Содержание материала

На некоторых железных дорогах этот метод применяют в течение многих лет наряду с заменой одной рельсовой плети. При одновременной замене обеих нитей все новые и использованные материалы поступают по рельсовой колее.

Обе рельсовые нити заменяют одновременно, поэтому новые рельсы используют в качестве временного пути, по которому перемещаются некоторые из путевых машин. В подготовительный период при этом методе работ перед рабочим поездом проходит небольшая платформа, оборудованная устройством для нанесения разметки краской. Платформа оборудована направляющими бегунками, позволяющими наносить краску узкой полоской по оси пути, как временного, так и будущего, вновь укладываемого.
Все работы выполняются из новых материалов, поэтому прежде всего на участок работ выходит рабочий поезд, составленный в следующем порядке: несколько силовых установок, вагоны для новых материалов и оборудования, включая подставки для временного пути, платформы: специальные для перевозки плетей бесстыкового пути и моторная, предназначенная для разгрузки новых и погрузки старых рельсовых плетей.
Рабочий поезд выезжает на участок производства работ и материалы с платформ разгружают через 20 футов или через другие интервалы, обусловленные последующей технологией производства работ. Моторную платформу, достигшую места укладки новых рельсовых плетей, используют для одновременной выгрузки обеих плетей через катки на направляющей тележке, прицепленной в 50 футах сзади. Поезда разгружают в процессе движения.
За рабочим поездом на шпалы устанавливают подставки напротив каждого стыка, центрируя их по оси пути, замаркированной краской на шпалах. Эти подставки создают опору для новых рельсовых плетей, уложенных так, что они образуют путь с шириной колеи 28 дюймов.
Старые рельсы грузят на те же платформы в сболченном состоянии в виде плетей, поэтому механизированные гайковерты не используют. Первыми на участке начинают работать механизированные костыледеры. Несколько рабочих вручную снимают противоугоны — они должны быть убраны полностью.
Некоторые бригады при одновременной замене обеих рельсовых нитей пропускают по старым рельсам машину для очистки концов шпал, прежде чем сдвинуть на них снимаемые рельсы. После очистки концов шпал движущийся по уложенным в виде узкой колеи рельсам уширитель колеи поднимает старые рельсовые плети и сдвигает их на концы шпал. Эти сдвинутые рельсовые плети в дальнейшем будут служить основанием для перемещения некоторых путевых машин при укладке новых рельсовых плетей при стандартной ширине колеи. Уширитель колеи буксирует за собой емкость, в которую двое рабочих складывают отсортированные костыли и противоугоны, а двое снимают старые рельсовые подкладки и складывают их в стороне от пути для последующей уборки.
Затем двое рабочих, сидя на самоходной тележке, перемещающейся по новым рельсам, уложенным при суженной ширине колеи, вставляют втулки в старые отверстия как раз против мест укладки рельсов стандартной ширины колеи. Для этого перед каждым рабочим укреплена емкость с заглушками. Еще двое рабочих, идя вслед, надежно вбивают заглушки в шпалы.
После этого машина разравнивает балласт. Двигаясь по суженной рельсовой колее, она работает по обе стороны от нее в зоне расположения рельсов при стандартной ширине колеи. Работа должна быть выполнена очень тщательно, чтобы обеспечить требуемое качество укладки балласта.
Необходимо обратить внимание на то, что, поскольку рельсы суженной колеи уложены на подставках, т. е. приподняты, занимая полосу шириной примерно 36 дюймов посередине колеи, разравнивание должно выполняться на очень ограниченном пространстве.
Поверхность шпал для укладки новых подкладок подготавливают машиной для затески и пропитки шпал, движущейся по суженной колее. Машина с обеих сторон оборудована режущими головками с гидравлическим приводом. Глубина затески регулируется бегунковыми колесами диаметром 36 дюймов, движущимися по свежезатесанной поверхности. В хвостовой части машины с каждой стороны установлен разбрызгиватель креозота для покрытия зоны предстоящей укладки подкладки.
После того как шпалы затесаны и пропитаны, по суженной колее перемещается машина, которая выравнивает подкладки. Двое рабочих с каждой стороны раскладывают подкладки на шпалы и плотно прижимают их под ползуном, движущимся по затесанным поверхностям.
Единственная машина, передвигающаяся по уширенной колее,— уширитель стандартной колеи. Непосредственно перед этой машиной концевые скользуны на подставках загибают вниз, чтобы создать рампу для перехода от подставки на новую подкладку. В результате новая плеть бесстыкового пути легко сдвигается с подставки на подкладку. На хвостовом конце уширителя колеи установлен пневматический молоток для забивки двух костылей в каждую 6—8-ю шпалу. В этих точках рельс укладывают на старое место, используя магнитный указатель, устанавливаемый на подошву рельса. Длина этого указателя такова, что при расчетном положении рельса конец указателя касается линии, нанесенной по оси пути. Рабочий, идущий за уширителем колеи, убирает рельсовые подставки за пределы пути, откуда их позже увозит специальная бригада. Если температура рельсов отличается от расчетной, то используют машину для нагревания рельсов, а затем рихтовочно-зашивочную. Ее обслуживают механик и два рабочих. Они рихтуют и пришивают новый рельс к каждой 6— 8-й шпале. Рихтовка выполняется с помощью гидравлической системы. Каждый из рабочих наживляет со своей стороны рельса по 2 костыля и забивает их пневматическим молотком. К этой машине прицеплена длинная узкая тележка с костылями, подаваемыми на уровне головки рельса с внутренней стороны, что обеспечивает удобный доступ при забивке путевым инструментом. Следующие за тележкой несколько рабочих пневматическими молотками плотно добивают костыли в шпалы. Вслед за этим устанавливают новые рельсовые противоугоны. Часто для этого используется самоходная путевая тележка, позволяющая двум рабочим (по одному у каждой рельсовой нити) раскладывать противоугоны в соответствии с заданной схемой. Специальное устройство устанавливает и зажимает противоугоны на каждой рельсовой нити отдельно.
В современных условиях существует возможность усовершенствовать эту операцию с помощью автоматического устройства. Недавно созданное парное автоматическое устройство позволяет одному человеку управлять установкой противоугонов на обеих рельсовых нитях.
Если предусматривается упрочнение концов рельсов, применяется самоходная тележка для транспортировки баллонов с газом для нагревания и компрессора для воздушного охлаждения.
Как только путевые машины, передвигающиеся по суженной колее, достигнут конца нового рельса, их нужно вновь перевести на стандартную колею. Для этого устраивают короткий переходной участок, по которому переводят весь комплекс путевых машин на стандартную колею, освобождая суженную колею. На переходном участке работы выполняют вручную.

