Содержание материала

РАЗДЕЛ 26.
Путевой ручной и механизированный инструмент.

Наряду с развитием и совершенствованием машин для текущего содержания и ремонта пути на железных дорогах США и Канады широко применяется ручной и механизированный путевой инструмент для выполнения силами небольших бригад таких работ, как замена поврежденных стыковых накладок, восстановление местных уширений колеи и др. Путевые рабочие, пользующиеся механизированным инструментом, должны периодически проходить техническое обучение безопасным методам работы с ним и правилам технического ухода и обслуживания.
Фирмы-изготовители постоянно совершенствуют параметры и конструкцию путевого инструмента, увеличивают срок его службы. Американская инженерная железнодорожная ассоциация (AREA) разработала общие технические условия на изготовление, поставку и применение ручного и механизированного путевого инструмента, которые могут также использоваться потребителями для выбора и заказов нужных видов инструмента.

Технические условия на ручной путевой инструмент издания 1968 г.

Общие положения

  1. Качество и отделка. Каждый инструмент должен обладать высокой работоспособностью и надежностью, иметь хороший товарный внешний вид.

Скобы и рукоятки для рук должны располагаться по оси инструмента. Перед отправкой потребителю он должен быть окрашен, все открытые поверхности и заостренные рабочие органы смазаны маслом для предохранения от коррозии.

  1. Маркировка. На всех механизированных инструментах должно быть проставлено клеймо фирмы-изготовителя.
  2. Испытания и контроль. Готовое изделие подвергается заводом-изготовителем контрольным испытаниям на соответствие техническим условиям AREA. Для испытаний отбирается каждый десятый образец изделия. У всех деталей и узлов изделия, твердость которых регламентирована техническими условиями, в обязательном порядке определяется показатель твердости по Бринеллю.
  3. Приемка. Приемка изделий осуществляется при условии полного его соответствия настоящим техническим условиям.
  4. Доставка. Для предохранения от повреждений при перевозке готовое изделие должно быть надежно упаковано и иметь наружную маркировку с указанием реквизитов фирмы-изготовителя и получателя.
  5. Гарантийные обязательства. Фирма-изготовитель гарантирует безотказную работу изделия и сохранение его технических и качественных характеристик и обязана заменять вышедшие из строя детали.

Испытания и контроль

  1. Кирка для рыхления, № 1 по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  2. Кирка для подбивки балласта, № 2 по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  3. Костыльный молоток, № 3 по классификации. При выпуске партии в количестве до 120 шт. испытания не проводятся. Если объем выпускаемой партии находится в пределах от 120 до 500 шт. и более, то выборочные образцы подвергаются ударным испытаниям в объеме 1 тыс. и 3 тыс. двусторонних ударов соответственно для молотков из углеродистой и низколегированной стали по металлической наковальне твердостью 400 единиц по Бринеллю. При этом на рабочей поверхности молотка не должны образовываться расплющивания и трещины.
  4. Путевой гаечный ключ, № 4 по классификации. Из партии 10 шт. подвергается испытаниям один гаечный ключ: к нему в течение 1 мин прилагается нагрузка 400 фунтов на плече, равном 95% общей длины ключа. При этом не должно быть смещения зажимных губок гаечного ключа.
  5. Путевой лом, № 5 по классификации. Испытаниям подвергается один лом из партии 10 шт.: к нему прикладывается нагрузка 350 фунтов на расстоянии 9 дюймов от конца.
  6. Рельсовые клещи, № 6 по классификации. Не требуют дополнительных испытаний.
  7. Шпальные клещи, № 7 по классификации. Не требуют дополнительных испытаний.
  8. Клещи для переводных брусьев, № 8 по классификации. 


Роликовые направляющие для сварных рельсовых плетей

Из партии 10 шт. подвергаются испытаниям трое клещей, находящихся в горизонтальном положении, нагрузкой 300—400 фунтов при опирании их в 2 дюймах от конца. Прогиб клещей при нагрузке 300 фунтов и 400 фунтов не должен превышать соответственно 1 и 11/4 дюйма.

  1. Костыледер, № 9 по классификации. Из каждой партии испытываются отдельные образцы при извлечении костылей из шпал.


