Содержание материала

Поливочные машины.

Поливочные машины до работы грунтоуплотнителей увлажняют грунт до оптимальной влажности, что позволяет обеспечить максимальное уплотнение.
Обычно полив выполняется после боронения для лучшего перемешивания. Поливочная машина обычно представляет собой автоцистерну с одной или несколькими распределительными трубами, установленными спереди или сзади машины. На трубах сделано несколько боковых отверстий для равномерного полива. Автоцистерны могут также иметь сопло для разбрызгивания воды под давлением. Расход воды из цистерны управляется с помощью быстродействующего клапана.

Автосамосвалы, прицепы и землевозы.

Существует много различных типов автомобилей-самосвалов, прицепов и землевозов всевозможных видов и размеров для работы с грейдер-элеваторами, экскаваторами, кранами и погрузчиками. Используются транспортные средства, которые разгружаются сбоку, с конца и через днище кузова. Они имеют широкий диапазон грузоподъемности до 100 т и свыше.
Большие землевозы, прицепы и самосвалы с кузовами, опрокидывающимися с торца, могут упростить и ускорить погрузку там, где применяются драглайны и экскаваторы прямая лопата большой вместимости. Специфический тип разгрузочных устройств может оказаться более выгодным, чем обычный, там, где регулируемое разравнивание —  более важный фактор по сравнению с обычными разгрузочными операциями.
Современные транспортные средства оборудуются турбокомпрессорами, мощными дизельными двигателями, автоматическими трансмиссиями, мотор-колесами с планетарными передачами, полностью гидравлическим управлением, независимой, самостоятельной гидропневматической подвеской, поглощающей толчки при погрузке и движении, и специально сконструированными кузовами для обеспечения рациональной развески под нагрузкой.
Почти все тяжелое оборудование легко разбирается для транспортировки на низкорамных прицепах, которые перемещаются с высокой скоростью, что обеспечивает более высокую степень использования оборудования.

Производительность машин.

Большой парк оборудования, необходимый для сооружения и эксплуатации земляного полотна, требует по крайней мере основных знаний экономики производства. Эффективность машины определяется сравнением фактической часовой производительности машины с требуемой, а также эксплуатационными расходами.
Производительность машин представляет собой часовой темп, с которым перемещается грунт. Для большинства землеройно-транспортных операций производительность вычисляется умножением количества грунта, перемещаемого за цикл, на число циклов в час.
Наиболее точный метод определения фактического количества перемещаемого грунта — взвешивание. Для транспортного оборудования обычно взвешивается одно колесо или ось во время прохождения плоских весов. Можно использовать любые весы достаточной грузоподъемности и точности. Во время взвешивания машина должна занимать относительно ровное положение для уменьшения ошибки. Для получения достоверного среднего значения должно быть достаточное количество взвешиваний.
Для оценки производительности должно быть установлено число полных ездок, которые машина делает за час. Во-первых, должно быть определено время цикла машины по секундомеру. Для получения среднего времени цикла нужно измерить время нескольких полных циклов.
С помощью часов могут быть записаны для каждого цикла такие его элементы, как время погрузки, ожидания и т. д. Знание времени отдельных операций дает возможность оценить соотно шение между дальностью возки и эффективностью работы. Приведенная таблица является примером формы, на основании которой целесообразно изучать время загрузки скрепера (табл. 3).
В эту таблицу можно также включить другие элементы цикла, такие, как время возки, разгрузки и т. д. Аналогичные формы таблиц можно составить для толкачей, погрузчиков, бульдозеров и т. д.
Время ожидания — время, в течение которого машина должна ожидать другую машину, с которой работает совместно (транспортная машина ожидает толкач). Время задержки — это любое время, кроме времени, когда машина находится под погрузкой, в течение которого она не участвует в рабочем цикле (скрепер ожидает, чтобы пересечь железнодорожный путь).

Таблица 3.