Контроль качества работ.

В процессе выполнения всех операций по замене рельсов нужно контролировать различные моменты, чтобы обеспечить производство работ в соответствии с установленными нормативами.
Особенно большое значение имеют:

  1. обеспечение расчетных и одинаковых стыковых зазоров;
  2. проверка чистоты зазоров между концами новых рельсов и стыковыми накладками и наличия смазки в этих зазорах, чтобы обеспечить равномерное расширение и сжатие в пределах стыковых зазоров;
  3. укладка подкладок строго перпендикулярно оси рельса;
  4. вертикальная забивка рельсовых костылей, но без плотного прилегания к подошве рельса;
  5. оберегание рельсов, особенно их подошвы, от повреждений в процессе выполнения работ;
  6. обеспечение плотного прилегания стыковых накладок к подошве рельса;
  7. равномерная затяжка путевых болтов;
  8. поддержание температуры плетей бесстыкового пути при укладке в заданном диапазоне;
  9. установка противоугонов немедленно после укладки рельсов;
  10. выполнение всего комплекса ежедневных работ в полном объеме (включая зашивку костылей, сболчивание, установку противоугонов и постановку рельсовых соединителей).

Создание расчетных стыковых зазоров при замене звеньевого пути — один из важнейших факторов последующего хорошего текущего содержания пути. Для этого используют металлические, деревянные или пластмассовые вкладыши соответствующих размеров. Необходимо часто проверять ширину колеи вновь уложенного пути.

Последующие работы.

Нужно учитывать разнообразные условия при определении места расположения рельсовых стыков. Стыки следует размещать с обеих сторон от стрелочного перевода, у переездов, у сигналов для обеспечения границ рельсовых цепей. Временные стыки устраивают в конце участков работ каждого дня, если после этого должно быть открыто движение поездов, или для пропуска каждого поезда.
Длительное время рельсы разрезали рельсорезными или сверлильными станками.  Обычно желательно максимально использован перерывы в работе по укладке рельсов для погрузки убираемых материалов.