Универсальный рельсовый захват для одновременного подъема двух, четырех или восьми рельсов

  1. Рельсовый вильчатый лом, № 10 по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  2. Лапчатый лом, № И по классификации. Из партии 10 шт. испытаниям подвергается один лом приложением к нему ударной нагрузки 200 фунтов на расстоянии 5 дюймов от конца.
  3. Дексель для затесывания шпал, № 12 по классификации. Испытаниям подвергается один инструмент из партии 10 шт.: его лезвием наносится 5 ударов по металлическому предмету, аналогичному по твердости костылю. При этом на лезвии не должно быть повреждений и больших зазубрин.
  4. Плотничный дексель, №12 А по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  5. Кувалда, № 13 по классификации. При выпуске партии в количестве до 120 шт. испытания не производятся. Если объем выпускаемой партии находится в пределах от 120 до 500 шт. и более, то выборочные образцы подвергаются ударным испытаниям в объеме 1 тыс. и 3 тыс. двусторонних ударов соответственно для кувалд из углеродистой и низколегированной стали по металлической наковальне твердостью 400 единиц по Бринеллю. При


Траверса для подъема рельсовых звеньев
этом на рабочей поверхности кувалды не должнь появляться расплющивания и трещины.

  1. Ручная шпалоподбойка, № 14 по класси фикации. Не требует дополнительных испытаний
  2. Путевое зубило, № 17 по классификации При выпуске партии в количестве до 120 шт. испы тания не проводятся. Если объем выпущенной пар тии составляет от 120 до 500 шт. и более, то выбо рочные образцы подвергаются испытаниям: на го ловке рельса твердостью 260 единиц по Бринеллк

вырубают канавки длиной 100 дюймов и глубиной 3/16 дюйма. Кроме того, дополнительно наносятся три последовательных удара, каждый на глубину 1/6 дюйма. При этом на зубиле не должно быть повреждений, а на головке рельса — расплющивания металла.

  1. Путевой бородок, № 19 по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  2. Путевой шаблон, № 20 по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  3. Путевой шаблон со штихмасом, № 20 А по классификации. Не требует дополнительных испытаний.
  4. Путевая лопата, № 21 по классификации. Регламентируются форма и материал совка и рукоятки, методы испытаний.
  5. Балластные вилы, № 22 по классификации. Техническими условиями регламентируются также форма и материал рабочей стали и рукоятки.

Обычно применяемые путевые домкраты реечного типа имеют два конструктивных исполнения: одноступенчатые, поднимающие груз при перемещении рычага вниз, и двухступенчатые, поднимающие груз при движении рычага и вниз, и вверх.
Расширяется применение реечных домкратов, изготовленных из легких алюминиевых сплавов, позволяющих уменьшить на одну треть их массу и снизить утомляемость рабочих. Корпус путевых домкратов изготавливают из ковкого чугуна, стального литья или алюминиевых сплавов, подъемная пята — прямоугольной формы.
Выдвижная зубчатая рейка прямоугольного сечения из термообработанной кованой стали в верхней своей части имеет опорный литой башмак из ковкого чугуна. За один полный ход рычага одноступенчатых домкратов зубчатая рейка выдвигается на 1 /2 — 3/4 дюйма, у двухступенчатых домкратов шаг выдвижения рейки соответственно в 2 раза меньше.
На путевых работах применяются также 8 моделей ручных гидравлических домкратов грузоподъемностью от 15 до 50 т. Как правило, домкраты поставляются без металлических рычагов, которые можно приобрести по дополнительному заказу. Рифленая пята обеспечивает достаточно надежный контакт с подошвой рельса и шпалой. Все модели одноступенчатых домкратов (кроме одной) имеют взаимозаменяемые части (кроме корпуса и зубчатой рейки).
Путевые домкраты применяются для подъемки рельсо-шпальной решетки на выправочных рабо тах, при замене шпал, для подъемки пути на слой дополнительного балласта, для местной выправки и рихтовки пути.
В качестве рычага в домкратах используют путевой лом, который также применяется и для выполнения местных ремонтов пути в качестве универсального инструмента. Изготавливают лом из углеродистой стали твердостью от 300 до 375 единиц по Бринеллю. Рабочая часть может быть заостренной в виде пики и клина или раздвоенной в виде лапы.
На работах по регулировке стыковых зазоров применяют винтовые и гидравлические разгонщики стыков. Для установки винтового разгонщика стыков с внешней стороны рельсовой нитки удаляют стыковую накладку и вместо нее к шейкам рельсов стыковыми болтами прикрепляют изготовленное из термообработанной легированной стали V-образное основание разгонщика.

