
Оборудование автомобилей направляющими колесами для передвижения по рельсам начато после 1930 г. Железная дорога Pensylvania Railroad одной из первых оснастила грузовой автомобиль грузоподъемностью 0,5 т четырьмя дополнительными металлическими колесами небольшого диаметра с ребордами для обеспечения прямолинейности движения автомобильных колес по поверхности катания головок рельсов. Передние и задние оси с рельсовыми колесами поднимаются и опускаются при помощи червячной передачи. После второй мировой войны одновременно с ростом механизации путевых ремонтных работ дальнейшее развитие получило и оборудование на комбинированном ходу.
Тяговое усилие у оборудования на комбинированном ходу обеспечивают приводные автомобильные колеса, а дополнительные направляющие металлические колеса с ребордами могут устанавливаться перед передней, позади задней оси экипажа или между ними.
Рельсовые направляющие колеса в некоторых моделях оборудования на комбинированном ходу постоянно полностью нагружены, в других моделях они нагружаются лишь частично, для того чтобы обеспечить нужное для передвижения сцепление колес с рельсами. Основную нагрузку от массы экипажа в этом случае воспринимают автомобильные колеса.
Привод механизма подъема и опускания направляющих рельсовых колес небольшого размера может быть ручным или гидравлическим. У тяжелого типа тележек с металлическими рельсовыми колесами привод механизма их перемещения выполняется только гидравлическим, часто для питания его используется гидросистема автомобиля. Показано выпускаемое фирмой Fairmont оборудование комбинированного хода для автомобилей малой, средней и большой грузоподъемности.
Наиболее часто употребляющиеся виды оборудования на комбинированном ходу: 1) пикапы с кузовами различной конструкции и назначения, предназначенные для перевозки инструмента, ремонтных рабочих, путевых обходчиков, технических инспекторов; 2) станционные автомобили, широко применяемые для экстренной доставки аварийных бригад на объекты, где нужно ликвидировать последствия снежных заносов, скальных обвалов; 3) автомобили с кузовом в виде фургона, предназначенные для перевозки путевых осмотрщиков и инспекторов, связистов и линейных работников, а также для размещения в них передвижных путеизмерительных лабораторий; 4) тяжелые грузовые автомобили для выполнения срочных аварийных ремонтных работ.
Автомобили грузоподъемностью более 4,5 т по своим параметрам и конструкции больше подходят для оснащения их комбинированным ходом, чем небольшие пикапы и станционные автомобили.


Разборка пути гидравлическим гайковертом с приводом от гидросистемы автомобиля на комбинированном ходу с дополнительным крановым оборудованием. На платформе автомобиля можно перевозить до семи рельсов

Обрезка рельсов после снятия скреплений и стыковых накладок. Привод рельсорезки фирмы Pacine и другого механизированного инструмента осуществляется посредством шлангов длиной 75 футов от гидростанции автомобиля на комбинированном ходу

Помимо указанных выше видов оборудования на комбинированном ходу, железными дорогами применяются оснащенные рельсовым ходом: 1) автомобили-самосвалы с задней и боковой разгрузкой, которые могут использоваться совместно с железнодорожными кранами для выполнения различного рода земляных работ, например сооружения кюветов, очистки водоотводных канав, уширения земляного полотна железных дорог; 2) грузовые автомобили с платформой без бортов или с решетчатой платформой, в том числе с гидроуправляемыми самосвальными платформами, предназначенные для перевозки, погрузки и выгрузки рельсов; 3) полноповоротные автомобильные краны различной грузоподъемности с выносными гидравлическими опорами, автономной пневматической системой, к которой могут присоединяться исполнительные механизмы вагонов.
Комбинированным ходом оснащаются экскаваторы, машины для уничтожения растительности на путях, тягачи для буксировки вагонов, рельсоукладчики.

Съезд автомобиля на комбинированном ходу с пути на нулевом месте длиной 20 футов. В основной кабине автомобиля три посадочных места, в дополнительной кабине размещаются четыре человека. Вместимость топливного бака 150 галлонов

Оборудование комбинированного хода фирмы Fairmont серии 0712 для двухосных автомобилей грузоподъемностью от 12 до 24 тыс. фунтов (а), серии 1233 для двухосных и трехосных автомобилей грузоподъемностью соответственно от 7 тыс. до 12 тыс. фунтов (б) и серии 4072 для автомобилей тяжелого типа грузоподъемностью от 40 тыс. до 72 тыс. фунтов и кранов (в)


Автомобиль на комбинированном ходу с оборудованием для распыления гербицидов при уничтожении растительности на пути. Рабочая скорость передвижения 15 миль/ч, вместимость бака с химикатами 2250 галлонов Автомобиль с оборудованием комбинированного хода серии 2545 фирмы Fairmont для двухосных экипажей грузоподъемностью до 45 тыс. фунтов

На железных дорогах широкое применение находят и серийно выпускаемые промышленностью автомобили без комбинированного хода, в большинстве случаев на них устанавливаются специализированные кузова и дополнительное рабочее оборудование в зависимости от потребностей железных дорог. В них могут быть оборудованы передвижные механические мастерские для производства мелких ремонтов путевых машин, сварочные посты, включающие оборудование для электро- и газовой сварки, зачистки и шлифовки рельсовых стыков, малогабаритные электрические генераторы и компрессоры. Автомобили с двумя, а в некоторых случаях и с тремя ведущими осями, обладающие повышенной проходимостью в трудных условиях, в заболоченной местности, при сильных снежных заносах, на крутых подъемах, могут в короткие сроки достигнуть объекта при необходимости срочного выполнения путевых ремонтных работ. На этих автомобилях можно оперативно доставлять на линейные объекты горючесмазочные материалы, необходимые для обслуживания путевых машин, заправки рельсосмазывателей.
Тяжелые грузовые автомобили с платформой или с кузовом в виде фургона часто оснащаются приводными задними откидными бортами и могут перевозить различного рода оборудование, путевые материалы и грузы. Ручные или с механическим приводом лебедки, устанавливаемые для подъема и опускания заднего откидного борта, облегчают выполнение погрузочно-разгрузочных работ. На тяжелых и среднего класса автомобилях лебедки устанавливают и впереди автомобиля, приводятся они от вала отбора мощности основного двигателя. Эти лебедки используются для выполнения различных вспомогательных работ, например для уборки с пути упавших деревьев, скальных обвалов и других препятствий.
Автомобили с низкой платформой могут в случае экстренной необходимости перевозить большинство типов тяжелых путевых машин и длинномерных путевых материалов, доставляя их к месту проведения срочных ремонтов пути, например краны, бульдозеры, подбивочные машины, рельсы, блоки стрелочных переводов, рельсовые звенья. На автомобилях с платформой, с самосвальными кузовами может дополнительно монтироваться крановое оборудование, облегчающее погрузку и выгрузку механизмов и материалов. Персонал крупных механизированных бригад перевозят автобусами.
Техническими условиями на оборудование на комбинированном ходу регламентируются терминология, индексация моделей, параметры осевой нагрузки, распределение массы экипажа по осям, масса навесного оборудования, объем и размеры кузова и инструментальных боксов, сварные соединения.
Техническое обслуживание автомобилей с комбинированным ходом и без него осуществляется как силами железных дорог на их собственных ремонтных предприятиях, так и специализированными организациями фирм-изготовителей.