Суммарное время цикла (без задержек)

Время прибытия в выемку

Время ожидания

Начало загрузки

Время загрузки

Конец загрузки

Начало задержки

Время задержки

Конец задержки

 

0,00

0,030

0,30

0,60

0,90

 

 

 

3,50

3,50

0,30

3,80

0,65

4,45

 

 

 

4,00

7,50

0,35

7,85

0,70

8,55

9,95

1,0

10,95

4,00

12,50

0,42

12,92

0,68

13,60

 

 

 

Для того чтобы установить число ездок за 1 ч при 100%-ной эффективности, нужно 60 мин разделить на среднее время цикла, в котором не учитывается время на ожидание и задержки. Время цикла может включать или не включать в себя время на ожидание или задержки. Поэтому можно рассчитать различные виды производительности: фактическую (измеренную) производительность, производительность без учета ожидания и задержек, максимальную производительность и т. д.

Оборудование на железнодорожном ходу.

Несмотря на то, что спросом пользуется оборудование для земляных работ, работающее «с поля», существует несколько видов машин на железнодорожном ходу, которые совершенно необходимы для некоторых железнодорожных сооружений: струг, управляемые сжатым воздухом саморазгружающиеся вагоны (думпкары), экскаватор прямая лопата и кран.
Струг работает совместно с локомотивом. С каждой стороны струга расположены крылья, которые складываются вдоль машины, когда она находится в нерабочем состоянии. Крылья в рабочем положении раскрываются под углом приблизительно 45° при помощи гидравлического управления. Они управляются раздельно или совместно и могут подниматься на 1 фут и опускаться на 3 фута ниже головок рельсов. Машина оборудована отвалом для очистки в междупутье и с внешней стороны рельсов.
Струг выполняет следующие виды работ: нарезка или создание новых кюветов с высокой точностью, очистка существующих кюветов, обеспечение водоотвода независимо от уклона железной дороги или направления;
профилирование и создание проектного поперечного сечения земляного полотна, срезка откосов, перемещение грунта из выемки в насыпь за один проход, удаление растительности на сильно заросших площадях около пути, переход от разравнивания к рытью кюветов за несколько секунд, уширение выемок, наращивание земляного полотна для подъемки пути и профилирование основной площадки земляного полотна для обеспечения надлежащего водоотвода;
профилирование насыпей с зауженной обочиной, уширение насыпей, срезка земляного полотна; измельченных и промышленных отходов, шлак; горячих шлаковых отвалов, срезка пустой породы, покрывающей руду, машинная очистка станции, удаление грязи из шпальных ящиков или очистки балласта, удаление грязного балласта с помощью ползучего путеподъемника, уширение и планировка бровок берм, работы по сооружению каменных набросок и по погрузке и зачистке остатке на станциях и на главных линиях;
сдвижка и рихтовка пути, уборка дорожного покрытия типа «макадам» или переездов, сооружение канав для кабелей специальных коммуникаций в основании берм, подготовка земляного полотна для соседнего обгонного или параллельного пути, восстановление формы и вида поперечного сечения берм, разравнивание штабелей руды и угля, уборка нанесенного песка и пыли, уборка льда и снега и балластные работы.
Грунт, разрабатываемый экскаваторами пряма лопата, часто грузят в думпкары — они легко загружаются, перевозятся и быстро разгружаются. Думпкары целесообразны при работах по уширению насыпей, перевозке и распределению каменной наброски, для размещения излишков разработанного грунта и его удаления. Обычно гpyзoпoдъeмность думпкаров составляет 70 т, но есть думпкары грузоподъемностью от 40 до 100 т.
Думпкар предназначен для быстрой разгрузки грунта (как одного, так и многих думпкаров составе поезда) при помощи сжатого воздух поездной магистрали. Кузов думпкара состоит и плоского днища, неподвижных торцовых и поворачивающихся вниз боковых бортов, которые при наклоне кузова на угол около 50° для разгрузки препятствуют засорению балластной призмы разгружаемым материалом. Думпкар можно разгружать с любой стороны при помощи мощных телескопических воздушных цилиндров и возвращать нормальное положение в течение минуты. Когда кузов выровнен, боковые борта закрываются автоматически простым синхронизирующим механизмом.