Мобильный малогабаритный гидравлический рельсоподъемник

Все узлы разгонщика, и в том числе рычаг с храповым механизмом, располагаются ниже уровня головок рельсов, не мешая движению поездов. С помощью разгонщика, развивающего усилие до 30 т, можно стягивать или разгонять стыковые зазоры.
Гидравлические разгонщики стыков могут быть ручными или приводными с гидронасосами. Ручной гидравлический разгонщик стыков модели RE60A, развивающий усилие 60 т, применяется при ремонтах изолирующих стыков на участках бесстыкового пути. Он состоит из двух гидродомкратов типа RC302.5A с усилием 30 т, ручного гидронасоса типа RP6B и соединительных шлангов дли ной 6 футов.

Легкий накладной гидродомкрат для правки рельсов
Для подбивки шпал, уплотнения балласта и земляного полотна, забивки костылей, сверления отверстий в деревянных шпалах, разрыхления слежавшегося балласта и старых покрытий и других работ по текущему содержанию пути применяют механизированный ручной инструмент ударного и вибрационного действия. Он может иметь электрический или пневматический привод, автономное питание от двигателя внутреннего сгорания.
Ручная шпалоподбойка ударного действия модели BHL24 массой около 60 фунтов с бензиновым двигателем, виброизолирующими рукоятками при одновременной двусторонней подбивке одной шпалы двумя рабочими обеспечивает высокую степень уплотнения балласта без разрушения его частиц.
Ручные костылезабивщики моделей BHF30S и ВНВ25 с электроприводом или бензиновым двигателем имеют сменное оборудование для сверления отверстий и разрушения покрытий. Ручные виброплиты, моделей VPG и ударные трамбовки моделей GVR с бензиновыми двигателями, перемещаемые во время работы одним человеком, применяются для уплотнения балласта и грунта на обочинах и в междупутьях, обратных засыпок, кабельных траншей, устройства асфальтовых покрытий на переездах.
Измерение ширины колеи и поперечного профиля пути при строительстве новых и текущем содержании существующих линий производят на уровне 3/8 дюйма ниже поверхности катания головок рельсов с помощью путевого шаблона, который позволяет определять численное значение в дюймах величины отклонения этих параметров от проектного положения.
Для погрузочно-разгрузочных и укладочных ра бот с рельсами применяют различной конструкции грузоподъемные траверсы к стреловым кранам, присоединяемые к канату грузовой лебедки. Оборудованная опорно-направляющими роликами траверса позволяет одному или двум рабочим перемещать рельс по ее роликам в продольном направлении при выполнении укладочных работ. Универсальная грузоподъемная траверса обеспечивает безопасные условия одновременной погрузки нескольких рельсов. Для подъема стреловым краном рельсовых звеньев служит грузоподъемная траверса.
На работах по местному ремонту пути применяют легкий гидравлический рельсоподъемник на комбинированном ходу. Несколько видов механизированного инструмента имеется для правки погнутостей рельсов, в том числе легкий гидравлический домкрат. Эти инструменты состоят из корпуса, рельсового захвата и гидравлического или механического (с храповым или винтовым механизмом) домкрата.
К простейшим измерительным инструментам, применяемым на ремонтных путевых работах, относятся рулетки с полотняной и металлической лентами. Рулетки с неэлектропроводной полотняной лентой предпочтительнее на линиях, оборудованных путевой сигнализацией. Недостатком полотняных лент являются их вытяжка в условиях высокой влажности воздуха и невысокая прочность. Более распространены рулетки с металлической лентой, обладающей большей прочностью и долговечностью, но работать с ними нужно осторожно, чтобы не шунтировать линии путевой сигнализации. Длина лент рулеток для путевых работ 6 и 50 футов. Первые применяют для измерения ширины колеи, межосевого расстояния между шпалами, вторые — для измерения длины рельсов, переводных брусьев.